Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
методическая разработка (младшая группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются.

Великий педагог А. Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Обязательно играйте с детьми! То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на его эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию.

Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

МБДОУ Детский сад

комбинированного вида № 4

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

                 

"Как играть с детьми раннего возраста"

Подготовила:

Учитель-логопед

МАДОУ ДС № 4

                                      Шнайдер Ж.Н

                                  г. Волчанск – 2022 г.

Безусловно, дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками или со взрослыми.

Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой.

Что же даёт ребёнку игра? Да практически все: удовольствие; знакомство с нормами и правилами жизни; общение со сверстниками; возможность выражать свои эмоции; возможность выбирать свои игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню); внутреннюю свободу (играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).

Давайте рассмотрим игры, которые необходимы для развития детей раннего возраста.

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.

Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Очень полезны детям игры с водой. - Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку? Наполнить бутылку до половины – она будет плавать. Налить бутылку доверху – она будет тонуть.

 - «Фонтан» из бутылки. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки) и смотрим – тонет – не тонет, вылавливаем игрушки, «дождь» из губки.

– Познакомьте ребёнка с разной температурой: холодно-тепло-горячо, со льдом (растворяется - не растворяется; тает - не тает).

- Пересыпайте песок, стройте из него замки.

- Очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики игры с тестом. Они расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Предложите детям несколько комочков теста, пусть он их помёт пальчиками, ладошкой, украсьте лепёшку теста горохом, фасолью, слепите колобок, можно нанизать шарики из теста на палочку или карандаш.

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться. К моторным играм также относятся пальчиковые игры и гимнастика (делайте с ребёнком упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами; «танцуйте» пальцами, хлопайте в ладоши; занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, счётными палочками; попробуйте технику рисования пальцам, добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа; давайте детям лущить горох и чистить арахис).

«Игра-возня». Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же фразу. Попробуйте, вместо того, чтобы злиться, лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.

Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например: Плечи, коленки, носки, голова, Носики, ушки, рот и глаза.  Расширяйте словарь детей с помощью игр (каких ты знаешь животных, птиц; кто как передвигается; кто, где живёт и т.п.)

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых может позволить родителям узнать, как воспринимают их дети.

 Учите детей играть с куклами (укладываем, кормим, одеваем на прогулку, делаем зарядку, лечим), инсценируйте простые сказки с помощью игрушек, масок, кукольного или пальчикового театра.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

!!!!!!!!!!!!

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

· К 1 году ребенок не может произнести ни слова, не может выполнить простые просьбы («покажи», «принеси»).

· К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

· К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы («Сходи на кухню и принеси чашку»), не узнает близких на фотографиях.

· К 2, 5 годам не понимает разницы между словами: «большой» и «маленький».

· К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать. Не может ответить на вопрос, как его имя.

В развитии речи ребенка 2-го года жизни следует выделить два направления:

  1. Малыш учит значения слов.
  2. Учится произносить эти слова.

Как мы сказали вначале, понимание в этом возрасте развивается с опережением активного произнесения.

Чтобы развивать активную речь ребенка:

-  родителям следует побольше с ним разговаривать;

- употреблять при этом простые предложения;

- учить просить нужные ему вещи, это будет способствовать усилению необходимости в общении со взрослыми и интереса к самостоятельному произнесению слов;

- полезно разыгрывать короткие сценки с игрушками, в которых действия всех участников сопровождаются речью.

Это период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным) для развития речи ребенка.

МБДОУ Детский сад

комбинированного вида № 4

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

                 

Речевое развитие детей раннего возраста

(2 – го года жизни)

https://medaboutme.ru/upload/iblock/9f1/shutterstock_363627791.jpg

Подготовила:

Учитель-логопед

МАДОУ ДС № 4

                                      Шнайдер Ж.Н

                                  г. Волчанск – 2022 г.

Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства и развития речи.

Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности - ведущей деятельности детей этого возраста.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. 

Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу.

Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному, создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления.

Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослым, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога.

У ребенка увеличивается словарь. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов.

К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения.

Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться.

Рекомендации по развитию речи детей второго года жизни

1. Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной.

2. Исправляйте все ошибки в речи вашего ребенка.

3.Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребенку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение – серьезное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни.

4. Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Где?» «Что делает?». Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом. 

5. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки.

6. Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ему поручения по дому, благодарите за помощь.

7. Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Вспомните самые интересные моменты.

8. Развивайте у ребенка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.

9. Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка. Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни, напрямую связана с развитием у них речевой функции.

10. Поощряйте употребление ребенком различных интонаций.

11.Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении множество жестов, предпочитает заменять ими слова при объяснении чего либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи. 12. Оценивая речевые способности ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых ваших ребенком – со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребенка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.

13. Постепенно усложняйте задания, адресованные ребенку, по содержанию и форме.

14. Хвалите малыша – это будет стимулировать его к освоению нового.