Консультация «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного возраста»
консультация

Камодина Ольга Ивановна

     Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_aprel.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного  возраста»

     Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические представления. По словам В. А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.                                 

В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т. д. Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами.  Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки»«Козе»«Сороке -белобоке», - это блестящий мини-спектакль где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, это формирование будущего большого читателя, культурно образованного человека.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. При отборе книг для детского чтения важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствии задачам нравственного воспитания, воспитание любви к Родине, к людям, природе. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее. Повторять прочитанные стихи, инсценировать литературные произведения, рассматривать иллюстрации, рисовать на тему прочитанного.

Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также утренники, вечера досуга, вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям.

В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная - деревянная; горница - комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

Важно, чтобы дети правильно поняли смысл произведения, его содержание и форму. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не осложняя излишними толкованиями. Обогатить  представления детей  можно путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин.

Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Для более точного восприятия произведения детям задаются вопросы, которые можно условно классифицировать так:

-позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше нравится и почему?»);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему;

-обращающие внимание на языковые средства выразительности;

-направленные на воспроизведение содержания;

-подводящие к выводам.

Важное значение для ознакомления ребёнка с художественной литературой, его общеречевого развития имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, узнает смысл новых слов, пополняет свой словарный запас, закладываются основы связной речи. Совместное чтение сближает взрослых и детей. Поэтому, к чтению произведений художественной литературы детям необходимо привлекать родителей, популяризировать традиции семейного чтения.

Таким образом, совместная работа детского сада и семьи по приобщению детей к лучшим образцам детской художественной литературы дает положительные результаты: развивается словарный запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически и фонетически правильной, что оказывает влияние не только на умственное, но и личностное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Чтение художественной литература как сриедство развития речи детей

методическая разрабока о необходимости чтения художественной литературы....

Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

Чтение художественной литературы как средство развития речи

В статье раскрывается значение детской художественной литературы в общеречевом и личностном развитии младших дошкольников,приводятся игры по ознакомлению с литературными произведениями разных жанров....

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...