Главные вкладки

    Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
    учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

    Самойлова Марина Вячеславовна

    Чтение книг – тропинка, по которой умелый,

    умный, думающий воспитатель

    находит путь к сердцу ребенка».

    В. А. Сухомлинский.

    Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень  овладения лексической системой  языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

    Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).

    Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

    Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

    Для достижения цели выделила следующие задачи:

    • Сформировать интерес к художественной литературе.

    • Расширять и активизировать словарный запас детей.

    • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

    • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

    • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

    • Развивать творческие способности у детей.

    Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

    • создание речевой развивающей среды;

    • работа с детьми; работа с родителями;

    Сказка и игра во все времена имели огромную власть над детским сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

    Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества и развития речи у детей. Отмечу, прежде всего, что текст произведения для детей - канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развивается событие, во многом зависит от личного опыта дошкольника: чем больше ребенок знает литературные произведения и разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

    На мой взгляд, одним из эффективных средством развития речи и творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет активизировать речевую и познавательную деятельность дошкольников и взрослых. Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяем, какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной деятельности ребят и взрослых. Работая по проекту, у дошкольников формируются такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.

    Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

    Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

    Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

    Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

    Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

    План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

    В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

    План самообразования на тему: "Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное ...