Опыт работы на тему: "Логико-математические игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)
Опыт работы на тему: "Логико-математические игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 "Ягодка" пгт. Ярославский Хорольского муниципального округа Приморского края.
Воспитатель 1 квалификационной категории Радченко Наталья Анатольевна.
Я представлю вам опыт своей работы на тему "Логико-математические игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста".
Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Используя в своей работе логико-математические игры, я придерживаюсь определенных правил.
1. Радуюсь успехам детей, но не захваливаю. всегда показываю ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать ещё лучше.
2. Ни пресыщаю, ни принуждаю!
Иногда ребенок не хочет играть в ту игру, которую я ему предлагаю. Я ни в коем случае не оказываю на него нажима. Отступаю, откладываю на день, два. Затем я создаю условия и ребенка возникает желание поиграть в эту игру.
3. Самостоятельно - без подсказки!
Основное моё правило, взрослый не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.
4. Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок.
Запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность я используюв общении с ребенком. И в играх тоже. И для поддержания такого интереса у меня развивающие игры не превращаются в обычные, всегда доступные игрушки.
5. По воле "волн". Когда игры себя исчерпывают?
Когда я вижу, что интерес к развивающей игре у детей постепенно снижается, тогда необходимо ввести следующую игру.
6. Использую метод "ледокола" или шаг назад два шага вперёд.
Начинаю игру с заданий достаточно лёгких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет лучше попробовать взять препятствие "с разгона", т.е. начинаем игру с более лёгких или уже преодолённых заданий и только в конце подходит к трудному, пока неприодолённому.
7. С помощью сказки и без неё.
Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали они, как правило, легко дорисовывают в своём воображении. Эту особенность детскогомышления я и использую, чтобы привлечь внимание ребёнка к развивающим играм, возбуждаю интерес к ним.
Я представляю вам логико-математические игры и покажу, как можно применить их в работе с детьми.
Головоломками называют любые задания, которые требуют проявить смекалку и сообразительность. Для таких игр специальных научных знаний не требуется. На первом месте здесь выступают логическое мышление и творческая фантазия.
Обычно головоломки делятся на следующие группы:
1. Словесные (загадки, шарады).
Они не требуют привлечения посторонних предметов. Основу игры составляет устная или письменная речь.
2. Предметные.
Это задания с привлечением предметов (спичек, пуговиц, зубочисток и других).
3. Головоломки с изображением на бумаге (ребусы, кроссворды).
4. Предметные игры-конструкторы (кубик Рубика, змейка, пазлы, "Танграм", "Вьетнамская игра", «Колумбово яйцо» и другие).
Все игры направлены на развитие логического мышления и активизацию мыслительного процесса ребёнка.
Особый интерес дети проявляют в игре "Танграм". За основу взят квадрат.
Часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.
Танграм - «семь дощечек мастерства» — древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Для начала я знакомлю ребенка с танграмом, даю ему рассмотреть. Затем учу составлять простейшие фигуры из 2-4 частей. (домик, ёлочку, квадрат).
При знакомстве с игрой можно использовать рифмовку, сказку или легенду о Танграме.
"Танграм" способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок учится анализировать простые изображения, выделяет в них геометрические фигуры, учится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
Есть еще игры, где главной фигурой является сердечко, листик и другие.
"Колумбово яйцо"-овал (10 частей)
Игра-головоломка "Волшебный круг" (10 частей)
"Монгольская игра" (11 частей)
Мне нравится еще одна игра, это "Вьетнамская игра" у неё основная форма круг. Игра состоит из 7 частей, но детали более замысловатые, обтекаемые. 2 части похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части-разные по форме и размеру.
Суть игры такая же как и у всех игр-головоломок. Нужно построить из плоских геометрических фигур различные силуэты-животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
(Практическая часть)
Я вам предлагаю детали "Вьетнамской игры" и образцы. По этим образцам попробуйте составить любую фигуру, можете пофантазировать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по инновационной деятельности на тему "Моделирование как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
В отчете по инновационной деятельности представлены цели, задачи, объект исследования, предмет исследования. Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ и обучение де...

самообразование Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста
Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста...

Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....

Консультация для родителей. ТЕМА: «Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей....

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...

Методическая разработка на тему: "Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения....

Сообщение из опыта работы на тему: «Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Детство, уникальный и волшебный мир. В дошкольном детстве – коротком, но важном периоде детки приобретают первоначальные знания об окружающем мире. ...
