Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка

Шакирова Гульсара Маратовна

Данный материал содержит в себе: 

- Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности.

- Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников.

- Психолого–педагогические условия развития театрализованной деятельности у старших дошкольников.

- Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка  

- Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка и развития речи.

- Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_teatraliz_deyat.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

наименование филиала: Бирский филиал БашГУ

наименование факультета : Факультет педагогики

наименование кафедры : Педагогики и методики дошкольного образования

Направление подготовки (специальность): Воспитатель

(код и наименование)

Направленность (профиль) образовательной программы: Дошкольное  образование

Курсовая  работа

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Выполнил: студент (ка)  2   курса

заочной формы обучения

группа _______

Шакирова Г. М.

Научный руководитель:

Горная Т.И.

Бирск - 2021

Содержание

1. Введение

2. Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности.

3. Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников.

4. Психолого–педагогические условия развития театрализованной деятельности у старших дошкольников.

5. Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка  

6. Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка и развития речи.

7. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста

8. Заключение

9. Список использованной литературы

Введение

   Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

   Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

   По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим  ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

  В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

  Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

  Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:

  Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

  Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

    В работах современных педагогов  Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

   Цель исследования: выделить педагогические условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста.

   Объект исследования: процесс развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

   Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

  В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформировали следующие задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; выявить психолого-педагогические условия развития театрализованных игр у дошкольников; подбор методов и приемов для развития театрализованной деятельности у детей старшего возраста.

Методами исследования были: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; педагогический эксперимент с использованием игр, упражнений, анализом полученных результатов, выводы.

Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности

 В  педагогической  и  психологической  литературе  встречаются  разные  названия  театральной  деятельности: театрально-игровая  деятельность, театрально  игровое  творчество, театрализованные  игры,    театрализованные  представления, театральная  самостоятельная  деятельность, театрализованная  деятельность  и  т.д.

 Все  виды  игр  по  существу  являются  искусством  ребенка, его  творчеством. Типической  основой  художественного  творчества  является  театрализованная  игра.  Следовательно, театрализованную  игру  можно   назвать  творческой  игрой.

Некоторые  психологи  считают, что  театрализованные  игры  нельзя  считать  творческой  деятельностью, так  как  в  них  не  создается  ничего  нового. Действительно, если  подходить  к  игре  с  теми  же  мерками, что  и  к  деятельности  взрослого  человека, термин  «творчество»  не  уместен. Но  он  оправдан, если  подойти  к  решению  вопроса  с  точки  зрения  развития  ребенка. Нет  основания  утверждать, отрицая  возможности  творческих  проявлений  детей  в  театральных  играх  насколько  театральная  деятельность  в  самой  основе  своей  содержит  творческое  начало  и  является  сама  по  себе  художественной  деятельностью.

По  мнению  С.Н.Томчиковой, театрализованная  деятельность  дошкольников – это  специфический  вид  художественно-творческой  деятельности, в  процессе  которой  ее  участники  осваивают  доступные  средства  сценического  искусства, и  согласно  выбранной  роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя  и  т.д.), участвуют  в  подготовке  и  разыгрывании  разного  вида  театральных  представлений, приобщаются  к  театральной  культуре .

Театрализованные  игры  назвали  так, по-видимому, за  свою  близость  к  театральному  представлению.Зрелищность  всегда  вызывает  радость, а  сказочность  усиливает  привлекательность  игры.

Под  театрализованными  играми  ученые  понимают  «игры  в  театр», «сюжетами  которых  служат  хорошо  известные  сказки  или  театральные  представления  по  готовым  сценариям».

Театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  всесторонего  воспитания  детей: у  них  развивается  художественный  вкус, творческие  и  декламационные  способности, формируется  чувство  коллективизма, развивается  память.

Особенность  театрализованных  игр: они  имеют  готовый  сюжет, а  значит, деятельность  ребенка  предопределена  текстом  произведения.

Настоящая  театрализованная  игра  представляет  собой  богатейшее  поле  для  творчества  детей: текст произведения  для  детей – только  канва, в  которую  они  вплетают  новые  сюжетные  линии, вводят  дополнительные  роли, меняют  концовку  и  т.д.

Было  установлено,что  театрализованные  игры  отличаются  от  сюжетноролевых  игр  не  только  сюжетом,но  и  характером  игровой   деятельности. Театрализованные  игры  являются  играми-представлениями, которые  имеют  фиксированное  содержание  в  виде  литературного  произведения, разыгрываемое  детьми  в  лицах. В  них, как  и  в  настоящем  театральном  искусстве,с  помощью  таких  выразительных  средств, как  интонация, мимика, жест, поза  и  походка, создаются  конкретные  образы.

Педагогической  основой  организации  процесса  театральной  деятельности  в  дошкольных  учреждениях  является  особенность  восприятия  детьми  дошкольного  возраста  искусства  театра. Для  того чтобы  это  восприятие  было  полным, детей  стоит  знакомить  с  различными  видами  театрализованной  деятельности. Все  театральные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссерские  игры  и  игры  драматизации.

К  первой  группережиссерским  играм  в  детском  саду  можно  отнести  настольный, теневой  театр, театр  на  фланелеграфе. Здесь  ребенок  или  взрослый  не  является  действующим  лицом, он  создает  сцену, ведет  роль  игрушечного  персонажа – объемного  или  плоскостного. Он  действует  за  него, изображает  его  мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика  ребенка  ограничена.Ведь  он  действует  неподвижной  или  малоподвижной  фигурой, игрушкой. На  первый  план  здесь  выступает  речь, ее  темы, интонация  выразительность, дикция

В  психологопедагогической  литературе  прошлых  лет  режиссерская  игра  не  рассматривалась  в  качестве  самостоятельного  вида  игр, как  это  делается  в  настоящее  время  в  работах  Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой  и  др. В  современной  характеристике  режиссерских  игр  раскрывается  их  взаимосвязь  с  сюжетно-ролевыми  играми.

В  жизни  ребенка  режиссерская  игра  возникает  раньше, чем  сюжетно-ролевая. Но  у  той  и  другой  общие  корни: сюжетно-отобразительная  игра, в  процессе  которой  ребенок  раннего  возраста  усваивает  способы  действия  с  предметами,овладевает  последовательностью  игровых  действий  при  изображении  какого-либо  знакомого  ему  по  личному  опыту  события (кормление  куклы, укладывание  спать, купание, осмотр доктором  и  т.п.). С  помощью  взрослых  ребенок  обогащается  простейшими  игровыми  сюжетами, начинает  отражать  не  только  действия  с  предметами, но  и  такие, которые  связаны  с  выполнением  роли. Таким  образом  создаются  предпосылки  для  перехода  к  сюжетно-ролевой  игре  со  сверстниками. Но  ребенок  еще  не  полностью  «созрел»  для  такой  деятельности, поскольку  у  него  недостаточно  развиты  навыки  общения. Поэтому  и  возникают  режиссерские  игры,в  которых  ребенок  от  действия  с  отдельной  игрушкой  переходит  к  игре  по  своему  замыслу, включая  в  его  канву  несколько  персонажей, связанных  определенными  отношениями. Таким  образом, в  режиссерской  игре  ребенок  начинает  использовать  приобретенный  ранее  социальный  опыт, привлекает  партнеров.

Особенностью  режиссерской  игры  является  то, что  партнеры (игрушки,их  заместители)неодушевленные  предметы  и  не  имеют  своих  желаний, интересов, претензий

У  детей  в  среднем  и  старшем  дошкольном  возрасте  режиссерские  игры  претерпевают  изменения  разного  характера. Прежде  всего, меняется  содержание. У детей  4-5  лет  содержание  режиссерских  игр  разнообразнее, чем  у  малышей. В  них  находят  отражение  знакомые  сказки, мультфильмы, а  вот  события  личной  жизни  используются  реже. Дети  легко  соединяют  в  одной  игре  знания  и  сведения, полученные  из  разных  источников. Появляются  новые  персонажи (герои  мультфильмов), возрастает  их  число, более  отчетливо  выделяются  главные  и  второстепенные  действующие  лица. У  детей  6-7  лет  содержание  игр  динамичное, с  преобладанием  собственного  литературного  творчества. Дети  любят  обыгрывать  измененные  собственной  фантазией  знакомые  сказки, мультфильмы, вносят  в  содержание  игры  много  вымышленного.

