СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа) по теме

Любимцева Александра Игоревна

 

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка — вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учебе и работе, но и в семейной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Творческий отчет

«СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Выполнила:  

    Старший воспитатель

   МБДОУ «ЦРР-д/с№42»

Любимцева Александра Игоревна

г. Саров

Содержание

     1. Актуальность темы.

2. Вопросы  социально - эмоционального развития в  Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3.Анализ программ по социально-эмоциональному развитию.

3.1.Задачи социально - эмоционального развития детей

в программе «Детство».

3.2.Задачи социально - эмоционального развития детей

в программе «Я-Ты-Мы».

4. Мониторинг социально-эмоционального развития группы.

5. Развитие социальных эмоций у детей старшей группы.

Опыт работы по социально-эмоциональному развитию.

6.    Взаимодействие с семьями воспитанников.

7.    Выводы, перспективы деятельности по проблеме.

8.Приложение:

8.1. Схема обследования уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

8.2. Примерный тематический план деятельности с детьми

по программе «Я-Ты-Мы».

8.3 Конспекты занятий по социально-эмоциональному развитию.

8.4. Психогимнастические упражнения и этюды по социально-эмоциональному развитию дошкольников.

8.5. Консультации для родителей по социально-эмоциональному развитию

8.6. Памятки для детей по социально-эмоциональному развитию.

8.7. Описание мимики при различных эмоциональных состояниях.

8.8. Пиктограммы

8.9. Словарь эмоций

9. Список  литературы.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка — вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учебе и работе, но и в семейной жизни.

Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно  в первые семь лет жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Л.С. Выготский и А.В. Запорожец справедливо указывали, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Излишняя интеллектуализация и логизация в воспитании приводит, по словам Л.С Выготского, к феномену «засушенного сердца» (отсутствие чувства). А это -  крайне нежелательно как для общества, так и для самого ребенка. Важно, чтобы ребенок не участвовал в «обесчувствовании» жизни, ее технологизации. А как же в реальной жизни?

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений. Нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

Конец XX и начало XXI вв. стали для российского образования временем утверждения идей гуманистической педагогики и реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

Именно поэтому ключевой тенденцией обновления образования в настоящее время является преодоление препятствий самовыражения, создание условий для социально-эмоционального развития детей, т.е. обеспечения оптимального сочетания двух образовательных направлений: интеллектуального и эмоционально-волевого.

Подчеркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности — это история ее переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению. Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева (автор программы «Детство»), «создавая условия для развития конструктивного социально-эмоционального развития ребенка, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности».

Вопросы социально - эмоционального развития  находят отражение и  в  Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

23 ноября 2009 г.  приказом  № 655 Министерства образования и науки    Российской Федерации   были утверждены   Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно которому Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения (а основная общеобразовательная программа дошкольного образования - это именно программа образовательного учреждения), какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. До принятия федеральных требований у нас были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448.

Очень важно, что ФГТ преемственны Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. №7/1), провозгласившей идею самоценности дошкольного периода детства, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.).

В качестве структуры обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ФГТ выделены образовательные области. Их десять, среди них есть как известные в практике, привычные, традиционные: «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы»; так и новые, появившиеся в последнее время: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация»

Следует отметить, что в ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей, представленная в настоящее время в научной литературе (А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Л.Ф. Обухова и др.)

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Таким образом, вопросы социально-эмоционального развития  в ФГТ представлены областью «Социализация».

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

• развитие игровой деятельности детей;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Социализация» в той или иной степени решаются во всех действующих образовательных программах, что также позволяет говорить об определенной представленности этой области в содержании дошкольного образования. Однако структурно они, как правило, не оформлены, что приводит к определенной «размытости» направления социально-личностного развития детей и его вторичности по отношению, в основном, к познавательно-речевому развитию (физическое и художественно-эстетическое развитие как направления деятельности учреждения в действующих образовательных программах представлены достаточно равномерно и равноценно).

Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения), «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире), «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться).

В ФГТ представлены планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Они должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Востребованность социально-эмоционального развития в ФГТ отражена в следующих итоговых качествах личности:

• эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями.

