Программа по хореографии для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Ольга Геннадьевна

Программа Сысоевой О.Г. по хореографии для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

по хореографии

«Прекрасное пробуждает доброе»

для детей, имеющих нарушения

зрения, речи, осанки

Сысоева Ольга Геннадьевна,

хореограф, музыкальный руководитель

г. Бердск

Пояснительная записка

        Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в этом возрасте формируются основы физического и психического развития детей.

        Формирование у детей дошкольного  возраста установок на соблюдение  основных  компонентов  здорового  образа  жизни   базируется на двигательной активности.  По мнению  И. А. Аршавского,  «жизнью  организма,  его ростом и развитием  правит  двигательная  активность».

          Просмотры  спектаклей  в  театре, кинофильмов, видео и телефильмов, посвященных  танцу,  посещение  концертов  хореографических   коллективов – всё это очень важно для дошкольников.

        Однако наиболее эффективной является собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок сам становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее.

        Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка вовремя танца – прекрасный вид физической зарядки. Танец способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет.

        Танцы вырабатывают культуру движений, шлифуют фигуру, осанку, походку. Это одна из форм не только высокой физической культуры, но и психической.   Танцы доставляют человеку радость, удовольствие, расслабляя после психических и нервно–эмоциональных нагрузок.

        Более того, танец приучает держать себя просто и естественно; помогает общению и взаимопониманию. Танцуя, можно поведать о себе, своем характере, темпераменте, вкусах и, конечно, воспитании. В самом деле, сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать, как буквально в считанные минуты "оживали" скучные компании и преображались люди в ритме танца. С каждым новым танцем как бы падает стена отчуждения между людьми. У партнеров возникает взаимная симпатия, радостное ощущение молодости, уверенности в своих силах. Танец окончен. Но отношения между людьми уже иные, чем прежде, они как бы продолжают линию поведения, сложившуюся в танце. Р. Бардина отмечает, что «Занятия хореографией способны сделать человека не только физически сильнее, но также увереннее и краше».

Хореография – это волшебное танцевальное искусство, состоящее из красоты движения, звуков, световых красок и ярких костюмов.    Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при малоподвижном образе жизни. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно–мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. 

Цель моей Программы:

Всестороннее развитие, укрепление здоровья и  становление духовно–нравственной личности детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья  посредством  музыкально–хореографической деятельности.  

Для  реализации   цели  мною поставлены следующие  задачи:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
  • укреплять здоровье детей;
  • способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;
  • формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;
  • избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
  • учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
  • раскрывать индивидуальные способности ребёнка в танцевальной деятельности.

Актуальность программы

 Цель современного общества - обеспечить благополучное развитие будущего поколения. Осознание ребёнком себя как гражданина  своей страны, понимание своих прав: право на дом и семью, право на любовь, на понимание и заботу,  право на образование – одна из основных задач правительства. Развитие у детей коммуникативных навыков, социализация их в обществе находятся в центре внимания и исследования специалистов многих отраслей современной науки.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном возрасте: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможности здоровья. Но, мы должны признать, что такие дети это: 

  • часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни; 
  • он так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей; 
  • он не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6), которая заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…»

И   нам   необходимо   обеспечить  детям  с  ограниченными   возможностями  здоровья   удовлетворение  социальных  потребностей          и создать условия, позволяющие нивелировать ограничения, препятствующие     процессам  его социализации и индивидуального развития. 

Моя программа по хореографии разработана для  детей среднего и старшего дошкольного возраста и детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в соответствии:

  • с Основной общеобразовательной программой детского сада  комбинированного вида;
  • с программой  специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной;
  • с учётом  Федерального  государственного  образовательного  стандарта дошкольного  образования  (утв. приказом  Министерства  образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

По данным Л.И. Солнцевой, А.М. Хорош от 80 % до 90 % знаний об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Снижение зрения в период развития зрительной системы приводит к снижению запаса зрительных представлений, что снижает развитие качества ощущений и впечатлений, ухудшает двигательное развитие. У преобладающего большинства дошкольников, посещающих группы компенсирующего развития МБДОУ № 24 «Пчелка», основным зрительным диагнозом являются:  гиперметропия, смешанный астигматизм, амблиопия; с нарушением речи:  дислалия,  дизартрия,  ринолалия;  заболевания      опорно–двигательного  аппарата: нарушение осанки,  плоскостопие. 

