Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
консультация

Климонтова Елена Владимировна

Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагог, грамотно владеющий речью и правильно использующий методы и приемы развития речи дошкольников, в настоящее время – редкость. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Сегодня я хочу рассказать вам о инновационных технологиях, которые можно применять развитии речи детей дошкольного возраста.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) :

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОДиспользование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

- технологии развивающего обучения,

- технологии проблемного обучения,

- игровые технологии,

- компьютерные технологии,

- здоровьесберегающие технологии

Игровые педагогические технологии

Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.

К игровым технологиям относят:

- игры на развитие мелкой моторики;

- театрализованные игры;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры.

Инновационные игровые технологии – это технологии, появившиеся сравнительно недавно. Хочу познакомить вас с некоторыми инновационными игровые приемы: игра «Поезд»«Салат из сказок».

Цель игры «Поезд» (по-другому она называется «Голова – туловище - хвост») – определение места звука в слове. На доску прикрепляется нарисованный поезд: голова и 2 вагона, в каждом из которых имеются кармашки. Раздать детям картинки и дать задание: определить место звука А (например) в словах. В соответствии с местом звука картинка помещается в нужный вагон. Данная игра полезна при подготовке детей к обучению грамоте.

Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и память, мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

• развивающий материал используется в качестве ее средства;

• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

Можно использовать такую игру как  «Что делать если…»

Педагог говорит:

-Я буду называть слова, если в слове есть звук Б, встаньте, если П –присядьте: поезд, бабочка, капуста, поле, булка, вагон, сахар, книга…

Конечно, возникает вопрос, а что делать, если заданного звука нет в слове? Таким образом мы не только развиваем внимание, но и побуждаем детей к речевой активности. Данную игру можно использовать на занятии вместо физкультминутки.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

- артикуляционную гимнастику;

- пальчиковую гимнастику;

- су –Джок –терапию;

- дыхательную гимнастику;

- гимнастику для глаз;

-ритмопластику и т. д.

Помимо основных методов можно использовать «Кричалки – шепталки - молчалки».

По сигналу дети выполняют определенные задания: если показать карточку зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если карточку желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если карточка красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физкультминутки.

Альтернативные технологии

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Технология ТРИЗ

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Данную работу я проводят поэтапно:

На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружаютразвить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: например, новую игрушку.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.

Можно поиграть с детьми игру «Ответ на лбу».

Цель ее – угадать предмет по описанию товарищей.

Еще одна игра по технологии ТРИЗ – «Сказки от живых капель и клякс».

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы«на что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что напоминает?», далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку. Эта игра развивает не только речь, мышление, но и само выдувание клякс является своеобразной дыхательной гимнастикой.

Технологии развивающего обучения.

В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный признак развивающего обучения.

А что может являться существенным признаком развивающего обученияЧто создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!

Вот несколько инновационных игр:

1.«Волшебные колечки» - эта игра построена на методе мнемотехники. Она помогает запоминать небольшие стихотворения с помощью колечек с изображение определенных предметов. Так же эту игру можно использовать в качестве пальчиковой гимнастики.

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?

Под корягой - старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике - лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать

Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.

Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

«Благодарный медведь». Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл. Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл. Всей деревней этот мёд ели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...

Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников"

Цель мастер-класса: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Одной из ведущих задач, котору юрешают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна т....

: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».

Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...

консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».

Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....