"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Чижова Татьяна Николаевна

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являетие в детском саду выставок совместных работ родителей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста»

Чижова Татьяна Николаевна

воспитатель второй квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 355 «Чулпан» г. Перми

 

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества; дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В ноябре 2009 г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном документе определены направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Помимо образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация» и др., введена образовательная область «Социализация», которая призвана ввести ребёнка дошкольного возраста в социум. Документы гласят, что содержание этой образовательной области «направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Рассмотрим понятие «социализация» и особенности организации данного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Термин  происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему человеку активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Главной её целью является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к иным национальностям, возрастным и гендерным ценностям; бережного, уважительного – к достояниям истории и собственным этническим ценностям; гуманного – людям, природе. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого другого, вводящего малыша в общество. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Речь идёт не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности. Детство – это не «социальный питомник», по выражению Д.И. Фельдштейна, а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир       Совместная деятельность педагогов и родителей, родителей и детей, содействует развитию отношений между семьями воспитанников - является важной формой социального взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, рост числа разводов и неполных семей, снижение рождаемости, упрощение функций и структуры семьи, полная занятость родителей на работе. Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают ,что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, а самое главное, принеся рисунок, поделку или фотографию в детский сад ребенок социализируется в глазах сверстников и педагогов.

Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок совместных работ родителей и детей. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая их совместным делом . Для детского сада такие выставки имеют свое значение – появляется возможность не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, а и дать возможность многим родителям самим стать его участниками. Проведение такого рода мероприятий способствуют воспитанию у ребенка нравственных ценностей, прививают любовь к родному городу, стране, народной культуре, уважение к людям разных профессий.

Цель: Совершенствование взаимодействия детского сада и семьи в процессе социального развития через совместное творчество

Задачи:

  • формировать у родителей интерес к работе детского сада через совместное творчество взрослого и ребенка;
  • совершенствовать педагогическую компетентность родителей в вопросах социального развития  через тематические выставки;
  • развивать творческий потенциал родителей и детей.

Подготовка к проведению выставок совместного творчества родителей и детей

  • Определение тематики выставок в соответствии с тематическим планом ДОУ.
  • Составление плана проведения выставок.
  • Беседы с детьми на темы, соответствующие тематике выставки.
  • Предварительная работа с родителями по подготовке совместных выставок, оформление тематических папок

Работа по совместной деятельности родителей и детей строится по 2 направлениям:

  • практическая деятельность включает мероприятия:  «Делимся семейным опытом», проектная деятельность, фотовыставки, организованные родителями и детьми по темам:  «Как я провел лето», «Зимние забавы», «Мое любимое животное» и т. д., с использованием мини рассказов детей.

  • продуктивная изодеятельность родителей и детей:
    выставки  рисунков по темам.
    персональные выставки рисунков детей группы, созданные в совместной деятельности с родителями дома по желанию ребёнка.
    Например: по темам «Моя фантазия», «Я рисую обо всём».

План выставок совместного творчества детей и родителей

№ п/п

Месяц

мероприятие

1

Сентябрь

Фотовыставка «Как я провел лето»

Выставка рисунков и поделок «Дорожная азбука»

2

Октябрь

Выставка рисунков и поделок  «Дары матушки-природы»

Фотовыставка «Мое любимое животное»

3

Ноябрь

Выставка рисунков и поделок «Народная игрушка»

Выставка "Изготовление кормушек вместе с детьми"

4

Декабрь

Выставка рисунков и поделок «Все работы хороши»

Выставка поделок «Новогодние игрушки»

5

Январь

Выставка рисунков и поделок  «Зимняя сказка»

Фотовыставка «Зимние забавы»

6

Февраль

Фотовыставка «Широкая масленица»

Выставка рисунков и поделок  «Защитники Отечества»

7

Март

Выставка поделок «Волшебные мамины руки», «Из бабушкиного сундука»

Выставка рисунков «Моя любимая книга»

8

Апрель

Выставка поделок «Пасхальное диво»

Выставка рисунков и поделок «День космонавтики»

9

Май

Выставка рисунков «День победы»

Выставка поделок из бросового материала

10

Июнь

Фотовыставка «Мой любимый город Пермь»

Выставка рисунков и поделок «Народная ярмарка»

11

Июль

Фотовыставка «Разноцветное лето»

Выставка рисунков и поделок «Сказки разных народов»

12

Август

Выставка рисунков «Растения Пермского края»

Выставка рисунков «Правила пожарной безопасности»

Литература

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова. – СПб. :Речь, 2004. – 272 с.

2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М. : Изд. Центр «Академия», 1998. – 160 с.

3. Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. –С. 9–13.

4. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования :автореф. дисс. … докт. пед. наук / Л.В. Коломийченко. –Челябинск, 2008. – 46 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико_методологического обеспечения процесса образования Мир психологии. – 2009. – № 1.

6. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента

Содержание.1.    Введение.2.    Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.3.    Цели и задачи реализации регионального компонента у дет...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа...

Система заданий для совместной работы родителей и ребенка по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Систематизирлованный лексический материал , отражающий основные темы словарной и грамматической работы в старшей и подготовительной логопедической группах ДОО. Упрощает и облегчает родителям выполнени...

Краеведение как средство воспитания и социального развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия по краеведению в старшей группе"Краеведение как средство воспитания и социального развития детей старшего дошкольного возраста"....

Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста

Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные ...