Главные вкладки

    Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
    методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Жардимова Елена Дмитриевна

    Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologii_r.r.docx52.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка

    Ивантеевского района Саратовской области

    Мастер-класс «Использование инновационных технологий

    в процессе образовательной деятельности по речевому развитию

    дошкольников в рамках ФГОС ДО»

                                                           Подготовила восп-ль I квалификационной категории:

                                                                                                                              Жардимова Е.Д.

    2019 год

    Цель мастер-класса:

    - Повышение профессионального уровня педагогов; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.

    Ход мастер-класса:

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Слайд

    Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".

    Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

    Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и то, как я использую их на практике.

    Слайд

     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) «речевое развитие» включает:

    • владение речью как средством общения и культуры;

    • обогащение активного словаря;

    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    • развитие речевого творчества;

    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

    Можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, Вы видите их на слайде.

    Слайд

    - технологии развивающего обучения,

    - технологии проблемного обучения,

    - игровые технологии,

    - информационные технологии,

    - здоровьесберегающие технологии

    - альтернативные технологии.

    Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.

    Слайд

          К игровым педагогическим технологиям относят:

    - игры на развитие мелкой моторики;

    - театрализованные игры;

    - дидактические игры;

    - сюжетно-ролевые игры.

    Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

    Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

    Слайд

    Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

    Предложить педагогам различные проблемные ситуации.

    Слайд

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

    - артикуляционную гимнастику;

    - пальчиковую гимнастику;

    - дыхательную гимнастику;

    - гимнастику для глаз;

    ритмопластику и т. д.

    Слайд

    Альтернативные технологии

    В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии (ТРИЗ. Мнемотехника)

    Слайд

    Технологии развивающего обучения.

    Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный признак развивающего обучения.

    А что может являться существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!

    Я хочу познакомить вас с несколькими необычными, инновационными играми, которые я использую в своей работе.

    Слайд

    Еще одна техника - «Друдлы».

    Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!

     Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их. (педагоги работают)

    Эта техника позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей.

    Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.

    Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

    Предложить коллегам выполнить скрайбинг по сказке«Благодарный медведь».

    Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл. Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл. Всей деревней этот мёд ели.

    Слайд

    Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам».

    Правила составления синквейна таковы:

    1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
    2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
    3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
    4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

    5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации)

     ………….

    Слайд

    Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

    - открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

    - способствует обогащению и активизации словаря;

    - носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

    используется для закрепления изученной темы;

    является игровым приемом.

    При творческом использовании синквейна на НОД он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра- ведь сочинять весело, полезно и легко.

    Самое главное: Синквейн –получается у всех! .

    Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

    Предложить коллегам составить синквейн.

    Я благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые сегодня в мастер-классе методы помогут вам в дальнейшем, позволят добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станут изюминкой в работе с детьми.

    В заключении я хотела бы раздать вам памятки и познакомить с правилами

     Для смелых и упорных педагогов:


    • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
    • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
    • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!


    Успехов вам и творчества.

    Всем большое спасибо.

                                                                 ПАМЯТКА

                                              «Для смелых и упорных педагогов»


    • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
    • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
    • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!


    ПАМЯТКА

    «Для смелых и упорных педагогов»


    • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
    • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
    • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!


    ПАМЯТКА

    «Для смелых и упорных педагогов»


    • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
    • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
    • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

                                                                   

                                                                   ПАМЯТКА

                                             «Для смелых и упорных педагогов»


    • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
    • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
    • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!


                                         

                    «Благодарный медведь»

    Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл. Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл. Всей деревней этот мёд ели.

    СЕМЬЯ

    ДРУЖБА

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

    Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил»....

    МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

    Консультация на тему:Использование современных образовательных ИК технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

    Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...

    Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

    Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...