Роль педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста с заболеванием сахарного диабета
проект по коррекционной педагогике

Воронина Карина Олеговна

В материале опсана роль педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих заболевание сахарный диабет в ГБДОУ детском саду №104 невского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga-psihologa.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста с заболеванием сахарного диабета.

Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г.  Санкт-Петербурга

Здравствуйте, меня зовут Карина Олеговна Воронина. Я являюсь молодым специалистом ДЕТСКОГО САДА № 104 комбинированного вида Невского района.

Наш детский сад является дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида и его посещают обучающиеся, которым нужна особая поддержка, т.к. у них особые образовательные потребности, потому что многие из них имеют ограниченные возможности здоровья, а именно заболевания опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, умственную отсталость, а также заболевания сахарный диабет, целиакия и проблемы в речевом развитии.

Педагогический коллектив нашего детского сада - это команда единомышленников, которая ежедневно успешно взаимодействует в различных ситуациях. Личная заинтересованность всех специалистов в успехе общего дела, любовь к детям и искреннее желание улучшить качество жизни наших обучающихся позволяет нашему учреждению достигать положительного опыта в реализации поставленных целей.

Основная направленность моей работы, как педагога-психолога в нашем учреждении, направлена на воспитанников с заболеванием сахарный диабет, в связи с особенностями их психического развития, в котором эмоциональная сфера имеет большое значение. Для них присущи нестабильное эмоциональное состояние, тревожность, агрессивное поведение (так как в данном возрасте мы не можем говорить об агрессивности как о черте личности), низкий уровень самооценки, трудность социальной адаптации. Развивая эмоциональную осведомленность и эмпатию у детей, мы можем помочь им справляться с данными особенностями.

Основными сферами развития детей в дошкольном учреждении занимаются воспитатели, а также педагоги дополнительного образования, но эмоциональное развитие зачастую отходит на второй план и ограничивается беседой о настроении, хотя эмоциональный опыт ребенка оказывает большое влияние на его общее развитие и все его сферы, а также напрямую связано психологическим и социальным благополучием ребенка.

Об этом говорили не только выдающиеся педагоги и психологи, которые были первооткрывателями, такие как Лев Семенович Выготский и Александр Владимирович Запорожец, но и современные исследователи –Люсин Дмитрий Владимирович (влияние эмоций на когнитивную функцию), Ушаков Дмитрий Викторович (социальный интеллект, включающий эмоциональный компонент), Зинченко Владимир Петрович (аффект и интеллект, сознание и творчество). По их мнению, только согласованное функционирование систем познавательного и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Коллектив нашего детского сада убежден, что эмоциональное развитие у детей дошкольного возраста с сахарным диабетом имеет огромное значение, так как детям сложно справляться со своими эмоциями, часто они не умеют выражать свои чувства, и не всегда понимают, какие переживания побуждают их к тем или иным действиям.

Основным в работе с эмоциональной сферой дошкольников с сахарным диабетом являются непосредственно сами эмоции, но это заключается не только в запоминании их названия, а еще в том, чтобы понять, когда они сами их испытывают, когда их испытывают окружающие их люди, как себя вести в той или иной ситуации, почему другие люди имеют различное поведение и от чего это зависит.

Сейчас, большая часть работы направлена на создание полноценной программы эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. На данный момент созданы две последовательные части программы, одна из которых направлена на совершенствование эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и коррекцию агрессивного поведения; вторая часть направлена на коррекцию и повышение уровня эмоционального интеллекта. Основой разработанных занятий являются игры, в соответствии с ведущей деятельностью, упражнения на снятие эмоционального напряжения, арт-технологии и сказкотерапия.

Целью работы, направленной на эмоциональную сферу, является формирование и совершенствование у детей понимания своего состояния и состояния окружающих людей, ведь это понимание помогает во всех сферах развития. Это дает детям возможность контролировать свои чувства и эмоции, понимать, что их сподвигает на какие-либо поступки, задумываться о том, что чувствуют люди вокруг и как стоит выстраивать свое поведение, чтобы чувствовать личный комфорт и комфорт окружающих людей.

Также эмоции влияют не только на сферу общения и коммуникации с окружающим миром, но и на сферу познания, ведь эмоциональный интерес к тем или иным заданиям при обучении, влияет на их усвоение. Поэтому работа педагогов над эмоциональной составляющей обучающих занятий, направленных на разные сферы развития, является очень ответственной, важной, а главное творческой.

Для нашего детского сада это направление очень актуально и необходимо, так как работа ведется с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, и предполагает всестороннее изучение личности, а также помогает ребенку понять не только себя, но и окружающих его людей.

Роль педагога-психолога в работе с детьми, имеющими заболевание сахарный диабет – это способствовать формированию и совершенствованию эмоциональной сферы для облегчения прохождения сложных периодов, возрастных кризисов, обучения и адаптации.

Сейчас хотелось бы представить и подробнее остановиться на нескольких примерах игр и упражнений.

  • упражнение «радуга настроения». В нем детям предлагается выразить свои эмоции цветом. Оно наглядно демонстрирует детям, насколько разным может быть настроение у каждого из них, а также легче понимать изображенные эмоции.
  • игра «угадай эмоцию». Из набора карточек с нарисованными эмоциями ребенку предлагается одна и, не показывая картинку остальным, должен изобразить выбранную эмоцию, а остальным детям нужно угадать какая эмоция демонстрируется. Она помогает детям проявить себя и свою пластичность, посмотреть на то, как эмоции могут выглядеть со стороны.
  • упражнение на подбор эмоции к конкретной ситуации. Дети выбирают из предложенных карточек эмоцию, наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений. Мною были взяты стихотворения Агнии Барто.
  • Значимым упражнением, применяемым в комплексе, является прорисовывание. После рисования каждый из детей рассказывает о своем персонаже, о его настроении, какой он и как они это поняли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Совместные направления в психолого-логопедическом сопровождении детей дошкольного возраста. Направления при разработке коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Перечень консультаций....

Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...

Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...

Роль малоподвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физ. воспитанию...

Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Работая в детском саду и проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с...