 На  протяжении  дошкольного  возраста  развитие  сюжета  происходит  на  основе  возникающих  ассоциаций.

Режиссерские  игры  возникают  как  индивидуальная  деятельность  и  остаются  такими  в  раннем  и  младшем  дошкольном  возрасте. Режиссерские  игры  в  одиночку  наблюдаются  и  у  старших  дошкольников, особенно  когда  ребенок  мало  контактирует  со  сверстниками (часто  болеет, не  посещает  дошкольное  учреждение)  или  испытывает  трудности  в  общении  с  другими  воспитанниками  группы  в  силу  индивидуальных  особенностей (замкнут, застенчив, имеет  дефекты  речи  и  др.).

В  среднем  и  особенно  в  старшем  дошкольном  возрасте  возникают  совместные  режиссерские  игры. Объединения  детей  обычно  немногочисленны – 2-3  человека. Дети  вместе  придумывают  сюжет, подбирают  или  мастерят  необходимые  игрушки, предметы, исполняют  роли (каждый  за  своего  персонажа). Другими  словами, в  совместной  режиссерской  игре  ярко  выражен  сюжетно-ролевой  характер . Таким  образом, режиссерские  игры  создают  реальные  предпосылки  для  возникновения  сюжетно-ролевой  игры. Но  с  появлением  последней  режиссерские  игры  не  исчезают: взаимообогащаясь, дополняя  друг  друга, оба  игр  присутствуют  в  жизни  ребенка  и  за  рубежом  дошкольного возраста.

Вторая  группа – игры-драматизации, которые  основаны  на  собственных  действиях  исполнения  роли. При  этом  могут  быть  использованы  на  собственных  действиях  исполнения  роли. При  этом  могут  быть  использованы  куклы – би-ба-бо, шапочки. Ребенок  в  этом  случае  играет  сам, преимущественно  используя  свои  средства  выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя  в  этих  играх, ребенок  как  бы  входит  в  образ, перевоплощается  в  него, живет  его  жизнью. Это, пожалуй, самое  сложное  исполнение, так  как  оно  не  опирается  ни  на  какой  общественный  образ.

Игра драматизация  способствует  воспитанию  и  развитию  интересной  самостоятельной,творческой  личности  и  обеспечивает  проявление  индивидуальных склонностей  каждого  ребенка, меняет  поведение  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива, то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки.

Развитая  игра-драматизация-это  уже  своеобразная  пред -эстетическая  деятельность. Ее  главными  признаками  являются, во-первых, то, что  в  отличие  от  ролевых  игр  и  ранних  драматизаций, она  обобщенно  не  отражает  действий  воображаемого  персонажа, но  воспроизводит  типичное  для  него. С  другой  стороны, это  и  не  непосредственное  подражание, не  непосредственное  имитирование: наоборот, мы  имеем  здесь  дело  с  произвольным  творческим  построением, руководимым  тем  или  иным  исходным  творческим  построением, руководимым  тем  или  иным  исходным  представлением  ребенка. Вторым  главным  признаком  истинной  игры-драматизации  является  то, что  ребенок  изображает  тот  персонаж, роль  которого  он  сам  на  себя  берет, но  и  то, ка  он  это  делает, открывает, на  сколько  совершенна  передача  объективного  содержания, выраженного  в  данной  роли. Игра-драматизация  является, таким  образом,  одной  из  возможных  форм  перехода  к  продуктивной, а  именно, к  эстетической  деятельности  с  характерным  для  нее  мотивом  воздействия  других  людей.

Характерным  для  игр-драматизаций  является  наличие  двух  видов  отношений  между  детьми: воображаемых, соответствующих  роли, сюжету  и  реальных  отношений  участников  совместной  игры. Исследования  и  педагогический  опыт  убедительно  показывает, что  эти  два  вида  отношений  ребенка  не тождественны. При  вполне  благополучном  или, как  говорят, положительном  сюжете  могут  появляться (и  явно, и  открыто)  весьма  неблагополучные  взаимоотношения .

