Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Шубина Ирина Николаевна Уварово

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, его взаимоотношения с окружающими людьми и опыт его переживание может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние не его психологическое здоровье, на настоящую и его будущую жизнь. Программа направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priobshchenie_rebenka_k_sotsialnomu_miru.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Ивушка»

        

Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья

«Приобщение ребенка

к социальному миру»

автор-составитель:

педагог-психолог

 Шубина Ирина Николаевна.

Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.

Современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания определяется влиянием идей мирового сообщества о праве каждого ребенка на благополучное детство, обеспечение условий для полноценного физического и психического развития, на реализацию его задатков и способностей.

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам.

Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее взрослые.

Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, его взаимоотношения с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его психологическое  здоровье, на настоящую и будущую жизнь.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему.

Как говорил Д.Б.Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Присущая им особенность – устанавливать связи и зависимости – важное приобретение детства, существенный этап в интеллектуальном развитии. Но, замечая разные явления и факты, дети далеко не всегда способны проникнуть в сущность, глубину явлений.

Дошкольник не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психологическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

Поэтому эта тема особенно актуальна и значима в настоящее время.

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Цель: формирование психологического здоровья через моделирование социальных отношений дошкольников.

Поставленная цель реализуется посредством следующих задач:

- Выявить психологические особенности детей;

- Адаптировать методику формирования психологического здоровья для дошкольников;

- Сформировать навыки моделирования социальных отношений;

- Развивать эмоциональную и коммуникативную сферы у детей;

- Организовать деятельность детей для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач .

-Организовать беседу по итогам проведенного исследования;

- Подготовить  презентацию.

Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Необходимым условием эффективности является активное участие в ней педагогов и родителей.

В основе программы рассматривается психологическое здоровье дошкольников и совокупность следующих компонентов:

аксиологический –  абсолютное принятие себя и других;

инструментальный – освоение навыков моделирования социальных отношений, владение рефлексией как средством самопознания, умение понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других, свободное проявление чувств без причинения вреда другим;

потребностно-мотивационный – направлен на формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, формирование потребности в самоизменении, личностном росте.

Факторы нарушения психологического здоровья детей

Формирование социальных отношений дает попытку исправить нарушение системы отношений к себе, другим и окружающему миру в целом

Члены семьи. Важную роль в эмоциональном благополучии ребенка играет семейный микроклимат. Чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей.

Друзья. Эмоционально значимая позиция. Ребенок испытывает потребность в общении, как со сверстниками, так и с детьми старшими по возрасту. Этому способствует совместная деятельность, и на ее основе возникает детское общество. Ребенок начинает осознавать свое положение в детском обществе, происходит становление образа «Я».

Воспитатели и другие работники МБДОУ. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровья. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в присутствии детей, так и в общении с самими детьми.

Основные направления и содержание работы

Дети

Родители

Педагоги

1

Диагностика

- определение статуса ребенка в детском коллективе, межличностных отношений, семейного микроклимата (методика «Моя семья», «Я в детском саду» В.К. Лосева, А.Л. Венгер )

- определение ситуативной тревоги детей (тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен)

- определение стиля воспитания ребенка в семье («Мой стиль воспитания ребенка в семье»);

- определение психологической атмосферы в семье (методика «Психологическая атмосфера в семье» Т.Лири)

- исследование эмпатии («Способность педагога к эмпатии» Т.Н. Оганесян;

- выявление стиля общения («Стиль общения педагога с детьми» С.А.Шеин;

- оценка общительности педагога («Общий уровень общительности» В.Ф.Ряховский)

2

Психопрофилактика

- формирование социально -  значимых потребностей и коммуникативных навыков

- знакомство с особенностями психического развития на разных возр. этапах;

- знакомство с лучшим опытом семейного воспитания

- оказание психологической помощи в создании имиджа педагога – профессионала;

- информирование об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на разных стадиях развития

3

Коррекция и развитие

-  личностных свойств и качеств;

- эмоциональных проявлений;

- коммуникативных способностей

- установок по отношению к ребенку в семье;

- родительской позиции в ее основных характеристиках (адекватность, динамичность, прогностичность)

- стиля взаимодействия с детьми;

- коммуникативных навыков

Тематический план

Содержание

Часы

Виды работ

I.

Тема: «Мой дом, моя семья»

1. Рисование «Моя семья»

30 мин

Рисование, рефлексия

2. «Моя семья, моя родословная»

30 мин

Беседа

3. «Домашний фотоальбом»

30 мин

Рассказы детей, игра

4. «Почему ты плачешь, бабушка?»

30 мин

 Упражнение, проигрывание ситуаций,

рефлексия

5. «Подготовка детьми презентации»

30 мин

Беседа

6. «Защита проекта»

25 мин

Коллективный рассказ

Итого

2 ч 55 мин

II.

Тема: «Как мы живем в д/саду»

1. «Может ли детский сад стать родным домом»

30 мин

Беседа,

рефлексия

2. «Наши игрушки и игры»

30 мин

Рассказы детей, рефлексия

3. «Кто заботится о нас в детском саду?»

30 мин

Игра, рассказы детей

4. «Придумаем названия улицам»

30 мин

Экскурсия по участкам д/сада

5. «Кого ты выбираешь?»

