Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему
Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskoe_razvitie_detey_s.v.sinyaeva.docx | 476.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского района Республики Татарстан |
Статья из опыта работы «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Синяева Светлана Викторовна,
старший воспитатель
МБДОУ №22 «Золотая рыбка»
Бугульминского муниципального района РТ
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области развития у детей математических представлений. Вхождение детей в мир математических знаний начинается в дошкольном возрасте. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных математических способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научно-исследовательская работа по внедрению мультимедиа ресурсов в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с восьмидесятых годов прошлого века на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
В настоящее время активно разрабатываются теоретические и методические основы применения информационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений, создаются компьютерные образовательные программы для развития математических способностей дошкольников.
На мой взгляд, использование мультимедиа ресурсов оказывает эффективное воздействие прежде всего на познавательное, а в частности на математическое развитие детей.
Проблемой математического развития детей занимались такие исследователи как А. В. Брушлинский, А.А. Столяр, В. А. Крутецкий, В. В. Давыдов, А.В. Белошистая, И. В. Дубровина и др.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций .
В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.
Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.
Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:
• возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;
• компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию ;
• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес. Мультимедиа презентация в организации математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и память.
С помощью мультимедиа презентаций с детьми разучиваются комплексы упражнений для снятия зрительного утомления.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:
- глубже постигаются понятие числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;
- активно пополняется словарный запас;
- формируется координация движений глаз;
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие математические способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоритического мышления.
Для успешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; четко формулировать проблему, задачу и др.
Т.В. Калинина выделила следующие требования к составлению плана занятия с использованием мультимедиа презентаций:
- слайд должен содержать минимально возможное количество знаков;
- для надписей и заголовков употребляется чёткий крупный шрифт
(лаконичность – исходное требование при разработке презентаций для
детей);
- размер букв, цифр, знаков их контрастность определяется необходимостью
их чёткого рассмотрения;
- заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого»
цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
- рисунки, фотографии и другие материалы должны равномерно заполнять
всё экранное поле;
-нельзя перезагружать слайды зрительной информацией;
- на просмотр одного слайда следует отводить не менее 2-3 минут, чтобы
дети могли сконцентрировать внимание на изображении, проследить
последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда,
зафиксировать конечный результат;
-звуковое сопровождение не должно носить отвлекающий характер.
В нашем МБДОУ №22 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» был разработан и введен в образовательный комплекс математических занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа презентаций.
Предлагаем в качестве примера фрагмент занятия « В гостях у мудрого ворона» задачи которого:
1.Воспитывать самостоятельность, инициативность и интерес детей к математическому содержанию и математической деятельности.
2.Развивать у детей мыслительные операции (сравнение, качественные анализ и синтез, систематизация), воображение в процессе отгадывания загадок на основе зрительно-воспринимаемой информации;
3.Актуализировать представления детей о геометрических фигурах, последовательности чисел, упражнять в прямом и обратном счёте в пределах десяти. Способствовать освоению детьми понятий «часть» и «целое».
4.Формировать умения использовать в речи знакомые слова татарского языка – счёт до 10(бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун); большой-зур, маленький- кечкенә; бир-дай.
Таблица 1. Содержание презентации
Содержание слайда | Комментарий педагога |
Слайд 1. Лес | «Дети, я вам предлагаю отправиться в лес. Согласны совершить путешествие и во всем мне помогать? Тогда в путь. Мы с вами и на месте» |
Слайд 2. Мудрый ворон. | «Я слышу кто – то к нам летит. Кто это, ребята?» |
Слайд 3. Мудрый ворон с конвертом. | «Дети, Мудрый ворон приготовил для вас интересные вопросы» |
Слайд 4. Вопросы мудрого ворона. | «Давайте вместе ответим на вопросы:
Умницы! Мы, ответили, на все вопросы и ворон приглашает нас на экскурсию по лесу» |
Слайд 5. Картинка с животными, спрятанными в лесу. | «Дети кто спрятался в лесу? Сколько всего животных здесь спряталось, можем ли мы сразу сказать? А что нужно сделать, чтобы определить точное количество животных? (Дети считают, подводят итоги)» |
Слайд 6. Зайцы. | «Ребята! Мудрый ворон хочет познакомить вас со своими друзьями. Смотрите, кто это? (зайцы). Сколько их? А который самый большой? Который самый маленький?» |
Слайд 7. Еловые шишки. | «Дети, сколько шишек вы видите? Какой они формы? Мудрый ворон принес два мешочка. Сколько шишек в первом мешочке? Сколько шишек во втором мешочке? Сложите шишки в один общий мешок. Сколько всего шишек? Что мы сделали с шишками? (собрали, сложили, объединили). Как получить целое из частей?» |
Слайд 8. Грибы. | «Дети, а что это такое? Сколько их? Мудрый ворон предлагает вам поиграть в игру «Грибы». На полу расставлены грибы с точками на шляпке (6, 7, 8, 9) и обручи с цифрами. Пока звучит музыка нужно взять гриб и занять место в своем обруче» |
Слайд 9. Мудрый ворон. | «Дети, Мудрый ворон с вами прощается. Что нового вы сегодня узнали? С кем познакомились? Что видели?» |
Результаты внедрения разработанного нами комплекса занятий и игр показали, что использование презентаций в организации математического развития старших дошкольников позволяет: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Мультимедийные презентации одно из интерактивных средств в обучении дошкольников
Статью подготовила Синяева Светлана Викторовна воспитатель высшей категории МБДОУ №22 « Золотая рыбка» г. Бугульма.
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы.
Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?
В отличие от обычных средств обучения презентациями значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!
«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие, которое помогает рассказать детям об окружающем мире.»
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
- Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
- Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
- Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
- Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
- Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.
Обучающие игры – презентации прекрасно помогают готовить ребёнка к школе.
Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
- Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
- Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
- Требования для детей при работе с компьютером
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!
В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Математический КВН"
Игра- это своеобразный, дошкольному возрасту способ усвоеия общественного опыта. В игре формируются все личности ребенка, происходят значительные изменения, подготавливающие , переход к новой , более ...
"Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, на...
Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...
ПРОЕКТ: «Внедрение в образовательный процесс развивающих технологий как средства, повышающего математическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум» т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, Математик лучше планирует...
Статья на тему: "Палочки Кюизенера, как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста."
Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольника очень важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Основные особенности дидакт...
Флексагоны - средство математического развития детей старшего дошкольного возраста
Консультация на тему Флексагоны - средство математического развития детей старшего дошкольного возраста...
Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста
Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные ...