Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему

СИНЯЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

Статья  «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie_detey_s.v.sinyaeva.docx476.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное                                                  образовательное учреждение                                                     детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка»  Бугульминского района                                              

Республики Татарстан

Статья из опыта работы «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»

                                           

                                 Синяева Светлана Викторовна,

                старший воспитатель  

                                МБДОУ №22 «Золотая рыбка»

Бугульминского муниципального района РТ

     Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области развития у детей математических представлений. Вхождение детей в мир математических знаний начинается в дошкольном возрасте. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных математических способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научно-исследовательская работа по внедрению мультимедиа ресурсов в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с восьмидесятых годов прошлого века на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

В настоящее время активно разрабатываются теоретические и методические основы применения информационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений, создаются компьютерные образовательные программы для развития математических способностей дошкольников.

На мой взгляд, использование мультимедиа ресурсов оказывает эффективное воздействие прежде всего на познавательное, а в частности на математическое развитие детей.

C:\Users\Золотая рыбка\Desktop\св\IMG_1739.JPG

Проблемой математического развития детей занимались такие исследователи как А. В. Брушлинский, А.А. Столяр, В. А. Крутецкий, В. В. Давыдов, А.В. Белошистая, И. В. Дубровина и др.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций .

В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.

Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:

• возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;
• компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию ;                                                 
• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка
.

Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес. Мультимедиа презентация в организации математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и память.

С помощью мультимедиа презентаций с детьми разучиваются комплексы упражнений для снятия зрительного утомления.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:

  • глубже постигаются понятие числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;
  • активно пополняется словарный запас;
  • формируется координация движений глаз;
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие математические способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоритического мышления.

Для успешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; четко формулировать проблему, задачу и др.

Т.В. Калинина выделила следующие требования к составлению плана занятия с использованием мультимедиа презентаций:

 - слайд должен содержать минимально возможное количество знаков;

 - для надписей и заголовков употребляется чёткий крупный шрифт

   (лаконичность – исходное требование при разработке презентаций для

   детей);

 - размер букв, цифр, знаков их контрастность определяется необходимостью

   их чёткого рассмотрения;

 - заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого»

   цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;

 - рисунки, фотографии и другие материалы должны равномерно заполнять

    всё экранное поле;

 -нельзя перезагружать слайды зрительной информацией;

 - на просмотр одного слайда следует отводить не менее 2-3 минут, чтобы        

   дети могли сконцентрировать внимание на изображении, проследить

   последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда,

   зафиксировать конечный результат;

 -звуковое сопровождение не должно носить отвлекающий характер.

В нашем МБДОУ №22 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» был разработан и введен в образовательный  комплекс математических занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа презентаций.

C:\Users\Золотая рыбка\Desktop\св\IMG_1735.JPG

Предлагаем в качестве примера фрагмент занятия « В гостях у мудрого ворона» задачи которого:

1.Воспитывать самостоятельность, инициативность и интерес детей к математическому содержанию и математической деятельности.

2.Развивать у детей мыслительные операции (сравнение, качественные анализ и синтез, систематизация), воображение в процессе отгадывания загадок на основе зрительно-воспринимаемой информации;

3.Актуализировать представления детей о геометрических фигурах, последовательности чисел, упражнять в прямом и обратном счёте в пределах десяти. Способствовать освоению детьми понятий «часть» и «целое».

4.Формировать умения использовать в речи знакомые слова татарского языка – счёт до 10(бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун); большой-зур, маленький- кечкенә; бир-дай.

Таблица 1. Содержание презентации

Содержание слайда

Комментарий педагога

Слайд 1. Лес

«Дети, я вам предлагаю отправиться в лес. Согласны совершить путешествие и во всем мне помогать? Тогда в путь. Мы с вами и на месте»

Слайд 2. Мудрый ворон.

«Я слышу кто – то к нам летит. Кто это, ребята?»

Слайд 3. Мудрый ворон с конвертом.

«Дети, Мудрый ворон  приготовил для вас интересные вопросы»

Слайд 4. Вопросы мудрого ворона.

«Давайте вместе ответим на вопросы:

  • Сколько носов у трёх котов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько пальцев на одной руке?
  • Какой сегодня день недели?
  • Сколько углов в треугольнике?
  • Что бывает раньше: утро или вечер?

Умницы! Мы, ответили, на все вопросы и ворон приглашает нас на экскурсию по лесу»

Слайд 5. Картинка с животными, спрятанными в лесу.

«Дети кто спрятался в лесу? Сколько всего животных здесь спряталось, можем ли мы сразу сказать?

А что нужно сделать, чтобы определить точное количество животных? (Дети считают, подводят итоги)»

Слайд 6. Зайцы.

«Ребята! Мудрый ворон хочет познакомить вас со своими друзьями. Смотрите, кто это? (зайцы). Сколько их? А который самый большой? Который самый маленький?»

Слайд 7. Еловые шишки.

«Дети, сколько шишек  вы видите? Какой они формы? Мудрый ворон принес два мешочка. Сколько шишек  в первом мешочке? Сколько шишек во втором мешочке? Сложите шишки  в один общий мешок. Сколько всего шишек?

Что мы сделали с шишками? (собрали, сложили, объединили). Как получить целое из частей?»

Слайд 8. Грибы.

«Дети, а что это такое? Сколько их? Мудрый ворон предлагает вам поиграть в игру «Грибы». На полу расставлены грибы с точками на шляпке (6, 7, 8, 9) и обручи с цифрами. Пока звучит музыка нужно взять гриб и занять место в своем обруче»

Слайд 9. Мудрый ворон.

«Дети, Мудрый ворон с вами прощается. Что нового вы сегодня узнали? С кем познакомились? Что видели?»

     

Результаты внедрения разработанного нами комплекса занятий и игр показали, что использование презентаций в организации математического развития старших дошкольников позволяет: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

     Мультимедийные презентации одно из интерактивных средств в     обучении      дошкольников

Статью подготовила Синяева Светлана Викторовна  воспитатель высшей категории МБДОУ №22 « Золотая рыбка»  г. Бугульма.

     Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения презентациями  значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!

«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие, которое помогает рассказать детям об окружающем мире.»

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

  • Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

  • Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  • Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
  • Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
  • Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
  • Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

       Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.

Обучающие игры – презентации прекрасно помогают готовить ребёнка к школе.

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
  • Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
  • Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
  • Требования для  детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Математический КВН"

Игра- это своеобразный, дошкольному возрасту способ усвоеия общественного опыта. В игре формируются все личности ребенка, происходят значительные изменения, подготавливающие , переход к новой , более ...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

"Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, на...

Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

ПРОЕКТ: «Внедрение в образовательный процесс развивающих технологий как средства, повышающего математическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум» т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, Математик лучше планирует...

Статья на тему: "Палочки Кюизенера, как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста."

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольника очень важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Основные особенности дидакт...