В настоящее время существует несколько программ, отвечающих федеральным государственным требованиям:

В 2009 году авторским коллективом: Березиной Н.О., Бурлаковой И.А.,  Веракса Н.Е., Герасимовой Е.Н., Гогоберидзе А.Г. и др., под редакцией Н.В.Фединой, была разработана Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех».

Принципиальным отличием Программы от большинства предыдущих (типовых и ряда вариативных) программ является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.  Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

Представлены основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа прошла успешную апробацию в 29 регионах Российской Федерации. В эксперименте приняли участие 210 дошкольных образовательных учреждений разного вида; около 350 групп; более 7000 детей 5-7 лет.

Результаты апробации были обсуждены на Всероссийских совещаниях, семинарах и круглых столах. Полученные замечания, рекомендации и пожелания учтены при доработке Программы.

В 2010 году под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой вышла основная общеобразовательная программа « От рождения до школы». Данная программа была разработана в соответствии с действующими ФГТ.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Социально-эмоциональное развитие представлено образовательной областью «Социализация». Присутствуют планируемые промежуточные результаты освоения Программы и итоговые результаты. Также представлена работа с родителями по 10 образовательным областям.

Несмотря на то, что за последние десятилетия появилось множество программ по воспитанию и образованию дошкольников и младших школьников («Развитие»,  «Истоки», программы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.), основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно. Считается, что данные проблемы решаются попутно во всех видах деятельности, хотя их цели не конкретизируются и нет системы в развитии определенных качеств личности ребенка.

Наш детский сад работает по программе «Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду) авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и другие. Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки. Содержательно-целевой компонент социально-личностного развития дошкольников отражен в разделах «Ребенок входит в мир социальных отношений» для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

В реализации задач социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста на первый план выступают:

—— социально-нравственное развитие, становление взаимоотношений с окружающими, развитие межличностных отношений в группе, объединение детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности; развитие умения замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь, развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса; формирование представлений о культуре поведения и общения.

Раскрывая задачи работы педагога в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», программа определяет круг представлений детей, их познавательных и практических умений. Данные представления и умения описаны в главах «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе».

Однако в программе также  нет системы в развитии определенных качеств личности ребенка, задачи решаются попутно во всех видах деятельности.

Особенно актуальной и значимой в настоящее время становится программа социально-эмоционального развития детей (в рамках российско-нидерландского сотрудничества) «Я — ты — мы» авторы О.Л.Князева,  Р.Б.Стеркина.

В основу данной программы положено утверждение о том, что «...специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми». Эта позиция нашла свое отражение в отечественной детской и социальной психологии (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д. Б, Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и др.), авторы программы отмечают, что результаты их научных исследований не в полной мере были востребованы практикой.

Приоритетом в настоящее время является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком (принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии), поэтому было бы полезно обратиться к педагогическому опыту стран с демократическими традициями. Данная программа — результат контактов российских и голландских специалистов (проект «Развитие ребенка»).

Содержательно-целевой компонент программы обусловлен требованиями российского общества, предъявляемыми к воспитанию подрастающего поколения, которое должно отличаться свободой, ответственностью, чувством собственного достоинства, уважением к другим, умением совершать выбор, воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Программа социально-эмоционального развития «Я — ты — мы», включает в себя три раздела:

— воспитание уверенности в себе;

— развитие чувств, желаний и взглядов;

— формирование социальных навыков.

Раздел программы «Уверенность в себе» направлен на помощь ребенку в осознании своих особенностей, предпочтений, возможностей, собственной уникальности, неповторимости, поддержание его в ситуациях успеха, неудачи.

Цель раздела «Чувства, желания, взгляды» — научить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие); познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить пользоваться им для проявления своих чувств; способствовать осознанию того, что одинаковые предметы, действия, события могут быть причиной разных эмоций, настроений, что внутренние сходства и различия с другими людьми познаются при сравнении чужих и своих чувств, переживаний.

Цель раздела «Социальные навыки» — обучение детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми: формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов; знакомство с моральными нормами и правилами поведения; помощь ребенку в осознании причин конфликтов, обучение способам и приемам их разрешения.

Нами было выявлено противоречие между необходимостью социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной систематизированностью информационно-методического обеспечения.