 С какими же типичными отклонениями от нормы в развитии ребенка сталкиваются педагоги?

У детей с нарушением зрения и речи,  невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость (быстро устают). У некоторых детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов, у многих – нарушение речевого развития, непроизвольное и неустойчивое внимание, плохая память. Кроме этого, у детей с нарушением зрения наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей присутствует неуверенность в себе, крайняя зажатость, заторможенность (гиподинамия), а у других – сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – аритмичность двигательных актов, трудности зрительно–пространственной ориентировки. И в том, и в другом случае дети возбудимы, эмоционально ранимы, часто плаксивы и не могут управлять своими чувствами.

Все это объясняется тем, что зрительный, слуховой и речедвигательный центры коры  головного мозга находятся в одной зоне, и сигналы, поступающие в эти центры, пересекаются и воздействуют друг на друга как положительно, так и отрицательно (при патологии одного или нескольких центров).

У ребенка со значительным нарушением зрения, речи, часто наблюдается напряженный или, наоборот, отсутствующий взгляд, невыразительное лицо – «маска», скованность и схематизм в передаче различных движений.

Зная, что правильная осанка – залог хорошего физического развития и крепкого здоровья, а по данным специалистов, что подтверждается и официальной статистикой, абсолютно здоровым можно назвать всего лишь 10% детей.  Нарушение осанки  влечёт  ухудшение  всех  функций  организма.  Поэтому,  главным средством предупреждения нарушений осанки  являются  упражнения, укрепляющие ОДА, тренирующие  различные мышечные группы. Особого внимания заслуживают упражнения, при выполнении которых активно работают мышцы – разгибатели спины, мышцы живота и плечевого пояса, позвоночник  вытягивается,  плечи  отводятся  назад.

Коррекция дефектов осанки и развития нижних конечностей направлена на улучшение физического развития ребёнка и организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник и динамических нагрузок на стопу, а так же на формирование стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении, стоп и голеней в нормальном положении. Постоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки.

Вследствие чего, на моих занятиях с детьми с нарушением зрения, речи, осанки  необходимо выделить дополнительные коррекционные задачи:

  • Активизировать зрительные функции (зрительные нагрузки): повысить остроту зрения (близоруким - при определении нагрузки соблюдать осторожность). Формирование у детей бинокулярного зрения.
  • Укреплять мышцы глаз, развивать глазодвигательные, прослеживающие функций, расширять поля зрения.
  • Развивать устойчивую зрительную фиксацию (локализацию). Учить смотреть, видеть, напрягать зрение. Формировать пространственную локализацию. Формировать правильное восприятие пространства, целостное восприятие предмета.
  • Развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно – двигательное.
  • Развивать моторику рук и ног, зрительно – двигательную координацию. Развитие глубинного зрения, подражательных функций.
  • Совмещение зрительного и слухового образов.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата:
    развитие равновесия, свободы движений. Снятие излишнего мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитие внимания, тренировку органов слуха.
  • Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в танцевальной деятельности, развиться более гармонично.

Вся работа строится на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально–двигательной.

В моей работе с такими детьми, является создание на  занятиях условий эмоционального комфорта. Тогда можно развивать устойчивый интерес к хореографической деятельности. Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию не только достигается психоэмоциональная коррекция, но и создаются условия для развития специальных музыкальных и общехудожественных способностей, помогает детям обрести уверенность в себе.

Программа основ хореографии включает в себя комплекс упражнений:

–  на развитие ритма;

–  на развитие координации;

–  элементы партерной гимнастики;

–  танцевальные этюды и композиции;

–  азбуку классического, народного и бального танца;

–  знакомит детей с историей танца и его национальными особенностями.

Создавая авторскую программу по хореографии для детей среднего и старшего дошкольного возраста, я тщательно отбирала из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям  4 — 7 лет.

Авторская  программа  «Прекрасное  пробуждает  доброе»   построена на  принципе  интеграции  образовательных  областей:         «Социально–коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно–эстетическое развитие»; «Физическое развитие» в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного  образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года  № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Использованный  при составлении планирования комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий позволяет педагогам развивать музыкально–хореографическую культуру детей 4 – 7 лет, формировать позицию активного  участника, исполнителя, создателя музыкально–хореографических композиций,   способствует  накоплению  детьми  музыкально–эстетического  опыта. 

        На первое место в работе с дошкольниками  я поставила  обучение  детей основам хореографического искусства, а ритмика остается лишь составной частью,  дополнением  к  ведущим  занятиям.   

        Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво  к  прекрасному — музыке, танцу. И это позволяет   смотреть на  хореографическое  воспитание  дошкольников  как  на  важный  и  нужный процесс развития детей 4–7 лет, учитывая их возрастные особенности.  

        К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.  Дети  могут  самостоятельно  придумать  небольшую  сказку на заданную тему.

        Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких–либо действий несложное  условие.

        В  среднем  дошкольном  возрасте  улучшается  произношение  звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса  животных,  интонационно  выделяют  речь  тех   или иных  персонажей.  Интерес  вызывают  ритмическая  структура речи, рифмы. У детей  формируется  потребность  в  уважении  со стороны  взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.   Двигательная  сфера ребенка  характеризуется позитивными изменениями мелкой и  крупной  моторики.  Развивается  ловкость,  координация  движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры. Взаимоотношения со сверстниками  характеризуются  избирательностью,  которая  выражается  в  предпочтении  одних  детей  другим.  Появляются  постоянные партнеры по играм.  В группах  начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность,  соревновательность.  Последняя  важна  для  сравнения себя с  другими,  что  ведет  к  развитию  образа  Я  ребенка,  его детализации.

        Дети шестого года жизни уже могут активно познавать окружающий мир. Они не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы или  создают  версии. Их  воображение  задействовано  почти  24 часа  в сутки и помогает   не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для  детей этого возраста пока сложен и малообъясним.

        В этом возрасте ребёнок желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому  ребенок  может  провоцировать  взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками. С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет. Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно дети переходят от сюжетно ролевых игр к играм с правилами, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

        Стремятся к большей самостоятельности. Они хотят и могут многое делать сами, но им еще трудно долго сосредоточиваться на том, что неинтересно.

        В этом возрасте дети очень хотят походить на значимых для них взрослых, поэтому любят играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр существенно увеличивается.

        Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Они начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по–прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.

        В возрасте 6–7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно–двигательный аппарат, дыхательная система,  сердечно–сосудистая  и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость  развития ребенка 6–ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте.

        В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Но со временем оно становится более устойчивым и в переломный период развития ребенок начинает самостоятельно управлять своим вниманием. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время.

        Такие закономерности детей 6–7 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок, определяется его эмоциональным отношением к данной ситуации, явлению или предмету.

        Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка. В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению, совместно с другими.

        Представление старшего дошкольника характеризует процесс развития мышления, которое в этот возрастной период в значительной степени связано со способностью оперировать представлениями произвольно. Старший дошкольный возраст представляет возможности для развития образного мышления. Огромное значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям. В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения.

        Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка, что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками. Для детей 6–ти лет характерна дифференцированная самооценка завышенного уровня. К 7 годам она заметно снижается. Ребенок перестает сравнивать себя со сверстниками. Формирование первоначальной самооценки является основой развития умений. Ребенок данного возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом.

Методическое обеспечение:

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией возможно  при использовании   педагогических принципов и методов обучения, которые предлагает  С.Л. Слуцкая, а именно:

  • Принцип доступности и индивидуализации  предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребёнка и в связи с этим – определение посильных для него задач. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков. Индивидуализация  подразумевает учет индивидуальных особенностей ребёнка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по–разному протекает процесс усвоения движений.
  • Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им все более трудных и новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
  • Принцип систематичности один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня.
  • Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребёнку необходимо ясно представлять, что и как необходимо выполнить и почему именно так, а не иначе.
  • Принцип повторяемости материала обусловлен тем, что хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных  навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный  стереотип.  Если повторение вариативно, то есть в упражнения  вносятся  какие–то  изменения  и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то  эффективность  таких занятий  выше – они вызывают интерес, привлекают  внимание детей, создают  положительные  эмоции.
  • Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребёнка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному анализатору.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определённые стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются отдельно. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Организация занятий с основами хореографии обеспечивается рядом методических приёмов:

  • Метод показа:

Хореограф для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо также и потому, что в исполнении педагога движение предстаёт в законченном варианте.

