Чтение художественной литература как сриедство развития речи детей
методическая разработка по развитию речи по теме

Нижельская Наталия Александровна

методическая разрабока о необходимости чтения художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_chtenie_khud.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Нижельская Наталия Александровна

Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 148»

 Чтение художественной литературы как средство развития речи детей.                                                            

                                                                 Жизнь на Земле была бы так печальна,

                                                                 скучна, нелепа и мрачна.

                                                                 Не будь Искусства с нею рядом.

                                                                 Без Музыки она мертва.

                                                                 Рожденье жизни – песнь капели.

                                                                 Сон детства - песни колыбели.

                                                                 Взросление - трели соловья.

                                                                 Любовь - а это ария.

                                                                 На помощь Музыке и Песне

                                                                 Здесь главным образом встает

                                                                 Литературы точный слог.

      С введением в обучение Федеральных государственных требований в корне изменился подход к обучению и овладению воспитанниками знаниями по художественной литературе.

 Культура нации основывается на её традициях, на отношении людей к обычаям, воспитании любви и уважении к родному языку, к родной речи. Всю красоту родного языка мы можем показать детям через художественные образы, через поведение главных героев произведений, через их эмоционально окрашенные диалоги и монологи. В этом, конечно, первостепенную помощь оказывают ряд направлений педагогической деятельности:

  1. Это чтение художественной литературы. Сейчас этот вид деятельности стал как образовательный момент в формировании знаний воспитанников. Если раньше до 2005 г. по программе под редакцией Васильевой М.А. чтение художественной литературы носил досуговый вид деятельности и имел в своей основе рекомендательный характер, то сейчас, опираясь на опыт прошлых лет, чтение художественной литературы, становится обязательным. И очень правильно и верно, что этому вопросу уделяется такое большое значение. В век компьютерных технологий очень сложно удержать заданный темп жизни. В связи с нехваткой времени меняется и язык общения. Он носит, скорее всего, аббревиатурный образец речи. И самое страшное, что дети этот язык усваивают и применяют его в своем общении. По статистике наша страна как самая читающая в мире на сегодняшний день сдала свои позиции. Целое поколение выросло, которое не может выражать свои мысли четко, конкретно, правильно строить предложения, употреблять слова в нужных падежах, соблюдая правильное ударение, выделяя основные моменты речи интонацией. А ведь через интонацию речи собеседник может уловить важность затронутой мысли. Принять решение участвовать в диалоге или нет, помогает собеседнику эмоционально окрашенная речь оппонента. Ведь часто нас в общении прельщает не только тема разговора, а сам человек, речь которого можно слушать очень долго и получать от такого общения не только дополнительные знания, но и душевное спокойствие и размеренность жизни.

Чтение художественной литературы помогает сформировать не только грамотную и хорошо поставленную речь, но сформировать и развить у детей мышление.

  1. Если проследить все режимные моменты в детском саду, можно отметить  позитивные изменения при применении чтения художественной литературы.

а) Прием детей в утренние часы сопровождается беседой. Беседа - это еще один образец речи, которую дети берут за основу общения. На основании форм, навыков, знаний воспитанники выстраивают диалог, строят свои взаимоотношения в игре. Да, конечно, основной образец речи ребенок получает в семье. В той семье, где чтение художественной литературы является системой и при этом идет обсуждение прочитанного, там вырастает ребенок, который любит читать, знает разные виды произведений и может их отличать друг от друга, может анализировать прочитанное, делать выводы и применять их в жизни.  А преемственность между семьей и детским садом поможет воспитать высококультурно идейную личность, со своими убеждениями и взглядами.

б) Следующий основной момент в воспитательно - образовательном процессе – это непосредственно образовательная деятельность. Хочется отметить важный момент, внесенный в ход занятий. Занятие, построенное на основе того или иного литературного произведения позволяет усвоить изучаемый материал легко и доступно, надежно сохранить в памяти воспитанников отношения, выстроенные в процессе занятия. На сравнительных характеристиках образов, явлений, в дальнейшем дети строят ход игры, используя «подручные» материалы, выдавая  их за «необходимые». Например, в конструировании дети подготовительной группы из кубиков строят фигуры, выдавая их за «пушки», «фотоаппараты». Конечно, для того, чтобы легко применять воображение в любом виде деятельности надо много знать и уметь. Опять в этом нам помогает  чтение художественной литературы. Описательная и сравнительная характеристика предметов помогает развить речь ребенка. Читая то или иное произведение, педагог выделяет схожие формы, явления и предлагает ребенку самому найти похожее. Педагог, который заинтересован в успехе своих воспитанников в процессе обучения, очень грамотно подберет необходимую литературу и поможет сконцентрировать внимание детей на самом главном. Для этого сам педагог должен  постоянно находиться в творческом поиске, пополнять свои знания читать и перечитывать любимые книги.

в) Следующий организационный момент согласно ФГТ - это чтение художественной литературы перед сном. Здесь я готова поспорить. Да, возможно, как один из вариантов смены деятельности в те моменты, когда необходимо снять возбудимость  у детей. Но тогда о каком усвоении прочитанного может идти речь? Ведь очаг возбудимости сразу погасить невозможно, необходимо определенное количество времени от перехода одного состояния возбудимости до другого спокойного. Все эти моменты так же зависят от темперамента, как детей, так и педагога. И еще, чтение художественной литературы подразумевает анализ прочитанного текста, а это практически невозможно сделать на данном режимном моменте. Да, конечно, если превращать чтение художественной литературы в развлечение, то да:  на основе знакомых произведений для снятия напряжения. Но здесь я думаю, теряется ценность данного рода деятельности. Теряется ценности книги.

г) Следующий этап – это прогулки. В момент проведения наблюдения целесообразно использовать выученные стихи. Но это уже не чтение художественной литературы, а как форма одно из видов ее проявления. Конечно же, здесь возможности педагога не ограничены. Большое разнообразие  стихотворений, частушек, песен, потешек, игр можно использовать на прогулке.

3) Меня же прельщает новое, вернее давно забытое старое, а сейчас благодаря инновациям в педагогике вновь возрожденное - это сочинительство или пересказ сказки или рассказа на новый лад. Очень хорошо использовать дидактическую игру « Сочини новый финал сказки».

В этого рода деятельности возможности,  как у педагога, так и у детей неограниченны.

 Еще раз повторюсь, что наше время- время больших скоростных перемен и новаций, технического прогресса. С одной стороны это вроде бы должно идти на пользу человечества, а с другой - это приводит к оскудению  русского языка.

 Новые технологии приносят  в наш язык новые слова.  Часто они заимствуются  из других языков. А наши, исконно русские, слова устаревают. И это понятно. Меняется быт, из обихода уходят те или иные предметы. Своим уходом  они уносят из нашего языка и слова, которые обозначают их, их свойства, их действия. Многие взрослые, сами того не замечая, употребляют слова согласно эпохе или отдают дань моде. Например: слово «тачка»-  ручная тележка, обычно на одном колесе, которую рабочий везет, толкая ее вперед себя.  У детей же это слово ассоциируется, только с автомобилем. И это не единичный пример. Таких слов очень много.

  Современным малышам очень сложно объяснить, что такое « сени», «завалинка». На помощь в изучении родного языка к нам приходят  малые фольклорные формы.  Потешки, загадки, прибаутки, сказки с первых дней рождения слышат наши дети. Из них они черпают свои познания родной речи.  Сталкиваясь в своей практике с устаревшими словами и с трудностью объяснить значение этих слов детям, я решила пересказать русские народные сказки по- своему. Детям эта затея очень понравилась. Они с удовольствием принимают участие в постановках сказок, заучивают слова и разыгрывают сценки, как профессиональные актеры. В моем начинании меня поддерживают коллеги. Охотно делюсь с ними своими наработками.

Предлагаю свой вариант русской – народной сказки « Колобок».

На берегу одной речушки.

И на окраине села.

В уютной маленькой избушке

Старушка с дедушкой жила.

Они вдвоем давно остались,

Но жили дружно, не ругались.

По вечерам в окно смотрели,

За чаем булки с маком ели.