Уже  в  раннем  детстве  ребенок  имеет  наибольшую  возможность  именно  в  театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать  игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные  трудности, логически   связанные  с  сюжетом  игры, ее  правилами.

Чем  старше  становятся  дети, чем  выше  оказывается  уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная  игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать  игры  с  правилами, находить  партнеров, выбирать  средства для  реализации  своих  замыслов.

Как  писал  Л.С. Выготский, игра  ребенка  ни  есть простое воспоминание о пережитом, но и творческое переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей  запросам  и  влечениям самого ребенка, то есть, рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой  наглядно  выступает  комбинирующая действительность воображения .Л.С.Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых  из  окружающей  жизни, создает  новое  творческое  построение, образ, принадлежащий  ему  самому .

Советский  психолог  А.Н. Леонтьев  рассматривал  различные  по  своему  содержанию  и  происхождению  формы  игры. Наиболее  развитой  он  считал  игру-драматизацию, видя  в  ней  не  подражание, а  произвольное  творческое  построение, руководимое  определенным  исходным  представлением  ребенка. Игра-драматизация  является, таким  образом, формой  перехода  к  эстетической  деятельности .

Развитие  проблемы  театрализованных  игр  дошкольников  рассматривала  Л.В. Артемова, замечая, что  все  ныне  существующие  практические  рекомендации  к  театральным  играм  сводятся  в  основном  к  разработке  сценариев  по  литературным  произведениям, большинство  из  которых  разыгрывают  взрослые. Старших  дошкольников  привлекают  к  показам  спектаклей, но  их  творчество  состоит  лишь  в  собственном  эмоциональном  выражении  разыгрываемой  роли. Автор  также  считает, что  дети  редко  участвуют  в  изготовлении  атрибутов, декораций  для  спектаклей. Так  как  пантомима  является  ведущим  изобразительным  средством, а  образ  рождается  из  действий  персонажа, мимики  и  содержания  реплик, это  дает  простор  для  творческого  преобразования  сюжета.

В  специальном  исследовании, посвященном  формированию  театрального  творчества, Л.С. Фурмина  дает  такое  определение: «Театральное  детское  творчество – это  создание  и  раскрытие  драматургом, режиссерами, актерами (детьми)  игровых  существенных  образов, объединенных  единым  замыслом» .Она  высказывает  мысль  о  том, что  если  в  театрально-игровой  деятельности  сочетаются  три  направления – сочинение  собственных  сценариев, исполнительское  и  оформительское  творчество, то  этот  случай  следует  расценивать  как  высшее  достижение  в  художественно-творческом  развитии  детей. Именно  такое  творчество, по  мнению  автора, и  следует  развивать.

Таким  образом, театрализованная  игра  способствует развитию творческих  способностей  и  познавательной  активности  детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся  прежде всего в развитии логико-символической  функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных  чувств, как  эмпатия, сочувствие, сопереживание).

                                 

Психолого-педагогические  условия   развития    театрализованной  деятельности у старших дошкольников

Изучение  психолого-педагогической  и  методической  литературы, передового  опыта  показывает, что  в  настоящее  время  накоплен  большой  теоретический  и  практический  опыт  по  организации  театрально-игровой  деятельности  в  детском  саду. Вопросы, связанные  с  организацией  и  методикой  театрализованной  деятельности, широко  представлены  в  работах отечественных  педагогов, ученых– Н. Карпинской, Л.Фурминой, и  др.

Благодаря  специальным  педагогическим  исследованиям, проведенным  Н. Карпинской, Л. Фурминой  и  другими,  было  установлено:

1) Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного  возраста  не  играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л.Фурмина) . Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя  разыгрывать  народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная  деятельность  возможна  как самостоятельная.

2)  Дети пятого года жизни в процессе театрализованной  деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам  художественно- образной  выразительности ( Кофман) .

3)  В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Н.Карпинской  была  разработана  методика  работы  с  детьми  по  театральной  деятельности  на  занятиях:

на  первом – дети  коллективно  воспроизводят  текст  сказки;на  втором  предлагается  одному  ребенку  читать  за  всех  персонажей  сказки; на  третьем – детям  предлагается  выполнить  ряд  творческих  заданий (выразить  радость, страх  и  т.п.);на  четвертом – осуществляется  чтение  сказки  по  ролям  и  т.п.

 Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П.Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому .

Анализ  методической  литературы  и  опыта  работы  показывает, что  при  разработке  театрально-игровой  деятельности  ученые  и  практики  обращали  большое  внимание  на  развитие  детского  творчества.     В  результате  были  найдены  интересные  методические  приемы:самостоятельно  придумать  сюжет  к двум  воображаемым  игрушкам  и  обыграть  его; чтение  знакомой  сказки  и  предложение  детям  придумать  новую  сказку, но  с  теми  же  персонажами;предложить  детям  нетрадиционный  набор  кукол  для  сочинения  сценок  и  пьес  для  разноконтекстных  ролей – Дед  Мороз  и  Лягушка,Снегурочка  и  Петушок;предоставить  возможность  для  выполнения  контрастных  ролей старого  медведя  и  маленького  медвежонка,злой  собаки  и  беззащитного  щенка  и  многое  другое.

В  настоящее  время, благодаря  усилиям  ученых, методистов  и  практиков,работа  с  детьми  по  театрализованной  деятельности  получила  научное  обоснование  и  методическую  проработку. Было  установлено, что  театр, как  вид  искусства, способен  оказать  на  дошкольника  огромное  влияние  по  двум  направлениям: ребенок-зритель  и  ребенок-актер.

Ученые  единодушны  во  мнении,что  театр  является  одним  из  самых  ярких, красочных  и  доступных  восприятию  ребенка  сфер  искусства. Он  доставляет  детям  радость, развивает  воображение  и  фантазию, способствует  творческому  развитию  ребенка  и  формированию  базиса  его  личностной  культуры. По  эстетической  значимости  и  влиянию  на  общее  развитие  ребенка  театрализованной  деятельности  по  праву  принадлежит  почетное  место  рядом  с  музыкой, рисованием  и  лепкой.

    Как  известно,при  определенной  внешней  помощи  любой  ребенок  делает  значительно  больше, чем  может  сделать  самостоятельно. Ориентация  психологической  помощи  на  уровень  развития  дошкольника  «выше»  текущего, а  не  на  уже  имеющиеся  возможности, дает  ребенку  шанс  обратиться  к  собственным, еще  не  использовавшимся  внутренним  ресурсам. То, что  дошкольник  может  сделать  с  чьей-то  помощью  сегодня, завтра  он  сможет  сделать  самостоятельно.

Поощрение  творческих  проявлений  особенно  важно  в  дошкольном  возрасте. Именно  у  дошкольника  вся  жизнь  пронизана  фантазией  и  творчеством. Не  получив  должного  развития  в  этом  возрасте, творческий  потенциал  далеко  не  всегда  проявится  в  будущем.

Процесс  творческого  развития  дошкольника  неизбежно  сопровождается  определенными  эмоциями  и  чувствами. Не  научив  ребенка  понимать  и  принимать  свои  чувства, мы  не  научим  его  проявлять  свою  индивидуальность, быть  творческой  личностью.Ребенок  все  дальше  будет  уходить  от  самого  себя, от  своих  проблем  и  противоречий, которые  открываются  ему  в  его   чувствах.

Возможность  использования  опыта  трудных, критических  ситуаций, по  мнению Л.С. Выготского, создает  возможность  для  личностного  роста  человека. Он утверждал, что  определенная  доля  фрустрации, за  которой  следует  удовлетворение  потребности, дает  ребенку  почувствовать, что  он  сможет  справиться  с  тревожным  состоянием. А  полное  отсутствие  конфликта  лишает  ребенка  возможности  обогащения  своей  личности, возможности  усиления  Эго  и  способности  к  творческой  деятельности .