  • Словесный метод:

Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

  • Музыкальное сопровождение как методический приём:

Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Хореограф своими пояснениями должен помочь воспитанникам приобрести умение согласовывать движения с музыкой.

  • Импровизационный метод:

На занятиях хореографией необходимо постепенно подводить детей и к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

  • Метод иллюстративной наглядности: 

Полноценная  творческая  деятельность  не  может  протекать  без рассказа о танцевальной культуре, без знакомства с танцевальными коллективами, различными  направлениями  в  хореографии.

  • Игровой метод: 

Крупнейший учёный–педагог, доктор медицины  П.Ф. Лесгафт ещё в конце 19 вв. разработал  теорию  и  методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Использование игровых форм на занятиях хореографией облегчает процесс запоминания и освоения упражнений и придает им привлекательность в глазах детей.

  • Концентрический метод:

Суть этого метода заключается в том, что хореограф по мере усвоения детьми определённых движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному материалу, но уже предлагает всё более сложные  упражнения  и  задания.

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться того, чтобы среди детей не было равнодушных и безучастных. Какой бы метод ни выбрал педагог, главное, чтобы  ребёнок  занимался  с  удовольствием,  уходил  с  занятия счастливым и с нетерпением  ждал  новой  встречи с музыкой и танцем.

Материал включает следующие разделы:

  1. Музыкально–ритмические занятия.
  2. Основы классического танца.
  3. Элементы народно–сценического танца.
  4. Элементы бального танца.
  5. Элементы современного танца.
  6. Вспомогательные и корригирующие упражнения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по группам, сформированным в детском саду.

Общие методические - рекомендации по ведению занятий

С  первых минут  на  занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у  них  желание  заниматься.  Для  этого необходимо  предварительно продумать методические  приемы,  которые  помогут  в решении поставленных задач.

На начальном этапе обучения    учим  детей  красиво и осознанно двигаться под музыку,   связывать музыку с движением.   Для этого  с самого начала необходимо включать в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие у детей особых затруднений для их восприятия и исполнения.

Для  этого  хорошо  подходит  марш.  Объясняя и показывая разницу между естественным бытовым шагом и шагом танцевальным – с вытягиванием носка стопы, обязательно  следим за тем, чтобы дети не повторяли движение сразу, а внимательно следили за его исполнением, запоминая последовательность выполнения.

Обучение движению необходимо начинать с названия, показа и объяснения техники выполнения, для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным.

На  этом  этапе внимание на второстепенных деталях и тонкостях движения не заостряются. Первый раз движение показываем с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к   характеру и форме движения. Далее   демонстрируем отдельные части движения с меньшей амплитудой  или  в более медленном темпе, обращая внимание на важные детали. После первого выполнения упражнения детьми   проводим анализ, обращая   внимание  детей  на  допущенные ошибки. Затем следует вторичный образцовый  показ.                  

После ходьбы  маршевым шагом  переходим к различным упражнениям, связанным с отсчетом ритма.  Например,   даем такт, состоящий из четырех четвертей, чтобы  дети на каждые три четверти хлопали в ладоши, а на четвертую — выдерживали паузу. Затем тот же ритм передается притопываниями. Это помогает детям  воспроизвести разнообразные ритмические  рисунки.

Среди  любимых  детьми и очень полезных упражнений — «Круг дружбы». Ребята  встают  в круг и один за другим на определенный музыкальный  счет  подают  друг другу руки. Так в игре   они усваивают счет, что  в  дальнейшем  помогает   безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. Когда дети хорошо усвоят счет, переходим к движениям, в которых   маршевый шаг уже соединен с хлопком в ладоши, отмечающим,  например, сильную  долю такта.

В  занятие  постоянно необходимо включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм ребенка.