Вышеуказанное определяет необходимость пересмотра и некоторой коррекции программного обеспечения процесса социально-эмоционального развития детей на основе отчетливого осмысления современных возможностей совершенствования содержания воспитания в целом и отдельных компонентов его структуры.

С этой целью, в устав МДОУ, в дополнение к программе «Детство» была включена программа «Я – Ты - Мы». Задачи и формы работы этих двух программ не противоречат друг другу, что позволило интегрировать содержание социально-эмоционального развития в образовательный процесс.

Мы поставили перед собой следующие   задачи:

  • подобрать и систематизировать информационно-методическое обеспечение в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
  • объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах развития ребенка.
  • добиться положительных изменений в социально-эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Как уже было сказано выше, в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. Процесс их разработки должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, социального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей. Изучив задачи программ «Детство» и «Я-Ты-Мы», творческая группа, включавшая воспитателей разных возрастных групп, методиста и психолога  МДОУ, разработала схему обследования уровня социально-эмоционального развития (см. Приложение). На основе данной схемы обследования был проведен мониторинг. Мониторинг осуществлялся с помощью игр, проблемных ситуаций, вопросов. На начальной стадии мы убедились в бедности детского словаря. Дети с трудом подбирали слова - определения к характеру музыки, героев, к своему настроению (в основном это были - хорошая, нормальное и так далее). Дети долго не могли подобрать сравнения, на кого похож тот или иной герой, человек. Не все дети могли мимикой изобразить ту или иную эмоцию.

Учитывая исходный уровень социально-эмоционального развития, содержание работы по социально-эмоциональному развитию постарались выстроить на основе сочетания базисной программы «Детство» и  парциальной программы  «Я–Ты–Мы». Осмысливая эти программы, адаптировали их соответственно условиям в ДОУ и особенностям детей, а так же своему творческому видению проблемы социально-эмоционального развития. Изучение специальной литературы, публикаций в журналах и Интернете позволило нам накопить большой теоретический материал по данной проблеме. Материал представили в виде примерного тематического плана деятельности с детьми (см. Приложение ).  Также была создана картотека игр и этюдов по социально-эмоциональному развитию.

Особенность социально - эмоционального развития состоит в том, что его нельзя ограничить каким - то определенным временем или местом в образовательном процессе. Часто возникает компонент стихийности. Мы постарались отвести место таким занятиям 1-2 раза в месяц, обозначив их, как нравственная беседа. На этих занятиях дети получают новые знания, знакомятся с правилами этикета, учатся управлять эмоциями. Занятия проходят по специально разработанному перспективному плану.

В утренние, вечерние часы, на прогулке «идет» накопление багажа положительного  социально - эмоционального  опыта. Хорошим   подспорьем в   этой   работе  явились книги «Уроки  добра», автор  Семенака,  «Вежливые сказки»   Т.А.Шорыгиной,   «Уроки вежливости для малышей» О. Александровой.

Не менее важным является сочетание работы по социально-эмоциональному развитию с другими видами детской деятельности. Ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.

Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюмина, Е.Г. Юдина и др. Нахождение психологических и методических основ интеграции различных видов детской деятельности является, по мнению Л.А.Парамоновой, «ключевой проблемой современной дошкольной дидактики».

На наш взгляд,  интеграция целесообразна с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, экологическому и физическому воспитанию, а также  с игровой деятельностью.

 В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Правильно организованное физическое воспитание детей есть основа основ, оно создаёт хорошее самочувствие, “заряжает” ребёнка хорошим настроением и энергией. Так, в утреннюю гимнастику можно включать упражнения на эмоции: медведь идёт сердитый, после зимней спячки голодный; медведь - весёлый, мёд несёт; волк злой; волк смешной и т.д. Упражнение “Незнайка” - поднять плечи, руки развести в стороны и сказать: “Не знаю” очень грустно и т.д.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова). У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. В своей работе используем музыкальное лото (учим различать разный характер музыки (веселая,  спокойная, грустная), двигательную импровизацию под музыку, учим  передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.  Вместе с родителями  мы  подобрали музыку разного характера,  а также различные шумы: стук, скрип, шелест, вой ветра, гроза, вьюга, дождь, бой часов, пение птиц. Очень поучительными оказались музыкальные сказки Издательства «Златосказка» из серии «Сказка доброму научит» под редакцией психолога Ольги Фирсовой (2009г.)

