Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»
методическая разработка

Патлина Ирина Александровна

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.

Задачи:

1. Обобщение опыта по теме «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа методов и приёмов, направленных на формирование речевых навыков

3. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Участники: Педагоги

Форма проведениямастер – класс

Оборудование: карандаши, манка, фасоль, кукуруза, соя, подносы, макаронные изделия «Перья», шнурок, бархатная бумага аудиозапись музыки, презентация.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли(да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

 

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть(да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию речи детей младшего возраста, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях.

Слайд 2

Существует такое высказывание-

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» определяет обязательный минимум содержания программы по образовательной области «Речевое развитие», в которое входит развитие общения, обогащение активного словаря, что является одним из основных направлений речевого развития в раннем возрасте, которое сопровождается интенсивным развитием всех психических процессов, особенно мышления.

Наблюдения из опыта работы показывают, что число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Дети позже начинают говорить, речевая активность у многих детей на низком уровне, словарный запас не соответствует возрасту, что в свою очередь сказывается на дальнейшем развитии, поэтому речевое развитие является одной из актуальных проблем.

Речь является важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью, в процессе которой развивается познавательная активность на основе наглядно – действенной формы мышления, связанной с овладением ходьбой, ориентировкой в пространстве. Дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Они не только изучают сами предметы, но и стремятся овладеть, подражая взрослым, действиями, которые те совершают с данными предметами. В процессе манипуляции, на основе полученных впечатлений, у детей создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, ребенок двух - трех лет познает по признаку «Что вижу,

 с чем действую, то и познаю».

Действительно, наблюдая за детьми, можно заметить, что дети с большим интересом обследуют предметы самым разнообразным способом: вертят, крутят, трясут, бросают, ломают, тем самым постигают признаки и свойства предметов, сопровождая это эмоциями и речью. Это говорит о том, что одновременно с познанием предметного содержания окружающей действительности в процессе предметной деятельности происходит эмоциональное освоение мира и развитие речи, что является очень важным.

Для ребенка ценны сами по себе действия с предметами. Знакомясь с предметом на уровне восприятия, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства. Он запоминает предметыдействия с ними, обозначает их словом.

Все эти особенности определяют специфику организации работы по речевому развитию в процессе овладения предметными действиями, в основе которой положена в первую очередь, организация предметно - пространственной развивающей среды, созданная с учетом всех требований ФГОС.

В 2-3 года речь ребёнка становится не только средством общения со взрослыми в самых различных ситуациях, но и средством познания. Дети воспринимают окружающий мир при помощи разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий, что позволяет ребёнку выделять широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон.

Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речипредполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребёнком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.

Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами.

Речевые задачи практически решаются во всех видах организованной деятельности, в процессе которых у малышей развиваются не только овладение предметными действиями, но и речь. Не научит взрослый ребёнка в процессе деятельности, как действовать с предметами, использовать сюжетные и дидактические игрушки, - всё бодрствование будет проходить в разбрасывании предметов и игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.

В своей практике широко использую следующие методы:

Слайд 4

  Рассматривание предметов («Что это?»«Что делает мячик?»(фото с мячиком)

Слайд 5

 «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек). (фото с кроваткой и собачкой)

Слайд 6

 Дидактические игры и упражненияпредполагающие употребление слов на активизацию словаря, обозначающих свойства, качества предметов, сенсорных эталонов (форма, цвет, величина). Такие игры, как «Что за форма«Дружные ребята»«Весёлый паровозик»«Умные прищепки»  помогают значительно расширить чувственный опыт малышей. Процесс восприятия всегда нужно сопровождать словом, называя качества предметов и явлений (шарик круглый, гладкий, красный; музыка весёлая, грустная, тихая, громкая; звуки длинные, короткие, и т. п.). Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. (фото с кубиками)

Слайд 7

 Поручения повторения   (покажи  большую пирамидку, сложи пирамидку правильно)

Слайд 9

 Сюжетно дидактические игры («Напоим Катю чаем» - можно побудить детей к произношению названий посуды, их частей, а также действий (напоить, повесить, положить, поставить). В сюжетных играх развивается диалогическая речь. Мы играем с детьми, используем речевые диалоги. («Что ты даешь Пете?» Таблетку)

Слайд 11

Организуя игры, экспериментирование или наблюдение, использую разнообразные приёмы, направленные на развитие активной речи детей, например,

Речевое подражание («Как мычит корова?»)

Слайд 12

Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (матрешка большая и маленькая), Что есть у машины? (Машинка – большая и маленькая, кошка – пушистая и т. д.)