Это:

  • построения и перестроения групп;
  • разновидности ходьбы, бега, прыжков;
  • общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

На протяжении всего занятия и, особенно, на его начальных этапах  обращаем  внимание  на  осанку  детей.   С   этой  целью дети выполняют задания на различные прогибания  и  выгибания   позвоночника. Также    полезны   упражнения,  способствующие   укреплению тех мышц спины, которые  прилегают  к  лопаткам.

Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии  включаем  в  занятия  музыкальные  этюды  и  игры.

В конце занятия дети выполняют задания на расслабление, несложные танцевальные  комбинации, составленные из элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинается и заканчивается занятие традиционным  поклоном,  маленьким  знаком  вежливости.

Общие  методические  рекомендации  по  ведению  занятий

с  детьми,  имеющими  ограниченные  возможности  здоровья

Чем сильнее зрительная патология, тем более фрагментарно восприятие. Эта особенность детей с нарушением зрения, речи, наиболее заметна в музыкально–ритмических движениях. Как правило, детям с данной патологией сложно  выполнять  несколько  действий  сразу.  Например, если они изображают летающих птиц, то, скорее всего, следя за легким бегом, они упустят из виду движения рук – крыльев. Если будут следить за руками, то, возможно,  перейдут  на  шаг. Если дети идут в хороводе и поют, то, скорее всего, их хороводный шаг не будет попадать в ритм музыки. Эти особенности проявляются у большинства впервые поступивших в ДОУ детей с нарушением зрения,  независимо  от  возраста.

В результате целенаправленной работы, большинство отстающих домашних детей, постепенно догоняет в музыкально–ритмическом развитии своих  сверстников.  У  них уменьшаются зажатость и скованность, формируются эмоциональная открытость, жизнерадостность, уверенность в своих силах. Дети координируют свои движения, чувствуют ритм.
Обычно  эти  занятия  проводятся  как  интегрированные: одновременное воздействие  музыкального произведения,  пластического  восприятия музыкального образа,  видеоряда (слайды или видеокассета), литературного фрагмента.  Также,  по возможности,  в занятие  включается  тактильное изучение тематического предмета (например, балалайка, матрешка, морские раковины,  музыкальная  шкатулка,  «Волшебная палочка»,  «перо  Жар – птицы»  и т. д.),  которые  помогают  детям  сформировать  целостный  образ.

Внутреннее  напряжение  детей выражается  в  зажатости  рук  и  ног. Если  внутреннее  состояние  передается  через  движения,  то и определенные движения могут влиять на формирование эмоционального состояния  ребенка.  Эти  наблюдения  научно  обоснованы: «...мышечное расслабление  несовместимо  с  ощущением беспокойства... Эмоциями можно управлять и путем регулирования внешнего их проявления...», (Столяренко Л. Д., «Основы психологии», Ростов на Дону, 2000г.).

Для   этого  я,  принимая  во  внимание   рекомендации   офтальмолога и тифлопедагога,  просмотрев  и  проанализировав  большое количество  сборников  по музыкально – ритмическим движениям, тщательно отобрала музыкальные игры, хореографические композиции и упражнения,  которые   наиболее всего   подходят  для  решения  коррекционных задач.  Все  эти  упражнения  и  игры  были  разделены мною   на  три  типа:

Первый тип:  Игры и  упражнения,  которые  сами  по  себе  содержат  элементы коррекции и не нуждаются в дополнениях: развивает                  глазодвигательные,  речевые  функции,  помогает развитию пространственной  локализации  и  прослеживающих  функций, способствует развитию  подражательных  функций.

          Второй тип:  Игры и упражнения, дополненные коррекционными задачами,  способствующие   развитию  глазодвигательных  функций, фиксации и  локализации:  развитие  глубинного зрения и глазомерной оценки протяженности, визуальное  восприятие  цвета.  На  развитие  отдельных  групп  мышц     и  подвижности  суставов;  синхронизацию  речи  и  движения.