Интересной находкой, на наш взгляд, оказалось упражнение «Танцующая кисточка» – детям предлагали передать характер звучания музыки в линиях,  цветовых пятнах, т.е. беспредметном рисовании. Беспредметное рисование оказалось очень интересным для детей, так как оно не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, скачут, кружатся вместе с кисточкой.

Знакомя детей с репродукциями картин известных художников - Васнецова, Шишкина, Левитана и других, стараемся научить детей «видеть» настроение художника, с помощью цветовых оттенков.

Для развития культурных форм общения, духовного комфорта необходима игровая деятельность, где игра становится не только средством психологического комфорта, но и носит терапевтическое значение, является действенным средством для перестройки различных нарушений в эмоциональной сфере. Исследователи детской субкультуры В.В.Абраменко и Т.П.Хризман отмечают, что игры - дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость, самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников. Игры - страшилки являются тренингом тревожности и боязни темноты. По мнению психолога Е.М.Гаспаровой режиссерская игра является средством психологической защиты.

Хороший результат дает использование инсценировок. В своей работе мы используем игрушки из театра «би-ба-бо», из настольного театра, обычные игрушки. Еще больший эффект дают инсценировки с участием самих детей. Эти инсценировки напоминают небольшие тренинги с использованием проблемных ситуаций. Дети пытаются передать образ или настроение героя, возникшего перед ним, перевоплотиться в него. Интересно наблюдать, как дети используют грим и предметы ряжения в передаче образа, как меняют голос, походку, жесты.

Очень кстати оказалось приобретение игры «Домик настроений». Игра представляет собой небольшой домик из картона, фигурки детей с различными эмоциями и макеты деревьев и цветов. Мы использовали эту игру в разных вариантах: расселяли «детей» в зависимости от их настроения, выбирали фигурки с настроением как у нас, сочиняли сказки, театрализуя их, использовали как пространство для режиссерских игр детей.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. В своей работе  используем игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Такие ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта всегда носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. Используем практические ситуации  «Мы самые старшие в детском саду». Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы». Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Положительным моментом в плане профилактики страхов, на наш взгляд, является использование рассказов из личного опыта. Дети видят, что в опасную ситуацию может попасть кто угодно, даже воспитатель. Правильное поведение помогло этому человеку, а значит, поможет и ему.

Детям нравится  рассматривать и анализировать картинки с изображением различных ситуаций, раскладывать их на «правильные» или «неправильные», обсуждать в каких отношениях находятся персонажи, их настроение, чувства и  эмоции.

Для обогащения детского словаря мы используем следующие игры: «Комплимент», «Шкатулка ласковых имен», игры - сравнения (на кого похож человек, который обижается, прячется, плачет и так далее), игры - отличия (чем отличается забияка от умницы? Драчун от плаксы?), игры - прогнозы (что случится, если ...).  Для  читающих  детей  в группе разместили  «словарь эмоций».

В группе собрана детская литература на нравственно - этические темы, правила  поведения,  по этикету,  детские стихи,  считалки,  загадки,  мирилки - дружилки.

Беседуя с детьми о том, как принимать гостей, как выбирать подарок разным людям, вместе с детьми  изготовили игру. Дети приносили из дома старые журналы из которых вырезали все что можно подарить, наклеивали на картон – результат дидактическая игра «Подбери подарок».. Такая игра, сделанная руками детей пользуется популярностью в нашей группе.

В настоящее время дети научились распознавать полярные понятия: добро - зло, радость - горе, смех - слезы, доброта - жадность, мир - ссора и так далее. Научились давать характеристику героям сказок и своим сверстникам. Большая работа ведется и продолжает вестись по передаче образа с помощью мимики и пантомимики.

Для решения задач социально-эмоционального развития детей в группе оборудован «Экран настроений». «Экран настроений» помогает определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделить детей, которым необходима эмоциональная поддержка, определить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния детей, спланировать работу по устранению отрицательного воздействия как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

С этой позиции в центре работы по полноценному социально-эмоциональному развитию детей должны находиться семья и образовательное учреждение как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень социализации ребенка.

