Сообщение из опыта работы на тему: «Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Юсупова Гульназ Фларисовна

         Детство, уникальный и волшебный мир. В дошкольном детстве – коротком, но важном  периоде детки  приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Своеобразным мостиком от мира детей в мир взрослых- выступает игра- ведущий вид деятельности в детском саду. Именно она помогает  детям  развиваться  физически,  интеллектуально,  эмоционально и социально; Как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 311 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

Сообщение из опыта работы на  тему:
«Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Юсупова Г.Ф.

                                                                                                                                    воспитатель

Уфа, 2024 год.

         Детство, уникальный и волшебный мир. В дошкольном детстве – коротком, но важном  периоде детки  приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Своеобразным мостиком от мира детей в мир взрослых- выступает игра- ведущий вид деятельности в детском саду. Именно она помогает  детям  развиваться  физически,  интеллектуально,  эмоционально и социально; Как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»


Роль игровой деятельности в жизни ребёнка сложно переоценить.

Она:

  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  •  формирует произвольность психических процессов;
  • способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки ;
  • в игре развиваются  элементы учебной и трудовой деятельности;

Подвижные игры — являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Подвижные игры использую в ходе режимных моментов , в совместной деятельности с детьми в группе, на прогулке

В своей работе использую разные виды подвижных игр.

Элементарные: сюжетные, бессюжетные, игры с использованием предметов, игры с элементами соревнования, игры забавы.
Сложные
 с элементами спортивных игр: городки, хоккей, футбол и т.д.
По формированию физических качеств. Игры на формирование ловкости, быстроты ,выносливости , силы

 По степени физической нагрузки. Игры большой подвижности  (с бегом, с прыжками) Игры средней подвижности  (с ходьбой, передачей предметов) Игра малой подвижности  (игры с ходьбой, игры на внимание)

По двигательному содержанию Игры с ходьбой, Игры с бегом, Игры с лазанием, Игры с «прыжками», Игры с метанием

Играя с детьми в подвижные игры, стараюсь, чтобы дети не только включались в активную практическую физическую деятельность, но и
получали моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

     

          Особое место я также уделяю и дидактическим играм.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Дидактические игры использую в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с детьми в группе, на прогулке.

          В свою работу внедряю следующие виды дидактических игр:
Игры с предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками; на развитие  творческого мышления и воображения («Найди и назови», «Что изменилось?»)
Настольно-печатные
 игры использую  как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, внимания, логики, мышления, воображения («Что с начала, что потом?» «Лото», Мозайка и др)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Это игры  на формирование умения выделять существенные признаки и явления; на развитие у детей психических процессов; на развитие умения обобщать и классифицировать  предметы по отдельным признакам;  на развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные выводы.
(«Назови одним словом», «Четвёртый лишний» и др.)

Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимают творческие игры К ним  относятся :театрализованные, игры-драмматизации, строительно-конструктивные, режиссёрские и сюжетно-ролевые

       В работе со своими детьми   больше внимания уделяю сюжетно-ролевым играм , которые организую ежедневно.  Именно эти игры
позволяют ребенку примерить самые разные социальные роли, вводят его в мир человеческих отношений.  Это самое  естественное средство  развития коммуникативных  способностей  ребенка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. Л. С. Выготский

Сюжетно-ролевая игра-королева игр: развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.


Д.Б. Эльконин выделял следующие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры., на которые я опираюсь организуя совместные игры с детьми.
Мотив(возбуждение интереса к игре). 
Содержание
это то, что воспроизводиться ребенком в качестве характерного момента деятельности и отношений взрослых в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Сюжет(это та сфера деятельности людей, которая моделируется,  воспроизводиться в игре.)
Игровое действие воспроизведение  ребенком содержания деятельности людей, в соответствии с замыслом игры в обобщенной и сокращенной форме. Тема «Больница», сюжет «Заболел ребёнок», игровые действия: Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее.
 Игровая роль(это тот образ, который ребенок принимает на себя во время игры.)
Воображаемая ситуация образ игры, ее модель, возникающая в  результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия.
 Игровой материал игрушки, предметы реального мира, предметы- заместители, которые используют в процессе сюжетно-ролевой игры.

   

Для мотивации детей к игре использую игровые и  неигровые приемы предложения игры.

Неигровые приемы: устное предложение, напоминание, совет, беседа

Игровые приемы: сюрпризные моменты, обыгрывание новой игрушки, афиши, игровые стихи, заклички.