          Третий тип:  Игры  и  упражнения,  специально  разработанные   с целью  коррекции.  Они способствуют развитию прослеживающих  функций  и ориентировке в пространстве, развивают зрительный анализатор, помогают развитию  микроориентировки,  совмещению зрительного   и  слухового  образов;  имеют  своей  целью  тренировку мелких  мышц  руки,  развивает  функции  глаза и  способствует  центральной  фиксации;  способствуют   совмещению  у ребенка зрительного  и   слухового  образов,   развивают  подражательные  умения,     зрительную   память,   развитие  чувства ритма;  развитие   артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей.
         Учитывая уровень развития и возможности каждой группы детей, обязательно в занятие включаю  музыкальные упражнения с предметами, которые  всегда  вызывают  интерес  у детей.

Доказано, что понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению  образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, можно, не снижая интереса детей, добиваться развития долговременной памяти и двигательных  навыков.

Для  развития у детей с нарушением  зрения  пластичности  и  координации  движений с музыкой я включаю танцы и пляски разных жанров. При  выборе  танцевальной  композиции  я  отдаю  предпочтение  произведениям с сюжетной линией, стараюсь привнести игровой момент в разучивание танцевальных  движений,  использую игры со словом. По подгруппам разучиваем образные танцы (петрушек, гномов, цветов, матрёшек и многие другие). В процессе постановки парных танцев в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надёжность,  уверенность,  формируется  уважительное, галантное отношение к  женщинам  вообще и к девочкам в частности.  В  девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность,  красота.  Особого внимания требуют, как правило,  домашние дети,  приходящие в среднюю, старшую и подготовительную к школе группы, имеющие ослабленное здоровье, комплексную патологию, часто болеющие  и  пропускающие много занятий.

Чем  больше  органов  чувств  участвуют  в процессе деятельности ребенка, тем  интенсивнее идет его развитие. Для детей с нарушением зрения, речи, важны тактильные прикосновения к различным предметам и, в первую очередь, к различным частям их собственного  тела. Поэтому для активизации внимания  детей,  координации  движений, развития чувства ритма хорошо включать в начало музыкального занятия игры или упражнения с использованием  «звучащих  жестов».

При обучении прыжкам акцентировали внимание на мягкость приземления, пружинистость. Прыжки способствуют выработке гибкости корпуса, которая так необходима в ходьбе.

Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения на равновесие. Они развивают у детей мышечное чувство, позволяющее  определять  правильное  положение  тела.

Для  развития  гибкости  и  укрепления  мышц  спины  и мышц – разгибателей   я  в  своей  работе  использую  элементы  игрового  стретчинга (по материалам С.Л. Слуцкой).

Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Упражнения выполняются детьми самостоятельно, без воздействия со стороны. Они доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой, и рассчитаны на вовлечение в работу всего организма,  включая  психику.

Правила проведения занятий с детьми 4-7 лет,
имеющих ограниченные возможности здоровья

  • В то время, когда звучит музыка,  не   считаем вслух, так как это притупляет  восприятие  мелодии ребёнком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, даем детям возможность   вслушиваться  в музыку. Вслух считаем   только в самом начале обучения новому  движению.
  • Танцевальные  способности  ребенка  следует  развивать,  работая  в равной  степени  над  движениями рук и ног. Если   внимание обращается только на  ноги  и  забываются  руки, корпус и голова - тогда не будет достигнута полная гармония движения и не сформируется должное впечатление от исполнения.
  • Основами хореографии все дети группы занимаются одновременно, благодаря   чему  повышается  плотность  занятия  и  физиологическая  нагрузка на организм ребёнка. Упражнения строго дозируются: сложные движения чередуются с  легкими; движения, требующие большого мышечного напряжения,  чередуются  с движениями   на  расслабление.
  • Каждое  занятие   проводится  увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с  него  с  чувством  удовлетворения.  
  •   Объяснять  необходимо  спокойно, тихо, но эмоционально. Это заставляет  детей   соблюдать  тишину  и  быть внимательными.
  • Для работы с детьми с нарушением зрения важна организация их внимания. Для этого необходимо распределить их по музыкальному залу так, чтобы  каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно. Если у ребенка  проблемы с поведением, во время выполнения музыкально-ритмических   движений лучше поставить его за всеми остальными детьми, чтобы  он  не  отвлекал их внимания. Рядом с таким ребенком должен находиться  воспитатель.  Если детей с нарушениями поведения несколько, очень важно их максимально разъединить, разместить между ними уравновешенных  музыкальных  детей,  у  которых уже сформирован устойчивый  интерес  к  музыкальным занятиям.