30 мин

Игра, проигрывание ситуаций, рефлексия

6. «Подготовка детьми презентации»

25 мин

Рисование, подборка фотографий

7. «Защита проекта»

20 мин

Коллективный рассказ

Итого

3 ч 15 мин

III.

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

1. «Что такое хорошо и что такое плохо»

30 мин

Беседа, игровые ситуации, рефлексия

2. «С кем бы ты хотел дружить?»

30 мин

Беседа,

 игра, рефлексия

3. «Мальчишки и девчонки»

30 мин

Беседа, игры, проигрывание ситуаций, рефлексия

4. «Об уступчивости»

30 мин

Беседа, игровые ситуации, рефлексия

5. «Знакомство с тремя настроениями»

30 мин

Опыт

6. «Рисуем себя»

35 мин

Рисование, игровые ситуации

7. «Мое настроение»

30 мин

Беседа, игра, рефлексия

Итого

3 ч 35мин

IV.

Тема: «Кто такие взрослые люди»

1. «Взрослые и дети»

30 мин

Беседа

2. «Как относиться к людям?» I ч.

30 мин

Беседа, игровые ситуации, рефлексия

3. «Как относиться к людям?» II ч.

30 мин

Беседа, игровые ситуации, рефлексия

4. «Человек – творец»

30 мин

Беседа

Итого

2 ч

В своей работе за основу  взяла программу социального развития ребенка «Я -  человек» доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ Козловой С.А., «В мире друзей» Е.В. Котовой, «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.  

Литература

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.  Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 1997.

2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.

4. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.

5. Детский сад и семья . Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.

6. Игра дошкольника . Л.А.Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

7. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000.

8. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Князева О.Л. Я, ты, мы : Социал. – эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет : Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004.

10.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости – с вами вместе. – М.: Новая школа, 1994.

11.Толстых А.В. Взрослые и дети : парадоксы общения. – М.: Педагогика, 1988.

12.Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп./ Сост. Т.Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

13.Шакуров Р.Х. Самолюбие детей. ( Дошкольный возраст)  М.: Просвещение, 1969.

14.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей (Научн. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР). – М.: Педагогика, 1984.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап: подготовительный (сентябрь-октябрь)

- диагностика начального уровня;

- разработка стратегии оздоровления дошкольников;

- подбор игр и упражнений;

- разработка плана мероприятий.

2 этап: основной (ноябрь-апрель)

- работа по сохранении и укреплении психологического здоровья

  дошкольников через формирование социальной компетентности;

- работа по развитию эмоциональной и коммуникативной сферы у

  детей;

- просветительская работа с родителями и педагогами;

- диагностика уровня развития детей.

3 этап: заключительный (май)

- анализ и оценка полученных результатов;

- обобщение опыта работы;

- подготовка презентации.

Данная программа  реализуется в течение учебного года, занятия с детьми длительностью 25-30 минут проводятся один раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации стратегии, основой которой является обучение навыкам моделирования социальных отношений, мы получим:

- сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников;

- формирование социальной компетентности у детей;

- развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей;

- адаптивность, успешность при переходе к школьному обучению.

Используя данную стратегию, мы предполагаем, что возникнут следующие изменения:

у детей:

- развитие способности чувствовать и сопереживать другим людям;

- снижение тревожности и агрессивности;

- преодоление комплексов, страхов и стрессов;

- приспособление к меняющимся условиям повышения самооценки; умение действовать сообща, учитывая мнение других детей;

у педагогов:

-появление доверительных отношений с семьей;

- принятие новой позиции – партнера и передача новой технологии работы с детьми;

у родителей:

- возникновение понимания трудностей своего ребенка и умения помочь в нужной ситуации;

- стремление к принятию новой позиции – партнера;

- умение принять игровую роль – роль ребенка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Для определения результативности программы   используются рисуночные тесты «Моя семья», «Я в детском саду», как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятия ребенком своего места в семье, детском саду, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам; отношение к детскому саду – сверстникам, воспитателям. По окончании рисования беседовала с детьми по теме рисунка. Результаты тестирования использовала в своей работе.

Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммлом, М.Дорки и В.Аменом, дают полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском коллективе, об уровне ситуативной тревожности.

Программа была апробирована на базе МБДОУ «Детский сад «Ивушка». Данная программа работает в течение 5 лет, за это время 56 старших дошкольников принимали в ней активное участие. Программа реализуется как кружковая работа, в ней задействованы дети группы риска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Организация основы процесса сохранения психологического здоровья в дошкольном учреждении.

В рамках  научно-практической деятельности педагога-психолога был реализован  проект «Психологическое здоровье в ДОУ», направленный на организацию охраны и сохранение психологического здоров...

Проект интеграции информационно-коммуникационных технологий с целью реализации программы по сохранению психологического здоровья детей «Познакомьтесь это – Я, а это мир вокруг

      Основываясь на изменениях, закреплённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - в том числе и одной из заявленных в нём задач: «со...

Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии

Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для  детей 5- 6 лет, старшей в...

Консультация для родителей «Общие рекомендации родителям по приобщению ребенка к социальному миру»

Главные задачи родителей-научить ребенка наблюдать мир вокруг себя,не оставаться равнодушным к происходящему....

«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»

laquo;Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса» Анализируя результаты скринингов...

Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...