Для детей старшего дошкольного возраста применяю сюжетно-ролевые игры разной тематики

  1. бытовые игры («Семья», «Дом», «День рождения»)
  2. производственно-общественные игры («Строители», «Завод», «Школа», «Магазин», «Больница», «Концерт»)
  3. героико-патриотические игры («Парад», «Полёт в космос», «Армия»)

Для того чтобы организовать любую сюжетно-ролевую игру обязательно необходимо провести большую предварительную работу, в целях обогащения жизненного опыта детей на определённую тему.

На примере сюжетно-ролевой игры «Аптека» я провожу

  • Беседу(«Для чего нужна аптека?»)
  • Рассказываю детям(о профессии фармацевта, об его  профессиональной  деятельности)
  • Рассматриваем с детьми  тематические альбомы, картинки, иллюстрации, плакаты (с изображением здания аптеки, фармацевта, лекарств).
  • Организую дидактические игры(«Чудесный  мешочек»…….)
    в продуктивных видах деятельности  изготавливаем атрибуты для игры
     Например: Изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников)
    Всю предварительную работу планирую в режимных моментах в течении 1 недели.


Для организации сюжетно-ролевых игр необходима соответствующая предметно-пространственная игровая среда, которая является материальной опорой для игровых замыслов детей.

Для этого развивающую среду своей группы оснастила и постоянно пополняю:
-
сюжетными игрушками
- полифункциональными материалами , средообразующими модулями макетами -моделями,

- предметами-заместителями
- элементами костюмов игровых персонажей

     

Одним из важнейших условий педагогической поддержки игры является собственная игровая позиция педагога.  В своей практике работы применяю разные игровые позиции
- Взрослый «вне» игрового поля
(организую игру, не принимая на себя никаких ролей и полномочий; вместе с тем дипломатично влияю на выбор игры, ее нравственную атмосферу)  не  принимая  участия  в  игре,  руковожу  ею  через  других  детей, принявших лидерские роли

- Взрослый «внутри» игрового поля 1 вариант(Сама  участвую в игре непосредственно, руковожу  ею, принимая роль командного характера. Я играю непосредственно с детьми, а командная роль дает мне право непосредственного руководства игрою) 2 вариант. (Сама участвую в игре, в качестве нейтрального лица советника, консультанта, посредника.  

3 вариант. (участвую в игре, принимаю рядовую роль, подчиняюсь общим правилам.  В этом случае    могу подавать пример, стимулируя ход игры своим поведением.

Распределение ролей один из ответственных моментов в детских играх. Для этого придерживаюсь определённых требований и использую следующие методические приемы:

-Назначаю на роль сама
- Назначаю на роль через старшего (водящего, капитана) или игровым коллективом;

- Если возникают конфликты  при распределении ролей, то Выбор на роль провожу  по итогам каких-либо соревнований, жеребьёвки или использую очерёдность в выполнении роли в игре.
-Не редко  ребёнок сам хочет выполнять предложенную ему роль, т.к. она ему нравится, соответствует его интересам.  


Впечатление от игры зависит от ее окончания

При завершении игры придерживаюсь следующих требований:

Не допускаю административного пресечения игры и окрика. В старших группах, использую сюжетный выход из игры,  или заранее предупреждаю об окончании игры. Стараюсь, чтобы итог игры  был всегда  результативным.(если играем в парикмахерскую, значит в итоге клиент должен быть с причёской, если в больницу, то больной при завершении игры должен быть здоров)

Важно играть с детьми не только в детском саду, но также и дома.

Для того, чтобы повысить компетентность родителей я провожу
- консультации
- родительские собрания
-через наглядную информацию в родительских уголках
-организую совместные мероприятия в течении года
Наиболее эффективными считаю  проведение практикумов  и мастер-классов на которых рассказываю и показываю:
- как правильно и в какие игры играть  с детьми дома.

Игровая деятельность дает мне возможность сделать образовательный процесс живым и привлекательным для детей, родителей и для меня, а что может быть лучше, чем делать то, что тебе интересно.

Список литературы:

1.Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 c.
2.Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
3.Деркунская, В.А /Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет:
Учебно-методическое пособие.,2015.-128 с.
4.Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста...

Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал содержит в себе: - Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности.- Сущностная характеристика театрализованной деятельности старши...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...