Работа на занятии строится по разделам: приветствие, разминка, повторение  предыдущего  материала,  разучивание  нового,  закрепление.

Дети  любят  танцевать,  двигаться,  играть.  Многие  родители  приводят детей на занятия хореографией  для того, чтобы развить у ребенка    эстетический  вкус, раскрыть  творческий  потенциал сына или дочери, обогатить их  духовно.

В заключении хочется сказать, что:

В результате проделанной работы,  воспитанники стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально – ритмической деятельности, освоили необходимый объём музыкально – ритмических движений, танцев, игр, движений классического, народного, бального танцев, а так же различные имитационные движения; у них сформировались основы культуры движения, красивая осанка. Более совершенным стало чувство ритма. Они научились хорошо ориентироваться в пространстве и выполнять различные построения. У них появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось и протекание психических процессов: отмечены сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения,  проявление   творческого  воображения.

Об успехах детей свидетельствуют годовые отчётные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада (утренники, праздники, концерты, развлечения, театрально – хореографические постановки), города; призовые места в городских конкурсах и фестивалях.

Таким образом,  опираясь на системный и компетентный подход, принципы личностно - ориентированного обучения, природосообразности и культуросообразности, успешности и творческой самодеятельности воспитанников, можно воссоздать реальную картину развития коллектива и отследить в динамике процесс изменения  уровня   исполнительского   мастерства, технической и физической  подготовки, творческой активности, и эмоциональной удовлетворенности каждого  ребёнка.

Мы гордимся успехами наших воспитанников. И пусть их первые шаги в прекрасный мир танца будут удачными.

Список литературы:

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика / (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей (учебное пособие) / Россия, «Музыкальная палитра” 2007. – 56с.
  3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- М.: Просвещение, 1967.- 259 с.
  4. Виноградова, Г. Танцуют мальчики, танцуют девочки //Обруч.- 1998.- №6.- С.24 – 27.
  5. Выготский Л.С.  Психология восприятия искусства.  М.: Искусство, 1986. – 386 с.
  6. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу  – М.: Искусство, 2004. – 145с.
  7. Зенн Л.В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики (Электронный ресурс) Режим доступа: http://www. kindergenii.ru.
  8. Киселева, Е.А. Основные концепции творческих способностей/ (Электронный ресурс) Режим доступа:www.ucheba.com/met.
  9. Юракова Э.Д. Формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста через музыкально – ритмическую деятельность на уроках музыки  и во внеурочное время. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://levanda.vpe.red/doklad-iz-opyita-rabotyi/
  10. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.  М.: Гном-Пресс, 2000.- 61с.
  11. Ушакова Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики http://www.openclass.ru/io/26/ushakova
  12. Фирилёва Ж.Е. «СА-ФИ- Дансе». Танцевальная гимнастика для детей - СПб, 2000.- 352 с.
  13. Чибрикова –Луговская, А. Ритмика //Дошкольное воспитание.- 2003.- №12.- С.112 – 118
  14. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа / авт.-сост. И. А. Осина, Е. В. Горюнова, М. Н. Павлова, Т. И. Кандала. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119 с.
  15. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Старшая группа / авт.-сост. Т. И. Кандала (и др.). – Волгоград: Учитель,2013. – 158 с.
  16. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Средняя группа / авт.-сост. Т. И. Кандала (и др.). – Волгоград: Учитель,2013. – 158 с.
  17. «Программа обучения и  воспитания детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях" под редакцией Л.И. Плаксиной. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой.
  18. Котышева Е.Н «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями»
  19. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика: хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.: вкл.
  20. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по хореографии для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Пояснительная записка Ритмика и хореография – прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания детей. Программа дополнительного образования детей по ритмике и о...

Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста

Это рабочая программа по хореографии для детей от 4 до 7 лет...

Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста

Данная программа составлена для неспециализированных ДОУ. Она включает в себя ритмику с элементами народного танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена....

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...

Программа по хореографии для детей старшего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельност...

Программа по хореографии для детей младшего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Программа по хореографии для детей среднего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...