Повторение одного и того же задания несколько раз (повтори, что это?- машина );

Слайд 14

- Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.»«Где ты взял мишку? Покажи».)

Вашему вниманию были представлены методы и приемы активизации речи и приёмы обогащения и уточнения словаря, которые я использую в своей работе.

Еще в процессе предметной деятельности у ребенка развивается мелкая моторика, которая связана напрямую с развитием речи и интеллекта.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной.

Хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой).

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.

Давайте и мы попробуем:

«Рисуем щепотками снежинки»,

«Рисуем кулачком узоры»

«Рисуем солнышко»

«Рисуем дорожку». Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, затем указательным и маленькую дорожку мизинце.

При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. и. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.

«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

1. «Скворечник»

Мы строим скворечник

У нас есть чертеж,

Чтоб домик наш был

На скворечник похож (М. Гусева.)

 

Игра «Золушка»- Рассортировать фасоль, горох, кукурузу. Представьте, что каждая из вас – Золушка. Вам нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки. Начинаем. Молодцы! Золушки.

Перебрали Золушки фасоль, а теперь порисуем фасолью.

Выкладывание контуров предметов фасолью. Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой воздушный шарик. Фасоль берем из кружечки.

Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

 В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. 

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Мячик.

Мячик мой  не отдыхает

На ладошке он гуляет

Взад – вперед его качу

Вправо – влево как хочу!

Комментарий: проделывая эти упражнения, можно произносить стишок, который свяжет  ваши действия со словами.

Например «Стишок № 1»:

Ежик в руки мы возьмем,  (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.  (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх  и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Например «Стишок № 2»:

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Например «Стишок № 3»:

 (Движения выполняются по тексту)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.        

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

Например «Стишок № 4»:

 (Движения выполняются по тексту)

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

Например «Стишок № 5»:

Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(выполняем круговые движения мячиком между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит

(перебираем мяч пальчиками)

Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да!

(движения мячом по пальчикам)

Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

(Упражнение проводится с педагогами).

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно

  Мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

Творческих всем успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_master_klass.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

 

 ПОДГОТОВИЛА

Воспитатель первой младшей группы

Патлина Ирина Александровна

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.

Задачи:

1. Обобщение опыта по теме «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа методов и приёмов, направленных на формирование речевых навыков

3. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Участники: Педагоги

Форма проведениямастер – класс

Оборудование: карандаши, манка, фасоль, кукуруза, соя, подносы, макаронные изделия «Перья», шнурок, бархатная бумага аудиозапись музыки, презентация.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли(да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть(да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию речи детей младшего возраста, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях.

Слайд 2

Существует такое высказывание-

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» определяет обязательный минимум содержания программы по образовательной области «Речевое развитие», в которое входит развитие общения, обогащение активного словаря, что является одним из основных направлений речевого развития в раннем возрасте, которое сопровождается интенсивным развитием всех психических процессов, особенно мышления.

Наблюдения из опыта работы показывают, что число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Дети позже начинают говорить, речевая активность у многих детей на низком уровне, словарный запас не соответствует возрасту, что в свою очередь сказывается на дальнейшем развитии, поэтому речевое развитие является одной из актуальных проблем.

Речь является важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью, в процессе которой развивается познавательная активность на основе наглядно – действенной формы мышления, связанной с овладением ходьбой, ориентировкой в пространстве. Дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Они не только изучают сами предметы, но и стремятся овладеть, подражая взрослым, действиями, которые те совершают с данными предметами. В процессе манипуляции, на основе полученных впечатлений, у детей создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, ребенок двух - трех лет познает по признаку «Что вижу,

 с чем действую, то и познаю».

Действительно, наблюдая за детьми, можно заметить, что дети с большим интересом обследуют предметы самым разнообразным способом: вертят, крутят, трясут, бросают, ломают, тем самым постигают признаки и свойства предметов, сопровождая это эмоциями и речью. Это говорит о том, что одновременно с познанием предметного содержания окружающей действительности в процессе предметной деятельности происходит эмоциональное освоение мира и развитие речи, что является очень важным.

Для ребенка ценны сами по себе действия с предметами. Знакомясь с предметом на уровне восприятия, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства. Он запоминает предметыдействия с ними, обозначает их словом.

Все эти особенности определяют специфику организации работы по речевому развитию в процессе овладения предметными действиями, в основе которой положена в первую очередь, организация предметно - пространственной развивающей среды, созданная с учетом всех требований ФГОС.

