Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"
статья на тему

Орехова Мария Александровна

В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта  взаимосвязь в работе с воспитателями и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sots-em_razvitie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Статья педагога-психолога

Тема: «Опыт работы по социально-эмоциональному развитию»

      Я работаю педагогом-психологом в дошкольном учреждении города Тулы. Я думаю, что в зависимости от качества развития социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте зависит успешность ребёнка в бедующем. Именно поэтому именно эта тема является приоритетной в моей работе.

      Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.

        Непосредственно работа по развитию социально-эмоциональной сферы начинается со знакомства  детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; которые используются детьми как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Дети учатся преодолевать негативные эмоции. Это способствует постепенному осознанию ими того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.  

      Большое внимание в своей работе я уделяю снятию психоэмоционального напряжения в процессе проигрывания конфликтных жизненных ситуаций или внутренних противоречий. Известно,

что любая игра, которой увлечен ребенок, помогает уменьшить психоэмоциональное напряжение, связанное с воздействием какого-

либо стрессового фактора. Также использую специальные релаксационные игры, упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, мимическую гимнастику, двигательные упражнения. Они помогают  снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоить его.  С этой же целью в моём кабинете  установлено интерактивное оборудование: «Падающий лист» и «Солнечный домик», «Песочный стол».

        В дальнейшем  работа строится над  развитием социальных навыков детей.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я работаю  над развитием внимания и сопричастности к партнеру, воспитываю эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать, как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах.       Далее идёт обучение дошкольников этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.    

      Часто для развития социально-эмоционального развития детей я использую элементы арт-терапии. Дети с помощью карандашей, восковых мелков, а также акварельных красок учатся оценивать и выражать своё эмоциональное состояние. Многие их рисунки являются для меня ещё и диагностическими, помогают оценить и выстроить работу, в случае необходимости  внести коррекцию необходимую для преодоления негативного состояния ребёнка. Такие рисуночные игры как «Раскрашиваем носочки», «Совместный рисунок группы», «Закончи мой рисунок» –  развивают социальные навыки, обучают  детей договариваться, сотрудничать.

     

 

      Совместно с воспитателями работаем над  нормами и правилами поведения детей, на основе которых  складываются этически ценные формы общения. А так же помогаем ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка.   С помощью игровых упражнений, проигрывания ситуаций, и разбора реальных ситуаций подводим детей  к осознанию причин конфликтов, обучаем способам и приемам их самостоятельного разрешения.  С этой же целью   мной, совместно с воспитателями проводятся социоигры, специально организованные задания, требующие коллективного выполнения. Для этого создаётся специальная предметно-развивающая среда, предполагающая объединение в большие и малые группы.

      Также, совместно с воспитателями мы работаем над созданием специального игрового пространства, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в группе  оформлен «Уголок дружбы». Там находятся картотека «Социоигры»,  различные дидактическими игры. Также там находится  «Коврик-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Для регуляции своего эмоционального состояния там представлены «Листки злости», «Игрушки-антистресс», «Коврик-ёжик». Они помогают снять агрессию и нормализовать своё эмоциональное состояние.

      Вместе с тем я провожу работу с воспитателями на пополнение их багажа  в психолого-педагогическом плане,  на регуляцию психо-эмоционального состояния и навыков коммуникации. Ведь чем больше у воспитателя знаний в этих областях, тем более качественную работу он способен вести в данном направлении.

      Неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Для этого  используются такие виды работы, как лектории, консультации, информационные блоки, мастер-классы, тренинговые мероприятия с участием детей и родителей. В случае необходимости   используется  такая форма работы, как выход в семью - это помогает более качественному поиску причины трудностей и способов их устранения. Работа с семьёй помогает развитию навыков детей в установлении контактов со взрослыми;  показывает родителям пути эффективного взаимодействия со своими детьми, а в последствии нормализует эмоциональную сферу детей и развивает их социальные навыки.

      Диагностика детей в конце года даёт положительный результат, что свидетельствует  об эффективности данной работы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...

План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Статья  «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Палочки Кюизенера, как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста."

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольника очень важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Основные особенности дидакт...