Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)
статья по коррекционной педагогике
Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«По итогам диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы)»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д.С.Лихачев.
21 век – век цивилизации и вместе с тем век духовного невежества. Век парадоксов, век научного просвещения и вместе с тем век невиданных за всю историю человечества войн, истребивших миллионы человеческих жизней. Век мифотворчества и богоборчества.
На этом переломном рубеже времени (?) система образования в России пока еще находится в стадии формирования. Внедряются новые образовательные стандарты, апробируются инновационные подходы, но вопросы остаются, более того возникают новые. Извечные вопросы: «что такое хорошо, и что такое плохо», как современному человеку вписаться в социальные отношения, не потеряв свою индивидуальность.
В новых образовательных стандартах, в личностных компетенциях, акцент делается на формирование у выпускников общеобразовательной школы основ российской гражданской идентичности, патриотизма, субъективности ( 10 ). Российская гражданская идентичность признается высшей степенью процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания ( 5 ).
При этом возникает глобальный вопрос, как выполнить задачу поставленную государством перед всей образовательной системой страны: воспитать человека, обладающего не только профессиональными навыками, но и общими культурно-нравственными компетенциями. (? ценностями)
Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновении западной коммерческой культуры, насилия, эгоизма, обмана и т. д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают человека, общество и государство.
Нравственное состояние нашего общества вызывает тревогу не только у социальных психологов, но и криминологов, специалистов в области юридической психологии. Исследования А.В.Юревича (2009) в новой отрасли психологического знания макропсихологии – приводят к выводу о невозможности экономического и технологического развития общества при современном уровне его нравственного состояния ( 12 с. 8 ).
Но время идет, «время лечит», и теперь гражданину нового государства необходимо восстанавливать, а где-то и приобретать обновленные моральные ориентиры. И главная задача по воспитанию лежит на самой консервативной системе – системе образования. Именно образование помогло сохранить ориентиры для подрастающего поколения, именно личностное влияние, личный авторитет педагогов во многом спас духовное наследие страны.
В этих условиях, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, директор Института психологии РАН А.Л.Журавлев (2007) считает, что психологическая наука в полной мере подошла к пониманию необходимости изучать сложнейший комплекс нравственных и духовных составляющих человека. « … Психология нравственности (или этическая) и духовная психология будут становиться одним из приоритетных и определяющих развитие системы современных отраслей психологии» ( 11 с.15).
Нравственная устойчивость – это социально-психологическое свойство личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали.
Хочется (Необходимо) сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методологические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (8). Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные.(7). Тем не менее, нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Исходя из выше сказанного (или из этого), можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у человека, а также качеств патриота и защитника Родины.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Все это позволяет говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении подрастающих поколений (или в педагогической деятельности?).
Нравственные чувства развиваются с самого раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе (4). Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но и в связи с хорошим или плохим переживать определенные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного сознания. Все что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные эмоции, а то, что безнравственно – отрицательные.
К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувство симпатии, привязанности, уважения, презрения, предательства и др. (4).
Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия в истории образования в России.
Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального.
1. Религиозный фактор строится на идее Творца. Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию.( 7 )
Мы же в нашей педагогической работе опираемся на 2-й, рациональный фактор, который предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствам. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, также адекватной самооценки.(7 )
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями, в том числе и через приобщение детей к искусству, живописи музыке, а также различным видам творческой деятельности. Именно искусство лучше всего способно взаимодействовать с духовной организацией человека, его системой ценностей, влиять на формирование мировоззрения личности и воспитывать гуманистические идеалы. Говоря словами Л.С. Выготского, искусство является «социальной техникой чувств», поэтому художественное творчество является « организацией поведения людей на будущее». В этом смысле оно становится средством и «полем» личного саморазвития ученика и педагога, развития творческих потенциалов их самопознания (Н.В.Кузьмина), а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом.
Таким образом, система отношений к миру художественной культуры является фактором формирования системы жизненных смыслов личности на наиболее сензитивных для данного процесса возрастных этапах, а, следовательно, и фактором личностного самоопределения и саморазвития.
О значении дошкольного возраста в познании окружающего мира и воспитании очень образно сказал Л.Н.Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Дошкольное детство – это тот возраст, когда активно развивается речь, усваиваются необходимые для жизни понятия, позволяющие ребенку успешно войти в эту самую жизнь. Детство настолько самоценный период, что оно обладает собственным богатым содержанием, которое в образовательной работе с детьми должно быть представлено максимально полно.
Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого раннего, дошкольного, детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому перед педагогами стоит сложная задача - пробудить, а не навязать это чувство, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Учитывая это, наш детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек» заключил договор о совместной работе с муниципальным учреждением дополнительного образования «детская школа искусств «Фламинго»». На основании договора была проведена большая просветительская (шефская) работа педагогов дополнительного образования с педагогическим коллективом и детьми сада. Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству, так как в народном творчестве мы находим сосредоточение и воплощение в жизнь народного духа. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев необходимо. Поэтому преподавателями школы искусств «Фламинго» были проведены мастер – классы по обучению педагогов и детей нашего детского сада приемам «хохломской росписи» - одного из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву. Сегодня, даже трудно сказать когда она возникла: похожие изделия были обнаруженные в нижегородских раскопах, и относятся они к 16-18 векам. Посуда из дерева на Руси – не диковина: из века в век, в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Однако хохломичи умели не только резать, но и отлично расписывать свои изделия. Хохломская техника нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуде Древней Руси, но изготовлена из широкодоступного природного материала – древесины. Роспись хохломских изделий также полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в далекое прошлое. В древности основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и скорее всего, сохранился еще с языческих времен. Позднее хохломская роспись приобрела характерный узор. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «кудрины». Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей, каменной тонкой резьбой, украшающей русские церкви; другой мастер-класс был посвящен «гжельской росписи», родиной которой с 18 века является село Гжель (Раменский район). Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Гжельские изделия сегодня представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных народных традициях. Были проведены мастер классы по народным игрушкам, что особенно интересно (востребовано, актуально-----) в детском саду. Так на мастер-классе посвященном изготовлению «дымковской игрушки» воспитатели не только научились ее изготовлять но и узнали, что известна игрушка с 12 века – в праздник Свистопляски жители города Вятки свистели в небольшие свистульки поминая своих предков. Во многом лепились фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны. Бог солнца изображался славянами в виде двух или трехглавого коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «барыню».
Один из воспитателей нашего детского сада на занятиях по эстетическому развитию регулярно проводит с детьми работу по обучению воспитанников приемам «городецкой росписи», известной в России с середины 19 века в Нижегородской губернии в деревнях близ города Городец.
В результате этой работы дети узнали, что в каждой российской местности, в каждом промысле складывались свои приемы резьбы, лепки и росписи предметов.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Список литературы:
-1- Глазков В.В.. Отношение к художественному творчеству как фактор социального самоопределения молодежи // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования / Материалы 8 Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012. – С. 83-85
-2- Затулина Г.Я.. Россия – Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
-3-Князева О.Н., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
-4- Кононенко Т.В.. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: Диссертация канд. пед. наук: 13.00.01: Майкоп. 2004 171с. РГБ ОД, 61:04-13/2072
-5- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Электронный ресурс) / Авторы проекта: Ф.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. –Электрон. Дан. – М.: Просвещение, 2009. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=985, свободный.
- 6- Кругликова С.В. Формирование нравственных компетенций студентов колледжа физической культуры // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования / Материалы 8 Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012. - С. 184-187.
-7-КругликоваС.В., Сказкотерапия как средство развития познавательных эмоционально-нравственных чувств у студентов колледжа, тезисы научно-практической конференции «Актуальные проблемы повышения качества профессионального образования и их решение в процессе реализации современной модели образования в Российской федерации.», Екатеринбург, 2009.
- 8- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка – Издательство «Азъ», 1992.
- 9- Свято – Троицкий Ново – Голутвин монастырь г. Коломна «Простые беседы о нравственности» М.: Профиздат. 1994
- 10- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное образование. (Электронный ресурс) // Сайт Минобрнауки, 2011. http^//www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/prm373-1,doc, свободный.
- 11- Журавлев А.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН //Психол. Журнал. – 2007. -№6 – с. 5-18.
- 12- Юркевич А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 2009. -№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-656407-1440692072.jpg)
Методическая разработка Диагностика творческих способностей детей
для выявления творческого потенциала детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1063417-1538245085.jpg)
«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник
Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-1137047-1555225998.jpg)
Диагностика творческих способностей детей (Ф. Татла, Л.Беккера)
Диагностика творческих способностей способностей. Опросник для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1367117-1637924803.jpg)
Диагностика выявления творческих способностей дошкольников
Диагностика выявления творческих способностей дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-561652-1648556730.png)
Диагностика творческих способностей
Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318799-1614528445.jpg)
Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста
Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-1418195-1662295953.jpg)
Диагностика уровня творческих способностей дошкольников
Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может реш...