В 2-3 года речь ребёнка становится не только средством общения со взрослыми в самых различных ситуациях, но и средством познания. Дети воспринимают окружающий мир при помощи разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий, что позволяет ребёнку выделять широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон.

Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речипредполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребёнком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.

Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами.

Речевые задачи практически решаются во всех видах организованной деятельности, в процессе которых у малышей развиваются не только овладение предметными действиями, но и речь. Не научит взрослый ребёнка в процессе деятельности, как действовать с предметами, использовать сюжетные и дидактические игрушки, - всё бодрствование будет проходить в разбрасывании предметов и игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.

В своей практике широко использую следующие методы:

Слайд 4

  Рассматривание предметов («Что это?»«Что делает мячик?»(фото с мячиком)

Слайд 5

 «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек). (фото с кроваткой и собачкой)

Слайд 6

 Дидактические игры и упражненияпредполагающие употребление слов на активизацию словаря, обозначающих свойства, качества предметов, сенсорных эталонов (форма, цвет, величина). Такие игры, как «Что за форма«Дружные ребята»«Весёлый паровозик»«Умные прищепки»  помогают значительно расширить чувственный опыт малышей. Процесс восприятия всегда нужно сопровождать словом, называя качества предметов и явлений (шарик круглый, гладкий, красный; музыка весёлая, грустная, тихая, громкая; звуки длинные, короткие, и т. п.). Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. (фото с кубиками)

Слайд 7

 Поручения повторения   (покажи  большую пирамидку, сложи пирамидку правильно)

Слайд 9

 Сюжетно дидактические игры («Напоим Катю чаем» - можно побудить детей к произношению названий посуды, их частей, а также действий (напоить, повесить, положить, поставить). В сюжетных играх развивается диалогическая речь. Мы играем с детьми, используем речевые диалоги. («Что ты даешь Пете?» Таблетку)

Слайд 11

Организуя игры, экспериментирование или наблюдение, использую разнообразные приёмы, направленные на развитие активной речи детей, например,

Речевое подражание («Как мычит корова?»)

Слайд 12

Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (матрешка большая и маленькая), Что есть у машины? (Машинка – большая и маленькая, кошка – пушистая и т. д.)

Повторение одного и того же задания несколько раз (повтори, что это?- машина );

Слайд 14

- Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.»«Где ты взял мишку? Покажи».)

Вашему вниманию были представлены методы и приемы активизации речи и приёмы обогащения и уточнения словаря, которые я использую в своей работе.

Еще в процессе предметной деятельности у ребенка развивается мелкая моторика, которая связана напрямую с развитием речи и интеллекта.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной.

Хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой).

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.

Давайте и мы попробуем:

«Рисуем щепотками снежинки»,

«Рисуем кулачком узоры»

«Рисуем солнышко»

«Рисуем дорожку». Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, затем указательным и маленькую дорожку мизинце.

При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. и. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.

«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

1. «Скворечник»

Мы строим скворечник

У нас есть чертеж,

Чтоб домик наш был

На скворечник похож (М. Гусева.)

Игра «Золушка»- Рассортировать фасоль, горох, кукурузу. Представьте, что каждая из вас – Золушка. Вам нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки. Начинаем. Молодцы! Золушки.

Перебрали Золушки фасоль, а теперь порисуем фасолью.

Выкладывание контуров предметов фасолью. Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой воздушный шарик. Фасоль берем из кружечки.

Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

 В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. 

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Мячик.

Мячик мой  не отдыхает

На ладошке он гуляет

Взад – вперед его качу

Вправо – влево как хочу!

Комментарий: проделывая эти упражнения, можно произносить стишок, который свяжет  ваши действия со словами.

Например «Стишок № 1»:

Ежик в руки мы возьмем,  (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.  (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх  и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Например «Стишок № 2»:

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Например «Стишок № 3»:

 (Движения выполняются по тексту)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.        

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

Например «Стишок № 4»:

 (Движения выполняются по тексту)

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

Например «Стишок № 5»:

Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(выполняем круговые движения мячиком между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит

(перебираем мяч пальчиками)

Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да!

(движения мячом по пальчикам)

Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

(Упражнение проводится с педагогами).

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно

  Мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов по теме «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют мо...

мастер класс для педагогов ДОУ: "Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников"

Мастер класс был подготовлен для выступления на конкурсе: "Воспитатель года 2018"...

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое  развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....

Мастер-класс для педагогов "Слушание классической музыки в активной форме"

Мастер-класс для педагогов "Слушание классической музыки в активной форме"....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....