Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, его взаимоотношения с окружающими людьми и опыт его переживание может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние не его психологическое здоровье, на настоящую и его будущую жизнь. Программа направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priobshchenie_rebenka_k_sotsialnomu_miru.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья
«Приобщение ребенка
к социальному миру»
автор-составитель:
педагог-психолог
Шубина Ирина Николаевна.
Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.
Современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания определяется влиянием идей мирового сообщества о праве каждого ребенка на благополучное детство, обеспечение условий для полноценного физического и психического развития, на реализацию его задатков и способностей.
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам.
Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее взрослые.
Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, его взаимоотношения с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его психологическое здоровье, на настоящую и будущую жизнь.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему.
Как говорил Д.Б.Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Присущая им особенность – устанавливать связи и зависимости – важное приобретение детства, существенный этап в интеллектуальном развитии. Но, замечая разные явления и факты, дети далеко не всегда способны проникнуть в сущность, глубину явлений.
Дошкольник не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психологическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.
Поэтому эта тема особенно актуальна и значима в настоящее время.
Участники: дети старшего дошкольного возраста
Цель: формирование психологического здоровья через моделирование социальных отношений дошкольников.
Поставленная цель реализуется посредством следующих задач:
- Выявить психологические особенности детей;
- Адаптировать методику формирования психологического здоровья для дошкольников;
- Сформировать навыки моделирования социальных отношений;
- Развивать эмоциональную и коммуникативную сферы у детей;
- Организовать деятельность детей для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач .
-Организовать беседу по итогам проведенного исследования;
- Подготовить презентацию.
Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности является активное участие в ней педагогов и родителей.
В основе программы рассматривается психологическое здоровье дошкольников и совокупность следующих компонентов:
аксиологический – абсолютное принятие себя и других;
инструментальный – освоение навыков моделирования социальных отношений, владение рефлексией как средством самопознания, умение понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других, свободное проявление чувств без причинения вреда другим;
потребностно-мотивационный – направлен на формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, формирование потребности в самоизменении, личностном росте.
Факторы нарушения психологического здоровья детей
Формирование социальных отношений дает попытку исправить нарушение системы отношений к себе, другим и окружающему миру в целом
Члены семьи. Важную роль в эмоциональном благополучии ребенка играет семейный микроклимат. Чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей.
Друзья. Эмоционально значимая позиция. Ребенок испытывает потребность в общении, как со сверстниками, так и с детьми старшими по возрасту. Этому способствует совместная деятельность, и на ее основе возникает детское общество. Ребенок начинает осознавать свое положение в детском обществе, происходит становление образа «Я».
Воспитатели и другие работники МБДОУ. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровья. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в присутствии детей, так и в общении с самими детьми.
Основные направления и содержание работы
Дети | Родители | Педагоги | |
1 | Диагностика | ||
- определение статуса ребенка в детском коллективе, межличностных отношений, семейного микроклимата (методика «Моя семья», «Я в детском саду» В.К. Лосева, А.Л. Венгер ) - определение ситуативной тревоги детей (тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) | - определение стиля воспитания ребенка в семье («Мой стиль воспитания ребенка в семье»); - определение психологической атмосферы в семье (методика «Психологическая атмосфера в семье» Т.Лири) | - исследование эмпатии («Способность педагога к эмпатии» Т.Н. Оганесян; - выявление стиля общения («Стиль общения педагога с детьми» С.А.Шеин; - оценка общительности педагога («Общий уровень общительности» В.Ф.Ряховский) | |
2 | Психопрофилактика | ||
- формирование социально - значимых потребностей и коммуникативных навыков | - знакомство с особенностями психического развития на разных возр. этапах; - знакомство с лучшим опытом семейного воспитания | - оказание психологической помощи в создании имиджа педагога – профессионала; - информирование об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на разных стадиях развития | |
3 | Коррекция и развитие | ||
- личностных свойств и качеств; - эмоциональных проявлений; - коммуникативных способностей | - установок по отношению к ребенку в семье; - родительской позиции в ее основных характеристиках (адекватность, динамичность, прогностичность) | - стиля взаимодействия с детьми; - коммуникативных навыков |
Тематический план
Содержание | Часы | Виды работ | |
I. | Тема: «Мой дом, моя семья» | ||
1. Рисование «Моя семья» | 30 мин | Рисование, рефлексия | |
2. «Моя семья, моя родословная» | 30 мин | Беседа | |
3. «Домашний фотоальбом» | 30 мин | Рассказы детей, игра | |
4. «Почему ты плачешь, бабушка?» | 30 мин | Упражнение, проигрывание ситуаций, рефлексия | |
5. «Подготовка детьми презентации» | 30 мин | Беседа | |
6. «Защита проекта» | 25 мин | Коллективный рассказ | |
Итого | 2 ч 55 мин | ||
II. | Тема: «Как мы живем в д/саду» | ||
1. «Может ли детский сад стать родным домом» | 30 мин | Беседа, рефлексия | |
2. «Наши игрушки и игры» | 30 мин | Рассказы детей, рефлексия | |
3. «Кто заботится о нас в детском саду?» | 30 мин | Игра, рассказы детей | |
4. «Придумаем названия улицам» | 30 мин | Экскурсия по участкам д/сада | |
5. «Кого ты выбираешь?» | 30 мин | Игра, проигрывание ситуаций, рефлексия | |
6. «Подготовка детьми презентации» | 25 мин | Рисование, подборка фотографий | |
7. «Защита проекта» | 20 мин | Коллективный рассказ | |
Итого | 3 ч 15 мин | ||
III. | Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||
1. «Что такое хорошо и что такое плохо» | 30 мин | Беседа, игровые ситуации, рефлексия | |
2. «С кем бы ты хотел дружить?» | 30 мин | Беседа, игра, рефлексия | |
3. «Мальчишки и девчонки» | 30 мин | Беседа, игры, проигрывание ситуаций, рефлексия | |
4. «Об уступчивости» | 30 мин | Беседа, игровые ситуации, рефлексия | |
5. «Знакомство с тремя настроениями» | 30 мин | Опыт | |
6. «Рисуем себя» | 35 мин | Рисование, игровые ситуации | |
7. «Мое настроение» | 30 мин | Беседа, игра, рефлексия | |
Итого | 3 ч 35мин | ||
IV. | Тема: «Кто такие взрослые люди» | ||
1. «Взрослые и дети» | 30 мин | Беседа | |
2. «Как относиться к людям?» I ч. | 30 мин | Беседа, игровые ситуации, рефлексия | |
3. «Как относиться к людям?» II ч. | 30 мин | Беседа, игровые ситуации, рефлексия | |
4. «Человек – творец» | 30 мин | Беседа | |
Итого | 2 ч |
В своей работе за основу взяла программу социального развития ребенка «Я - человек» доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ Козловой С.А., «В мире друзей» Е.В. Котовой, «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
Литература
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 1997.
2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
4. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.
5. Детский сад и семья . Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
6. Игра дошкольника . Л.А.Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000.
8. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Князева О.Л. Я, ты, мы : Социал. – эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет : Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004.
10.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости – с вами вместе. – М.: Новая школа, 1994.
11.Толстых А.В. Взрослые и дети : парадоксы общения. – М.: Педагогика, 1988.
12.Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп./ Сост. Т.Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
13.Шакуров Р.Х. Самолюбие детей. ( Дошкольный возраст) М.: Просвещение, 1969.
14.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей (Научн. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР). – М.: Педагогика, 1984.
Сроки и этапы реализации программы
1 этап: подготовительный (сентябрь-октябрь)
- диагностика начального уровня;
- разработка стратегии оздоровления дошкольников;
- подбор игр и упражнений;
- разработка плана мероприятий.
2 этап: основной (ноябрь-апрель)
- работа по сохранении и укреплении психологического здоровья
дошкольников через формирование социальной компетентности;
- работа по развитию эмоциональной и коммуникативной сферы у
детей;
- просветительская работа с родителями и педагогами;
- диагностика уровня развития детей.
3 этап: заключительный (май)
- анализ и оценка полученных результатов;
- обобщение опыта работы;
- подготовка презентации.
Данная программа реализуется в течение учебного года, занятия с детьми длительностью 25-30 минут проводятся один раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации стратегии, основой которой является обучение навыкам моделирования социальных отношений, мы получим:
- сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников;
- формирование социальной компетентности у детей;
- развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей;
- адаптивность, успешность при переходе к школьному обучению.
Используя данную стратегию, мы предполагаем, что возникнут следующие изменения:
у детей:
- развитие способности чувствовать и сопереживать другим людям;
- снижение тревожности и агрессивности;
- преодоление комплексов, страхов и стрессов;
- приспособление к меняющимся условиям повышения самооценки; умение действовать сообща, учитывая мнение других детей;
у педагогов:
-появление доверительных отношений с семьей;
- принятие новой позиции – партнера и передача новой технологии работы с детьми;
у родителей:
- возникновение понимания трудностей своего ребенка и умения помочь в нужной ситуации;
- стремление к принятию новой позиции – партнера;
- умение принять игровую роль – роль ребенка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Для определения результативности программы используются рисуночные тесты «Моя семья», «Я в детском саду», как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятия ребенком своего места в семье, детском саду, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам; отношение к детскому саду – сверстникам, воспитателям. По окончании рисования беседовала с детьми по теме рисунка. Результаты тестирования использовала в своей работе.
Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммлом, М.Дорки и В.Аменом, дают полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском коллективе, об уровне ситуативной тревожности.
Программа была апробирована на базе МБДОУ «Детский сад «Ивушка». Данная программа работает в течение 5 лет, за это время 56 старших дошкольников принимали в ней активное участие. Программа реализуется как кружковая работа, в ней задействованы дети группы риска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...
Организация основы процесса сохранения психологического здоровья в дошкольном учреждении.
В рамках научно-практической деятельности педагога-психолога был реализован проект «Психологическое здоровье в ДОУ», направленный на организацию охраны и сохранение психологического здоров...
Проект интеграции информационно-коммуникационных технологий с целью реализации программы по сохранению психологического здоровья детей «Познакомьтесь это – Я, а это мир вокруг
Основываясь на изменениях, закреплённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - в том числе и одной из заявленных в нём задач: «со...
Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии
Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей в...
Консультация для родителей «Общие рекомендации родителям по приобщению ребенка к социальному миру»
Главные задачи родителей-научить ребенка наблюдать мир вокруг себя,не оставаться равнодушным к происходящему....
«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»
laquo;Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса» Анализируя результаты скринингов...
Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...