Любили вместе отдыхать.

Дед на гармошке мог играть.

Его жена прекрасно пела.

И не мешала песня делу.

***

И вот однажды поутру

Пришла идея старику,

И просит он свою жену:

  • Что, если б, к чаю не пирог,

А испекла бы колобок?

Муки у нас не так уж много.

Да и начинка не готова.

Капусту надобно рубить,

А колобок быстрей слепить.

  • Уж так и быть! Уважу мужа.

Пойду сметанку принесу

И колобочек замешу.

***

Прошло всего чуть больше часа

И колобочек был готов.

С румяной корочкой бочок.

Его оставили остыть,

Пока пошли на стол накрыть.

Но колобок тот был веселый.

На месте он не смог сидеть.

И он решил, что должен спеть.

И так увлекся в выступленье,

Что незаметно для себя,

Скатился на пол у окна.

Потом помчался за порог,

И дед его поймать не смог.

Решил наш юный колобок,

Что лучше всех поет он рок,

Что лучше в мире нет певца.

И важность колобка взяла.

Идет. Нет, нет, бежит вприпрыжку.

И повстречался он с зайчишкой.

  • Привет, косой! Куда спешишь?

Со мной немножко постоишь?

С испугу зайка оробел,

Прижавши ушки, присмирел,

Всего минуту помолчал

И колобку так отвечал:

  • Ты зря сюда пришел один.

Твой внешний вид меня пленил.

Сейчас возьму и съем тебя.

Тогда узнаешь, чья взяла?!

  • Тебя я вовсе не боюсь

И вмиг с тобою подружусь.

Послушай песенку мою.

Я для тебя ее спою.

И он запел о том, что смог

Оставить дедушкин порог.

И от бабули убежал,

И всех смелее в мире стал.

  • Я красивый колобок,

У меня румяный бок,

У меня большие щечки

И изюминки глаза,

Очень-очень вкусный я!

Я ушел из дома просто.

Не спросил я никого.

И теперь пою я песню,

Мне не страшно ничего.

И тебя я не боюсь,

Дальше в лес я покачусь!

***

Улыбнулся зайка песне,

Так сказал он колобку:

  • Ты поменьше зазнавайся

И в пути остерегайся.

Колобок идет вперед,

Свою песенку поет.

А навстречу серый волк,

У него пустой живот.

  • Привет, румяный. Как дела?

Ко мне спешишь совсем не зря.

Я целый день не пил, не ел,

И я тебя охотно съем!

  • Тебя я вовсе не боюсь

И вмиг с тобою подружусь.

Послушай песенку мою.

Я для тебя ее спою.

***

  • Я красивый колобок,

У меня румяный бок,

У меня большие щечки

И изюминки глаза,

Очень-очень вкусный я!

Я ушел из дома просто.

Не спросил я никого.

И теперь пою я песню,

Мне не страшно ничего.

И тебя я не боюсь,

Дальше в лес я покачусь!

  • Так и быть уж, отпущу.

Я с детишками дружу.

Ты совсем еще глупыш,

Но смотри, не ошибись.

Много здесь в лесу зверей

Очень разных, ты мне верь!

Ты поменьше зазнавайся

И в пути остерегайся.

Колобок не унывает,

Весело вперед шагает.

Слышит треск и громкий рев.

Так в лесу медведь орет.

Но не страшно колобку.

Он не чувствует беду.

Рызрычался мишка – дед,

Меда съел он на обед.

Зуб его теперь болит.

И медведь на всех сердит.

  • Это что еще за чудо

Повстречалось на пути?!

Поскорей иди отсюда

И со мною не шути!

Хоть болят сегодня зубы,

Съем тебя я без труда.

Я люблю покушать вкусно,

Коль еда идет сама.

- Я медведей не боюсь

Вмиг с тобою подружусь.

Послушай песенку мою.

Я для тебя ее спою.

  • Я красивый колобок,

У меня румяный бок,

У меня большие щечки

И изюминки глаза,

Очень-очень вкусный я!

Я ушел из дома просто.

Не спросил я никого.

И теперь пою я песню,

Мне не страшно ничего.