Итак, наличие  в  жизни  ребенка  трудных  ситуаций, вызывающих  определенное  эмоциональное  напряжение, является  одним  из  важнейших  условий  становления  творческой  личностиБольшую  роль  здесь  играет  создание  на  занятиях  положительного  фона  настроения, который  повышает  эффективность  решения  ребенком  тех  или  иных  проблем  и  трудных  ситуаций. В  этом  плане  особое  значение  приобретает  личность  взрослого, взаимодействующего  с  ребенком. У  педагогов  и  родителей должна  присутствовать  ориентация  на  жизнь. Иными  словами, взрослые  должны  иметь  такие  личностные  качества, как  жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность  быть  счастливыми  и  чувство  юмора, которые  напрямую  связаны  с  проблемами  психического  здоровья.

Творчество –   одна  из  содержательных  форм  психической  активности  детей, которую  можно  рассматривать  как  универсальное  средство  развития  индивидуальности, обеспечивающее  устойчивую  адаптацию  к  новым  условиям  жизни; как  необходимый  резерв  сил  для  преодоления  стрессовых  ситуаций  и  активного  творческого   отношения  к  действительности. Именно  творческая  деятельность, по  мнению  Л.С. Выготского, делает  человека  существом, обращенным  к  будущему, созидающим  его  и  видоизменяющим  свое  настоящее .

Американский  психолог  Дж.Смит  выпустил  книгу  по  творческому  воспитанию  детей. Книга  эта  интересна  тем, что  она  особенно  ярко  выражает  типичный  подход  к  обучению, существующий  у  большинства  зарубежных  авторов.

Основным  в  обучении  творчеству  Дж.Смит  считает  создание  некоторых  условий, способствующих  творческому  развитию  детей. Он  выделяет  четыре  группы  таких  условий: Физические  условия, то  есть  наличие  материалов  для  творчества  и  возможности  в  любую  минуту  действовать  с  ними. Социально-эмоциональные  условия, то  есть  создание  взрослыми  у  ребенка чувства  внешней  безопасности, когда  он  знает, что  его  творческие  проявления  не  получат  отрицательной  оценки  взрослых.Психологические  условия, сущность  которых  заключается  в  том, что  у  ребенка  формируется  чувство  внутренней  безопасности, раскованности  и  свободы  за  счет  поддержки  взрослыми  его  творческих  начинаний.                                                                                       Интеллектуальные  условия, которые  создаются  путем  решения  творческих  задач.

По  мнению  Дж. Смита, роль  взрослого  заключается  в  том, что  он  должен  создать  для  ребенка  все  группы  условий.

По  нашему  мнению, данный  подход  является   прогрессивным, так  как   он  подразумевает  не  просто  зависимое  от  взрослых развитие  некоторых  природных  творческих  возможностей  каждого  ребенка, а  подчеркивает  влияние  среды  на   развитие  творчества  у  детей.

Но  все-таки  этот  путь  представляет  собой  пассивную  позицию  взрослого. Взрослый  должен  только  создать  некоторые  условия, а  затем  уже  как  бы  остаться  в  тени  и  просто  не  мешать  свободному  самовыражению  ребенка. Отечественная  же  психология  занимает  другую  позицию: мы  должны  не  просто  не  мешать  развитию  ребенка, но  активно  помогать  ему  в  этом  развитии.

Развитие творческой активности и игровых умений, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации.  Для этого педагог использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности.

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета  П.И. Чайковского «Щелкунчик» представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он  использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.).

Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, фрагментально обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением. В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л.С.Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям.

Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссеров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актеров репетирует роли. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов ( часто с родителями).

В подготовительный период педагог организует и координирует работу творческих групп. Дети могут переходить из одной группы в другую, попробовать себя во всем.

В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

    Итак, мы  выделили  и  охарактеризовали, на  наш  взгляд, наиболее  важные  психолого-педагогические  условия  по  развитию  театрализованной деятельности у дошкольников. Учет  и  выполнение  данных  условий  будет  способствовать  более  эффективной  работе  по   развитию    театрализованной  деятельности.

 

Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка

Игра в дошкольный период является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Л.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.) Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность ( А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Я.З. Неверович). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М.Виноградовой, С.И.Мерзляковой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.Запорожец). В них, с одной отражается внешняя, картина окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

На определенной ступени психического развития в результате воспитания у дошкольника, как отмечает А.В.Запорожец, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок развитию его познавательной действительности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но также предмете, понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе  детского его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и природного мира .

