Главные вкладки

    Статья по теме:
    Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

    Совместные направления в психолого-логопедическом сопровождении детей дошкольного возраста. Направления при разработке коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Перечень консультаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovanie.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-логопедическая школа

    МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»

    Новоусманского муниципального района Воронежской области

    Педагог-психолог Лукина Л. И.

    Учитель-логопед Маркина О. В.

    Тема: Интегрирование в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

    Дошкольному возрасту характерны большие возможности в познании. Раскрыть их помогает организационно – образовательная деятельность. В совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные и речевые способности, учебные интересы, что способствует активному процессу  овладения знаниями.

    Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда отражает определение интегрирования, которое заключается в соединении разных областей знаний на равной основе. Занятия, проводимые одним специалистом сопровождаются, дополняют и корректируются вторым.

    Данный вопрос возник в ходе практической работы с детьми.

              Исходя из этого, поставлена цель: создать модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

    Задачи:

    1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.

    2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

    3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

              С данными задачами необходимо  ознакомление педагогов – возрастных групп, музыкальных руководителей. Так как их помощь так же необходима. Во время групповых занятий воспитатели должны учитывать возможности этих детей, закреплять то, что уже достигнуто в индивидуальной работе.

    Музыкальные руководители должны  включать в занятия музыкальную логоритмику в индивидуальной работе с детьми. Подбирать речевой материал при составлении сценариев к праздникам, с учётом речевых возможностей детей, не большим объёмом.

    Первым этапом работы было:

    Проведение диагностического обследования.

             Задачи:

    • Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 5-6 лет.
    • Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
    • Составление карты развития ребенка.

    Второй этап  работы: Коррекционно-развивающий.

    Задачи:

    • Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.
    • Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.

    Третий этап аналитический.

    Задачи:

    • Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
    • Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

    Были разработаны индивидуальные, подгрупповые консультации, семинары, методические рекомендации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям.

    Консультации для родителей по следующим темам:

    1. Психическое развитие детей 5-6 лет.
    2. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников.
    3. Общение – это искусство.
    4. Правила для родителей.
    5. Памятка для родителей старшего возраста.
    6. Развитие речи дошкольника 5-6 лет.
    7. причины возникновения речевых нарушений.

    Консультации для педагогов:

    1. Взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции.
    2. Предшкольная подготовка детей, требующих коррекционных мероприятий в их развитии.
    3. Содержание и особенности развития познавательных процессов дошкольника (методические рекомендации).
    4. Круглый стол – «Психология взаимоотношений взрослого и ребёнка».
      Семинары для родителей:
    1. Психологические речевые настройки.
    2. Как развивать речь малыша?
    3. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
    4. Домашняя игротека. (логопедические игры, упражнения, задания)

    Семинары для педагогов:

    1. Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей.
    2. Лексико-грамматические игры.

    Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы учитываются основные принципы педагогической диагностики: системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, комплексность,  оптимизация форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур.

    Самый главный принцип дидактики – от простого к сложному.

    Диагностика в ходе  работы приобретает три основные составляющие:

    1. Определение уровня речевого и психического развития ребенка.
    2. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
    3. Учет новообразований данного этапа развития.

    Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

    Анализ полученных результатов позволяет объединить их в карту развития ребенка.

    Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:

    • разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
    • составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

     Выстроить коррекционно-развивающую работу с детьми на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

    Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит  отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

     Изложенные взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

     Заинтересованность родителей играет большую роль. Так как своевременное информирование позволяет им включиться в работу. В домашних условиях они могут закреплять материал изученный детьми на занятиях логопеда и психолога. Очень помогают практические семинары с родителями, когда предлагается исполнять роль своего ребёнка. Они могут прочувствовать на себе то, чем занимаются дети, какие к ним предъявляются требования. В конечном итоге родители понимают, что чувствуют их дети которые имеют определённые проблемы.

    Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Понять свою значимость и ответственность в первую очередь перед своим ребёнком.

    Таким образом необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и им известны способы и методы закрепления выработанных навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

    В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....

    Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

    Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребн...

    Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.

    Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....

    Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

    Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

    Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"

    В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта  взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...