И тебя я не боюсь,

Дальше в лес я покачусь!

  • Вот бесстрашное дитя.

Успокоил ты меня.

Зубы больше не болят.

У тебя веселый взгляд.

Только ты держись тропинки.

Не сворачивай с пути.

Полюбуйся на березки

И назад домой иди.

Да смотри, не зазнавайся

И в пути остерегайся.

  • Мне не страшно быть в лесу,

Не боюсь я и лису.

Хоть и хитрая она,

Но хитрее ее я!

***

Все дальше в лес ведет тропа,

Здесь где-то прячется лиса..

И вот из зарослей малины

Совсем тихонько, не спеша,

Идет красавица лиса.

Она решила для себя,

Что съест сегодня колобка.

В одно мгновенье изменилась

И так умело притворилась,

Что она совсем глухая

И на ноженьку хромая.

Вся измотана судьбой,

Ищет друга, чтоб порой

Можно было с ним играть,

Песни петь и танцевать.

***

Колобок совсем забыл

О чем зайчишка говорил,

О чем медведь предупреждал,

И он лисице так сказал:

  • И я в лесу один хожу,

И друга тоже я ищу.

Послушай песенку мою.

Я для тебя ее спою.

***

  • Я красивый колобок,

У меня румяный бок,

У меня большие щечки

И изюминки глаза,

Очень-очень вкусный я!

Я ушел из дома просто.

Не спросил я никого.

И теперь пою я песню,

Мне не страшно ничего.

  • Очень песенка

Мне понравилась, но я

Слышу плохо. Вот беда!

Сядь ко мне на язычок

И исполни, хоть разок,

Эту песенку свою,

И я тихонько подпою.

  • С радостью! Уважу друга.

Песню для тебя спою,

Заодно и отдохну.

***

Сидит лисица, песню ждет,

Открытым долго держит рот.

  • Я красивый колобок,

У меня румяный бок…

Вдруг плутовка рот закрыла,

Съела вкусный колобок,

Облизала свой роток.

Обхитрила колобка

Эта рыжая лиса.

***

Вот такая вот судьба

Поджидала колобка.

Если б он послушал деда,

Возвратился бы назад,

Может быть остался целым,

Мог бы песни распевать.

***

Из сказки мы должны понять,

Нигде нельзя одним гулять!

И про советы, что даны вам,

Надежно помнить, крепко знать!


Чтение художественной литературы  нельзя привить детям, как прививку. А так же очень трудно воспитать и сформировать желание читать, если у детей не сформирована  любовь к книге. Бережное отношение ребенка к книге, как к веще - это одно из направлений  в формировании любви к  книге. Но опять если ребенок бережет книгу из страха быть наказанным, если что-нибудь с ней случиться и относится к книге как разновидности игрушки, а другое, и очень важное, если ребенок бережет книгу как источник знаний, как реликвию, знает и понимает содержание книги, сопереживает героям. Обучение чему-либо - это очень сложный многогранный процесс. Чтение художественной литературы требует еще и творческого подхода, и терпения от педагога. Результат от этого обучающего процесса долгий, зато обоюдно радостный, как для детей, так и для взрослых.

 Литература в жизни нашей

Поможет стрессы избежать.

Поможет нам добрее стать.

Любить научит и мечтать.

Научит мать не забывать.

Россию-родину любить

И всех людей боготворить.

Литература так сильна.

В ней слово – правая рука.

Оно и ранит и голубит.

И очень многому нас учит.

Литература вот искусство,

Которое важней всего.

Она прекрасна и по праву

Ее все ценят высоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

НОД по реализации образовательных областей чтение художественной литературы и коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе.Тема: "Москва литературная-сказки К.И. Чуковского" ».

Цели:Формировать представления детей о Москве, как о культурном центре России;   Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями....

Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

Чтение художественной литературы как средство развития речи

В статье раскрывается значение детской художественной литературы в общеречевом и личностном развитии младших дошкольников,приводятся игры по ознакомлению с литературными произведениями разных жанров....

Влияние чтения художественной литературы на формирование связной речи детей дошкольного возраста

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. В...

Консультация «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на разв...