«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Васильева Ольга Викторовна

 Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

 

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию подготовительной группы «Колокольчики»

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»

Актуальность темы:

         Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

        Считаю эту тему актуальной и значимой, поэтому решила продолжить работу в этом направлении и в подготовительной группе.

Цель работы по теме самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

- продолжать знакомить детей с творчеством и биографией писателей;

- учить детей определять жанр произведений;

- сформировать интерес детей  библиотеке;

- воспитывать бережное отношение детей  к книгам;

- способствовать развитию памяти, речи, внимания;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды ( театральный уголок, уголок чтения).

Методы и приёмы:

  1. Словесные: чтение, рассказывание, пересказ текста детьми, беседы.
  2. Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.
  3. Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.

Этапы работы:

1 этап – теоретический:

- определение темы;

- определение цели и задач.

2 этап – подготовительный:

- составление перспективного плана мероприятий;

- подбор художественной литературы для непосредственно образовательной деятельности с детьми;

- создание предметно развивающей среды.

3 этап – основной:

- НОД;

- литературные викторины;

- вечера загадок;

- театрализованная деятельность;

- организация выставок детского творчества;

- прослушивание аудио сказок;

- заучивание стихотворений, загадок, считалок.

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и

рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе».

Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок

и книга»: СПб.: 2017

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей».

М., «Педагогика», 2016

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение»,

2009

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой».

– М., 2013

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые

упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.

8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -

М.: Просвещение, 2004 - 255 с.

9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное

воспитание - 2005 - N 1 - с. 18-23.

10. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2008. -176с.

Перспективный план по самообразованию

Сентябрь

Поэты осени

- Организация книжного уголка, работа в уголке.

- Оформление выставки книг «Поэты осени» И. Бунин, А. Фет, С. Есенин, Ф. Тютчев – чтение.

- Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», Е. Трутневой «Осень». ( см. Затулина с.10, с.33)

- Рассказывание по картине И. Левитана «Осень золотая». (см. Затулина с.39)

- Отгадывание загадок об осени.

- Домашнее задание для детей и родителей: выучить понравившееся стихотворение про осень.

- Подготовка к осеннему празднику, разучивание стихотворений и песен про осень.

- Творческая деятельность – оформление выставки «Краски Осени»

- Оформление папки-передвижки для родителей «Традиции семейного чтения».

Октябрь

Великий русский баснописец И.А. Крылов

- Знакомство с биографией и произведениями автора – закреплять представления детей о жанровых особенностях басен, их отличиях от сказок и стихотворений.

- Оформление выставки книг автора.

- Знакомство с баснями : «Квартет», « Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак».

- Рассматривание иллюстраций к басням.

- Творческая совместная деятельность детей и родителей «Герои басен»

- Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать?»

Ноябрь

С.Я. Маршак

- Знакомство с автором, его произведениями.

- Выставка книг С.Я. Маршака в книжном уголке.

- Чтение произведений «Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей?», «Пожар», «Кем быть?», «Кошкин дом».

- Д/и «Из какого произведения сюжет» - обобщать знания детей о творчестве писателя С.Я. Маршака.

- Игра-драматизация «Кошкин дом».

- Творческая деятельность : изготовление книжки-малышки «Кошкин дом», развивать творческую фантазию, воображение.

- Консультация для родителей «Роль книги в развитии ребёнка»

Декабрь

Зарубежные писатели детям. Г.Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро.

- Рассказ о великих сказочниках.

- Выставка книг в книжном уголке.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Чтение и прослушивание аудио произведений «Русалочка», «Огниво», «Бременские музыканты», «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»

- Творческая деятельность: рисование «Любимые герои сказок» (см. Лыкова с.182), аппликация «Подводное Царство».

- Выставка детских работ.

- Оформление папки-передвижки «Роль сказки в развитии ребёнка».

Январь

«Сказка в гости к нам идёт, чудеса с собой ведёт! »

- Беседа с детьми на расширение понимания народная сказка, сформировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые.

- Выставка книг в книжном уголке.

- Чтение сказок и прослушивание аудио сказок.

- Д/и «В гостях у сказки», «Подбери правильно атрибуты любимых героев»

- Игры в кукольный и настольный театр, придумывание и разыгрывание придуманных сказок и историй.

- С/и «Библиотека», «Книжная мастерская»

- Творческая деятельность:

1.Лепка из природного материала «Там ступа с бабою Ягой идёт бредёт сама собой»;

2.Рисование «Избушка на курьих ножках» ( см. Лыкова с.174, с.168).

- Совместная деятельность детей и родителей «Герои любимых сказок».

- Выставка детских работ.

- Акция «Подари книгу в библиотеку группы!»

Февраль

Е. Пермяк

- Знакомство с творчеством и биографией автора.

- Оформление выставки книг в книжном уголке.

- Чтение произведений «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Птичьи домики», «Чужая калитка», «Волшебные краски», «Первая рыбка», «Про нос и язык», «Дедушкины очки», «Знакомые следы» -  учить детей оценивать характер и поступки героев.

- Рассматривание иллюстраций к рассказам автора.

- Литературная викторина по рассказам Е. Пермяка.

- Знакомство детей с пословицами о труде.

- Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы».

Март

Волшебный мир сказок В. Сутеева

- Знакомство с биографией и творчеством автора, как писателя, художника-иллюстратора, мультипликатора.

- Выставка книг в книжном уголке.

- Чтение произведений В. Сутеева: «Две сказки про карандаш и краски», «Забавные истории», «Разные колёса» и др. Учить детей оценивать характеры и поступки героев.

- Рассматривание иллюстраций в книгах В. Сутеева.

- Творческая деятельность: рисование «Иллюстрация к сказке «Под грибом»»; конструирование из природного материала «Кораблик».

- Д/и «Собери картинку», «Узнай и назови сказку по отрывку из произведения».

- Просмотр мультфильмов: «Палочка – выручалочка»; «Мешок яблок», «Кот рыболов» - дать представления о том, что В. Сутеевым написаны сценарии мультфильмов, как режиссёром-мультипликатором.

- Привлечь родителей к оформлению выставки книг.

- Оформление папки-передвижки для родителей «Чтобы ребёнок стал читайкой ».

Апрель

С. Михалков

- Знакомство с творчеством и биографией автора.

- Оформление выставки книг в книжном уголке.

- Чтение произведений : «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Прививка», «Трезор» и др. – учить детей оценивать характер и поступки героев, понимать юмор.

- Заучивание отрывка из стихотворения, учить выразительно его читать.

- Творческое рассказывание «Мой любимый герой из книг С. Михалкова – учить составлять творческий рассказ, используя сложные предложения.

- Рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина.

- Творческая деятельность: рисование «Мой любимый герой из стихотворений С. Михалкова».

- Д/и «Четвёртый лишний» - учить детей находить и исключать лишнего персонажа, называть произведение; «Собери картинку» по произведениям С. Михалкова, «Узнай и назови стихотворение» - учить детей узнавать произведение по отрывку.

- С. Михалков – автор гимна России, прослушивание музыкального произведения.

- Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Шёл трамвай 10 номер», «Фома».

- Консультация для родителей «Как научить ребёнка учить стихи».

Май

«Великая Отечественная война»

- Чтение произведений о Родине, о ВОВ, её героях:

С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Мальчик из села Поповки»;

Л. Кассиль «Пехота», «Сестра», «Твои защитники», «Памятник советскому солдату;

В. Степанов « Рассказ ветерана»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; отрывки из стихотворений В. Викулова «Парад Победы»; М. Дудин «Победитель»; И. Френкель «Праздник Победы»; К. Чибисов «Вечный огонь».

- Беседы «Детям о ВОВ», «Символы Победы – ордена, медали и знамёна», «Что я знаю о войне?», «Дети войны», «Что такое героизм?», «Что лежит у солдата в вещевом мешке». (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта»)

- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых ВОВ «Вставай страна огромная» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.

- Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести доблести, славе.

- Словесные игры: «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Кто больше назовёт качеств героя», «Чья форма?»

- Творческая деятельность: аппликация «Вечный огонь», рисование «Военная техника».

- Разучивание стихотворений и песен – подготовка к тематическому занятию.

- Тематическое занятие «Никто не забыт, ничто не забыто…»

- Оформление Книги Памяти – помощь в оформлении родителей.

- Рассказы детей о своих прадедах.

- Консультация для родителей «Как рассказать дошкольнику о ВОВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...

Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)

предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы  и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

в данном разделе говорится о важности участия родителей в воспитании ребёнка, а именно о роли русской народной сказки.  я рассказываю родителям о том, как правильно выбрать сказку для конкретного...

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым сп...