«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Курина Людмила Николаевна

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sankt_-_peterburg_-_gordaya_belaya_ptitsa.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» -  

как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта выбрана не случайно. Так сложилось, что большинство детей, посещающих наш детский сад, приехали из разных уголков нашей страны, (произошло) в силу профессиональной деятельности родителей. Практика общения с детьми и родителями нашей группы показала, что у них недостаточен объем знаний о городе и его достопримечательностях. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге.  Не все родители в свободное время осуществляют прогулки с детьми по улицам города, мало кто из них посещает театры и музеи нашего города. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого города? Прежде всего, они должны знать и любить свой город. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.  Мы должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Вот поэтому у нас возникла идея работы над данном проектом.

В связи с этим актуальность проекта «Санкт - Петербург – гордая белая птица» заключается в создании психолого - педагогических условий для пробуждения у детей чувства любви к городу, воспитание чувства сопричастности к его жизни, стремление к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры.

Наш проект носит познавательно – исследовательский характер, является долгосрочным, групповым.

В самом начале работы мы определили основные цели проекта:

  • осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма;
  • приобщение дошкольников к истории и культуре города – Санкт - Петербурга, его достопримечательностях;
  • воспитание любви и привязанности к городу;
  • развитие речи старших дошкольников;

             -   формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной,

                  творческой деятельности

С задачами проекта Вы можете ознакомиться на страницах презентации, но нам хотелось бы более подробно остановиться на одной из важнейших задач– это развитие речевых компетенций в рамках нашей работы. Мы считаем, помимо получения знаний о городе и приобщения к его культурным ценностям, что важным аспектом является формирование культуры речи. Развитие связной речи, и двух форм речевого общения — диалога и монолога.

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности были использованы нами в рамках работы с проектом.

Цепочку выполнения задач по речевому развитию можно проследить в разных видах деятельности:

- Развитие словаря (закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим - наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, НОД, стихи, загадки)

- Формирование разговорной (диалоговой) речи – (умение выстроить диалог с ровесником и взрослым)

- Формирование грамматического строя речи – (грамотно выстроенные короткие рассказы по картинкам, рисункам)

- Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи, детское словотворчество

- Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп).

- Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же?

Наш проект интересен и многообразен своими методами и формами работы:

Включает в себя

- Тематические занятия,

- Мимио – проекты,

- Виртуальные экскурсии по Санкт – Петербургу (которые были разработаны нами в рамках проекта)

- Компьютерные презентации, беседы,

- Целевые прогулки,

- Рассматривание ситуаций,

- Заучивание стихов,

- Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц,

- Настольные, ролевые, дидактические игры,

- Наблюдения,

- Чтение художественных произведений,

- Рассматривание иллюстраций.

Запланировав такое многообразие форм и методов работы, мы спланировали и ожидаемый результат, который был достигнут в ходе работы над проектом: 

- Приобретение знаний и представлений об истории своего региона, города, достопримечательностях и людях, прославивших его.

- Уточнение и дополнение знаний о достопримечательностях города и культуре поведения в городе.

- Формирование представлений о мероприятиях, направленных на развитие и улучшение города.

- Приобретение навыков дисциплины и культуры поведения в общественных местах города.

- Развитие гуманного отношения и чувства патриотизма к своему городу. 

- Развитие речевых и социо – игровых компетенций.

Проект был реализован нами в трех направления:

- НОД познавательного цикла по ознакомлению с окружающим с использованием ИК и интерактивных технологий,

- Изобразительная деятельность детей

- Игровая деятельность детей

Хотелось бы также отметить активное участие родителей в реализации проекта.

В декабре было собрано родительское собрание, на котором мы предложили поучаствовать в таком интересном виде деятельности. Познакомив с планом работы и рассказав об актуальности данной проблемы родители с удовольствием согласились сотрудничать.

Мы советовали родителям, посетить те места, о которых рассказывали детям,

уделить побольше времени прогулкам по городу, акцентируя внимание на достопримечательностях. И что интересно, к окончанию проекта, уже дети, гуляя по городу, рассказывали родителям о том, с чем мы знакомились в рамках проекта.

Родителям были рекомендованы, а в дальнейшем и ими реализованы следующие формы работы:

- Совместное с детьми изготовление книжек - самоделок о Санкт-Петербурге; дети очень любят рассматривать книжки, делиться впечатлениями о процессе изготовления и о содержания. Очень гордятся своим участием в данной работе. При этом решаются основные задачи по развитию социо – коммуникативных и речевых компетенций.

- Оформление фотовыставки на тему "Прогулка по городу" (совместно с детьми);

- Детское словотворчество к фотовыставке. Ребята с удовольствием делятся впечатлениями о месте съемки, тем самым происходит развитие монологической речи.

- Выставка рисунков на тему: «Достопримечательности нашего города»; создание общей книги – «Санкт – Петербург – глазами детей».

- Изготовление настольных, дидактических игр по теме (пазлы, кубик, силуэты).

Презентация проекта:

Музыкально - тематическое занятие (выступление детей старшей группы перед детьми средней группы) с рассказами о достопримечательностях Санкт-Петербурга, где дети делились своими знаниями, впечатлениями о памятниках нашего города.

Оформление группового уголка «Наш – Санкт – Петербург».

Изготовление лэпбука «Санкт – Петербург – гордая белая птица».

Далее мы хотим Вам представить одну из форм презентации нашего проекта – это лэпбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...