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.). Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным (Л.Г.Лысюк, С.Г.Якобсон). Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное  отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих( Я.З.Неверович), что действие сверстникам и взрослым (Л.И.Божович) .  

      Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. ( Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

      В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и средство развития детей (М.А.Васильева, С.И.Мерзлякова, Н.Ф.Сорокина).  Для ребенка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, которое опирается прежде всего на его представления. Осуществляются такие обобщения в процессе  символико-моделирующих видов деятельности с помощью образных средств: символов, условных заместителей и моделей (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов и др).

    Основные способы развития эмпирического обобщения у детей – наблюдение и экспериментирование, утверждает Н.Н.Поддъяков . Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки  языком движений. Театрализованная игра представляется именно такой формой «проживания», хотя и в процессе игры имеется возможность понаблюдать за выделенными автором в сценарии объективными закономерностями действительности и экспериментировать вместе с автором над реальностью, описанной в сценарии.

      Некоторые исследователи (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов – замещение является важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой, а следовательно, и театрализованной игры. Основу игры, по словам Л.С.Выготского, составляет  создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля . Ключевая функция воображения заключается в способности мыслить образами и структурировать образ мира (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Особенность игры состоит в том, что в ней используется воображение в наглядно-действенной форме: употребляя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, ребенок осуществляет символизацию. Таким образом, происходит дифференциация означаемого и  означающего и рождение символа.

       В младшем возрасте заместитель сохраняется сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, в 5-6 лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмеченный» образ, т.е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в 6-7 лет строится способом «включения» в ситуацию, например при сочинении сказок (О.С.Ушакова и др.). При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения – плана реализации идеи.

      Опираясь на идеи П.Я.Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, Д.Б.Эльконин рассматривал игру как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапного развития умственной деятельности на основе многофункциональности игровых действий: от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями – к речевым, а затем – умственным . Формирование внутреннего плана происходит в процессе перехода ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов.

         Наиболее изучены вербальные знаки, о двойственности которых пишут многие исследователи (А.Н.Леонтьев и др.). Менее изучены невербальные знаки – мимические, эмоциональные движения, жесты, графические. Переход от языка жестов к языку рисунка, по мнению А.В.Запорожца, - внутренняя закономерность развития речи в онтогенезе. Примитивные формы схематического рисунка генетически связаны с мимической выразительностью, пантомимой, жестом, что важно для формирования театрализованной игры, подтверждения ее синтетичности и соответствия синкретическому развитию детей (А.В.Запорожец, А.Р.Лурия).

       В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение, отмечал А.В.Запорожец .

       Таким образом, при общении с искусством человек участвует в этом процессе как личность, реализуя не какой-то элемент знания о действительности, а систему отношений к действительности, включая и эмоциональные переживания.

    На основании сходства между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой можно предположить, что линии влияния театрализованной игры на развитие ребенка аналогичны тем, которые определены для сюжетно ролевой игры Д.Б.Эльконин и др.). Основными из них являются: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, формирование идеального сознания, интериоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие.

        Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования игры в воспитательной и психотерапевтической работе. По мнению представителей вальдорфской школы, чем больше образов пройдет через душу ребенка, чем разнообразнее будут сценические ситуации, тем шире будет мир чувств и поступков, тем совершеннее, гармоничнее станет его душа. Театральный процесс рассматривается как эстетизированная практическая психология, как процесс решающий «проблемы психологической реабилитации личности на театре….»  .

     Театрализованные игры рекомендуется использовать прежде всего в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений. Проведение игр-драматизаций обеспечивает лучшее понимание детьми смысла арифметических задач.

     Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей .

     Таким образом, театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.Выводы В  результате  анализа  психолого-педагогической  литературы  по  проблеме  исследования  мы  можем  сделать  следующие  выводы: Театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  детей: у  них  развивается  художественный  вкус, творческие  и  декламационные  способности, формируется  чувство  коллективизма, развивается  память. Все  театральные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссерские  игры  и  игры  драматизации. Игра драматизация  способствует  воспитанию  и  развитию  интересной  самостоятельной,творческой  личности  и  обеспечивает  проявление  индивидуальных  склонностей  каждого  ребенка, меняет  поведение  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива,то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки.Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного  возраста  не  играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя  разыгрывать  народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная  деятельность  возможна  как самостоятельная. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной  деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам  художественно- образной  выразительности. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов. По  эстетической  значимости  и  влиянию  на  общее  развитие  ребенка  театрализованной  деятельности  по  праву  принадлежит  почетное  место  рядом  с  музыкой, рисованием  и  лепкой.Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение. Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

 

 Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка и развития речи »

        Современные дети живут в мире говорящей техники и постепенно просто учатся молчать. А для  ребенка дошкольника хорошая речь - залог успешного общения и качественной подготовки к школе.                                                                              Одним  из эффективных средств  всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.                    По словам великого русского писателя Теплова Бориса Михайловича:  

 “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали
и нравственности. А чем она богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.”

          В связи с этим, я использую в своей работе такие вида театра:                     Пальчиковый  театр -  игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить . подготавливать руку письму,развивать мышление.                                                                                                                        Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Теневой театр – развивает умение сосредотачиваться.

Театр топотушки – я начала использовать недавно, его надеваем на пальчики и герои как бы оживают, детям очень понравилась этот вид театра, помогает расширять словарный запас, обучает навыкам общения, игры ,счета.  

Театр ложек-очень интересный вид театра,развивает моторику рук, учит диалогу,обогащает словарный запас у детей.                                                                                                Театр кукол-  предоставляет большие педагогические возможности: развивает фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность,расширяет игровой опыт,дает знания об окружающем мире,обогащают словарь детей , формирует навык общения детей друг с другом. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Как пишет советский педагог – новатор Сухомлинский Василий Александрович, именно игра дает положительные результаты нашей работы.  

Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе создала “уголок сказки”. В целях реализации индивидуальных потребностей, склонностей и интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или, как в данном случае, на театрализацию любимого произведения.

 Элементы театра я использую и на занятиях. Большие платковые куклы  на занятиях музыки, физкультуры, дети  с интересом стараются выполнять движения предложенные им. Даже в режимных моментах использую разные элемента театра: если надо успокоить ребенка, культурно- гигиенических навыках и т п. Маски – помогают мне в подвижных играх, дети учатся строить диалоги, составлять рассказы.                                                         Театрализованная деятельность является также неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,                                                                                   дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.                                                                                            

Благодаря  театрализованной деятельности  были достигнуты такие результаты : дети стали более уверенными в себе, пропала скованность, они научились играть, брать на себя роль и действовать, и при этом приобретали жизненный опыт, у них зародилось стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

                                                   Заключение

      В заключении хотелось бы отметить следующее: Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

                           

 Список использованной литературы

Артемова  Л.В. Театрализованные  игры  дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. - 126 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 278 с.

Бочкарева  Л.П. Театрально-игровая  деятельность  дошкольников. Методическое  пособие  для  специалистов  по  дошкольному  образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1982. – 483 с.

Веракса Н.Е., Булычева А.И., Варенцова Н.С. и др. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. –М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 94 с.

Ветлугина  Н.А. Художественное  творчество  и  ребенок. – М., 1972.

Выготский  Л.С. Обучение  и  развитие  в  детском  возрасте. – М., 1956.- 305 с.

Выготский  Л.С. Психология  искусства _ под  ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

Генов  Г.В. Театр  для  малышей. – М.: Просвещение, 1968. – 154 с.

Гурович Л.М.Понимание  образа  литературного  героя  детьми  старшего  дошкольного  возраста (6-7  лет), - Л., 1973. – 54 с.

Гриценко  З.А. Ты  детям  сказку  расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.

Доронова Т.,Доронова Е.Развитие  детей  в  театрализованной  деятельности: Пособие  для  воспитателей, работающих  по  программе «Из  детства  в  отрочество» – М., 1997. – 27 с.

Ершова  А. Вреден  ли  театр  дошкольникам // Обруч. – 1999. - № 4. – С.3-4.

Жуковская  Р.И. Творческие  ролевые  игры  в  детском  саду. – М., 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...