Ни одна, даже самая лучшая, программа по социально-эмоциональному развитию детей не сможет дать полноценные результаты, если она не решается совместно с семьей, если в образовательном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители—педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Работу в этом направлении начали с выступления перед родителями на собрании. Рассказали об особенностях   социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, познакомили родителей с проблемой, обозначили задачи, определили мероприятия.

Посещение семей помогает нам изучить условия жизни ребенка, особенности воспитания и поведения детей в семье, уровень педагогической культуры родителей. В результате своих наблюдений, бесед с родителями мы наметили конкретное содержание своей работы.

-   рассказать родителям о значении семьи в социально-эмоциональном развитии детей;

-   привлечь родителей к решению поставленных нами задач;

-   оказать родителям педагогическую и психологическую помощь.

В свою очередь, родители помогают нам создавать условия для социально-эмоционального развития детей: шьют костюмы, игрушки для театрализованной деятельности, помогают оформлять альбомы, делают и приобретают дидактические игры. Совместная деятельность доставляет всем радость. Родители с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков, поделок, помогая своим детям в оформлении, приходят на детские праздники.  В течение года оформили альбом фотографий «Мы так похожи», всей группой собирали парики, носы, очки, ободки – оформляя пособие «Измени внешность». Мама Новоселовой Полины связала «Волшебный коврик»- теперь мы с детьми сочиняем на нем истории о себе и своих друзьях, превращаемся в различных персонажей. Вместе с детьми и их родителями оформили памятки – «Как выбрать подарок», «Ждем гостей», приносили в группу из дома дидактические игры.

Провели для родителей «День открытых дверей». Родители имели возможность наблюдать за поведением своего ребенка, его эмоциями, общением с другими детьми.

Специалисты   детского   сада   выступили   на   родительских   собраниях. Выставляем в папке «Для родителей» рекомендации на темы:  "Если у ребенка нет друзей ", "Стиль поведения с застенчивыми детьми",  "Советы по формированию адекватной самооценки", "Советы, касающиеся стиля поведения родителей с конфликтными детьми" и др. Проводим индивидуальные консультации с родителями.

Родителей необходимо учить рефлексии - умению анализировать: собственную воспитательную деятельность, критически оценивать ее, находить причины своих педагогических ошибок. В детском саду работает педагог-психолог Ю.С.Митенова, которая дает рекомендации по вопросам индивидуально-личностного развития детей, помогает родителям преодолевать трудности, возникающие при взаимоотношении с детьми.

Ежедневное общение с родителями помогает оказать им своевременную помощь.

Оформили альбом «Хорошие поступки наших детей», в котором отражаем поведение ребенка дома - родители приносят фотографии, где мы видим, что хорошее совершил ребенок: подает маме тапочки, помогает нести сумку, пылесосит вместе с мамой, читает маме книжку, сам одевается, умывается, убирает игрушки. Дополнили альбом рассказами детей о хороших поступках.

Родители прониклись проблемой социально- эмоционального развития  детей. Мы слышим, как они разговаривают с детьми, искренне радуются их успехам, напоминают детям о необходимости «здороваться» и «прощаться», учат контролировать эмоции, откликаются на наши просьбы. В семьях сложились хорошие традиции по воспитанию детей. Своим опытом они делятся на родительских собраниях.

В результате углубленной работы мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей. Стала более благоприятной атмосфера в группе («эмоциональный комфорт»). Детский коллектив стал более сплоченным, дружным. (Дети помогают друг другу, умеют слушать собеседника, считаться с его мнением, более внимательны к своим сверстникам и взрослым). Наблюдается меньше ссор, конфликтов. Дети могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров. У детей появилось желание мирно разрешать конфликты. В общении детей, в игре все чаще слышим вежливые слова. Дети с удовольствием используют музыку, цвет и другие средства для передачи настроения. Знают правила поведения и стараются им следовать.

Однако работу по выбранному направлению будем продолжать, сотрудничая с семьями, специалистами детского сада и совместно будем решать задачи:

-   Продолжать формировать коммуникативные навыки у детей и доброжелательные отношения с окружающими людьми.

-   Обогащать «эмоциональный словарь», продолжать развивать умение понимать настроение других людей, оказывать эмоциональную поддержку и помощь.

- Учить конструктивным способам управления своим собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности и др.).

-   Продолжать знакомить детей с правилами культуры поведения.

Resource id #3152


Предварительный просмотр:

Примерный тематический план деятельности с детьми

по программе « Я – Ты – Мы»

Месяц

Раздел программы

Тема беседы

Программное содержание

Источник беседы

Упражнения, игры, этюды, продуктивная деятельность и др.

Работа с родителями

Памятки для детей

Сентябрь

Уверенность в себе

Ты и твои родители

Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них

«Общительные сказки» ШорыгинаТ.А., стр.4,                    «Современный этикет и воспитание культуры пове-дения у дошко-льников», КурочкинаИ.Н. стр.207.

Рассматривание альбома, рисование «Мои родители и я»

 

Оформление альбома

«Мы так похожи»

Октябрь

Уверенность в себе

Каждый привлекателен по-своему

Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя,

«Современный этикет и воспитание культуры пове-дения у дошко-льников», КурочкинаИ.Н. стр.133,

Альбом «Дети разных народов», Рисование «Вот мы какие», игры «Поменяйтесь местами», «Солнышко в доме», «Веселые переглядки»,

Консультация-памятка «Стиль поведения с застенчивыми, конфликт-ными детьми.»

Октябрь

поддержать положитель-ную само-оценку, спо-собствовать развитию у детей толе-рантности по отношению к другим людям – независимо от их внешности

«Мы с друзьями целый мир»

РещиноваС.В.МаханеваМ.Д.

стр.11

«Комплименты», беседа перед зеркалом « Я ль на свете всех милее..»

«Советы по формирова-нию адекват-ной само-оценки»

Ноябрь

Уверенность в себе

Шляпы, одежда, грим

Помочь детям понять, что внешность можно изменить, отразив в ней то или иное настроение

«Мы с друзьями целый мир»

РещиноваС.В.МаханеваМ.Д.

стр.91

«Театр настроений» ИвановаГ.П., стр.46

Рисование «Мой идеальный портрет, пособие «Измени внешность», Веселое обучение смешному татуажу, макияжу,работа в уголке ряжения

Оформление пособия «Измени внешность»

Декабрь

Чувства, желания, взгляды

Мимические признаки эмоций

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица

Программа

«Я, ты, мы» М., 1999. Князева О.Л., Стёркина Р.Б.

С.94

Пособие «Экран настроений», д/и «Угадай эмоцию», этюд «Облака»

Январь

Чувства, желания, взгляды

Плач, смех, испуг, радость

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния

«Школа здорового человека»

Кулик Г.И.,

СергиенкоН.Н.

С.82

Изготовление масок, д/и «Домик настроений»

Февраль

Социальные навыки

Сочиняем истории про своих друзей

Побуждать детей сочи-нять неслож-ные стишки и истории,в ко-торых геро-ями стано-вятся они са-ми, способ-ствовать по-вышению их самооценки

«Современный этикет и воспи-тание культу-ры поведения  у дошколь-ников» КурочкинаИ.Н. с.174

«Сочиним историю..», составление рассказов-загадок о своем друге, пособие «Волшебный коврик»

Оформление пособия «Волшебный коврик»

Март

Социальные навыки

Порядок в твоем доме. Как принять гостей.

Приучать детей прояв-лять заботу о красоте и чистоте дома, учить пози-тивным под-держиваю-щим прие-мам общения со сверст-никами,помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приема гостей

«Современный этикет и воспи-тание культу-ры поведения  у дошколь-ников» КурочкинаИ.Н. с.57, 143

Упражнение «Уберем наш дом», игра «Угощение для любителей чистоты»

Задание на дом - сбор информации по теме

Памятка

«Ждем гостей»

 (см. приложение)

Апрель

Социальные навыки

Что надеть в гости. Как выбирать подарок.

Помочь понять, что воспитанный человек стремится понравиться окружающим и всегда выглядит опрятно, понять, как можно порадовать друга

«Современный этикет и воспи-тание культу-ры поведения  у дошколь-ников» КурочкинаИ.Н. с.63, 140

Игра «Выбери костюм», «Составь цветовое решение костюма», Изготовление игры «Подбери подарок», «Оденем кукол красиво»

Задание на дом - сбор информации по теме

Памятка

«Правила подарочного этикета»

Май

Социальные навыки

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять эту радость

«Будьте вежливы всегда» Демидова О.Н., с.25,

«Общительные сказки» ШорыгинаТ.А., стр.17                    

Рисование «что любит твой друг», «Подарок для друга», игра «Рукавички», «Дракон», «Дружба начинается..», «Подарки», «Зеркальный танец»

Resource id #3888


Предварительный просмотр:

Список  литературы

1. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду СПБ, 2004г.

2. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.

3. «Дошкольное воспитание» №4 - 2010г. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», с.4

4. «Дошкольное воспитание» №5- 2010г. « О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» О.Скоролупова, Н.Федина. с.4

5. «Дошкольное воспитание» №7- 2010г. «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция», О.Скоролупова, Н.Федина. с.4

6.  «Современное дошкольное образование. Теория и практика» №4 - 2010г.  «По каким программам должны работать детские сады?»,с.18

7.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.

8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.

10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.

12. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.

13. Кошелева А.П. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Просвещение, 1995.

14.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А.Пазухина – СПб,: «детство-ПРЕСС», 2004

15.  Шалаева Г. П.и др. «Правила поведения для воспитанных детей» М. 2005г.      

16 Шалаева Г.П. и др. «Новые правила поведения для воспитанных детей» М. 2006г.

17. Шорыгина Т.А. Общительные сказки

18. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.-ВЛАДОС,2001.

19. Иванова Г.П. Театр настроений. М.: Издательство «Скрипторий», 2003.

20. Маханева М.Д., РещиноваС.В. Мы с друзьями целый мир.М.: Сфера.2007.

21. Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. – Волгоград: Корифей. 2006.

 

22. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. - Мозаика Синтез,2010.

23. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», под ред. Н.В.Фединой – версия в интернете.

24. Киселева Н. Г. Формирование у дошкольников социально-эмоциональной сферы личности (статья в интернете)

25. Слободчиков И.М. Эмоциональное развитие ребенка(статья в интернете)

Resource id #4954


Предварительный просмотр:

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Новая кукла

(этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Баба-Яга

(этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус

(этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка

(этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...

Один дома

(этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Лисичка подслушивает

(этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

                                                            Кот Васька

(этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Соленый чай

(этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка

(этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Про Таню

(горе — радость)

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик
 (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
        Не утонет в речке мяч!»
(радость).

В лесу

(внимание — страх — радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!

Гадкий утенок

(презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортилла

(презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).

Дюймовочка и майский жук

(отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье?

(удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Resource id #4136


Предварительный просмотр:

Словарь эмоций

спокойствие

мирно

безмятежно

доброжелательно

невозмутимо

гнев

грубо

яростно

сердито

свирепо

злобно

радость

празднично

бодряще

блестяще

ярко

лучисто

Resource id #4856


Предварительный просмотр:

Слова, выражающие чувства и эмоции

Слова, выражающие злость:

рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.

Слова, выражающие страх:

напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.

Слова, выражающие удивление:

пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении.

Слова, выражающие растерянность:

сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, пораженный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.

Слова, выражающие отвращение:

оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий.

Слова, выражающие вред:

ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый,, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, неуважаемый, униженный, раненный.

Слова, выражающие унижение:

преданный, пораженный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.

Слова, выражающие любовь:

нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, добрый, восхитительный, чувствительный, мягкий.

Слова, выражающие счастье:

очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.

Слова, выражающие одиночество:

покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.

Слова, выражающие грусть:

унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.

Слова, выражающие полезность:

приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.

Слова, характеризующие деятельность:

оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.

Resource id #4854

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является подготовка их к социальной адаптации в обществе, чтобы достичь этой социализации дети должны уметь поним...

"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад...

социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента

Содержание.1.    Введение.2.    Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.3.    Цели и задачи реализации регионального компонента у дет...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...