Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Калина Людмила Анатольевна

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:

1.Преодоление барьеров общения в системе «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок».

2. Нахождение  адекватного  телесного  выражения  различных эмоций, чувств, состояний.

3. Улучшение  и активизирование  выразительных средств общения, пластики, мимики, речи.

Интеграция: образовательные области  « Музыка»,   « Коммуникация», "Социализация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdoumaster-klass.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Педагог-психолог МБДОУ детский сад

 компенсирующего вида № 173 «Лучик»

 Калина Людмила Анатольевна.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди.

Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть.

Задачи:

1.Преодоление барьеров общения в системе «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок».

2. Нахождение  адекватного  телесного  выражения  различных эмоций, чувств, состояний.

3. Улучшение  и активизирование  выразительных средств общения, пластики, мимики, речи.

Интеграция: образовательные области  « музыка»,   « коммуникация».

Необходимые материалы: «волшебная палочка», колокольчики, голубая ткань, легкие воздушные платки, «утес», шнур с разноцветными огоньками.

Введение слушателей в тему и материалы мастер-класса.

Добрый день! На меня смотрят внимательные и добрые глаза! Вам хочется узнать что-то необычное? Тогда мы отправляемся в сказку! Вас приглашают поиграть дети старшего дошкольного возраста. В группе 11 детей. 5 детей с диагнозом – дизартрия, ОНР – 4 детей, заикание – 1 ребенок. ЗРР – 1 ребенок. В сказочных играх мало видимой работы над словом, но именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Речь – основа социальной адаптации детей с ТНР. Во время игр воспитателем данной группы идет диагностика – скрининговое наблюдение за выполнением каждым ребенком  предлагаемых упражнений. Оценка результатов наблюдения  записывается в протокол знаками + или -. Преобладание + показывает устойчивую адаптацию,  преобладание – трудная адаптация к социуму, чередование + и – неустойчивость. Основная цель скринингового наблюдения за ребенком в разных ситуациях: выделение детей (группы или отдельного ребенка), чье поведение, навыки, отдельные характеристики развития отличаются в группе детей; выделение детей группы риска по социальной адаптации. (Образец протокола был предложен всем педагогам.Так же им  были предложены протоколы скринингового наблюдения за игрой ребенка в песочнице;  во время работы с ребенком методом арт-терапии в гештальте.) Играем в сказку на основе материала коррекционно-развивающей программы  Погосовой Н.М. Погружение в сказку. – СПб.: Речь, 2006.

                                    Ход  игровых ситуаций.

  1. Вхождение в сказку. Легкий массаж «волшебной палочкой».

Лучик солнышка проснулся,

К твоей щечке прикоснулся,(погладить детей  по щеке)

Вот по ушку пробежал (прикоснуться к уху каждого ребенка)

И до носика достал. (прикоснуться к носу ребенка)

Просыпайся, лежебока, (дети теребят свой носик)

В сказку ждет тебя дорога.(указать путь)

  1. Введение в содержание сказки.

Сегодня мы отправляемся в сказку, которую написал известный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Сказка называется «Дикие лебеди». Для путешествия нам нужна волшебная сила. Берите колокольчики, слушайте музыку и звоните в ритме музыки… Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите…(Отмечается движение руки влево-вправо).

  1. Усаживайтесь на стульчики, сказка начинается.

Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь – Элиза. Хорошо жилось детям, да только недолго. Женился король на злой королеве. Мачеха сразу не взлюбила всех детей. Но поскольку она еще была и колдуньей, то замыслила страшное: превратить прекрасных принцев в безобразных черных птиц. Но колдовство свершилось лишь частично. Принцы были такими добрыми мальчиками, что превратились не в черных безобразных птиц, а в прекрасных белых лебедей.

И полетели лебеди в дальние страны искать себе новое жилье.

4.Упражнение с кистями  рук.

Кладем руки на уровне запястий и машем ими, как крыльями.

Машем долго-долго. Лебедям очень тяжело и трудно лететь в далекие страны. Вы почувствовали усталость, тяжесть, болезненность такого длительного перелета. (Отмечается напряжение-расслабление рук)

 (Опускаем руки вниз.) Теперь руки отдыхают и освобождаются от всякой усталости. Им становится легко и приятно……….

5.Читаем сказку дальше: Бедняжке  Элизе  так тяжело стало жить во дворце, что она однажды тайком покинула его и отправилась на поиски своих милых братьев. Целый день она бродила по полям и болотам. А к вечеру вошла в дремучий лес. Там было темно и страшно, и Элиза почувствовала себя совсем одиноко. Сердце ее сжималось от тоски и печали. Обняли себя за плечи крепко-крепко, почувствовали, как дышать становится все труднее и труднее. Выдохнули. (Фиксация внимания на дыхании)

6.Упражнение «В пути». А теперь мы пойдем, как Элиза, по кочкам. Нам темно и страшно! Если кочка большая, то наступаем на нее смело. А если кочка маленькая, то наши ноги чуть-чуть на нее умещаются. Мышцы напрягаются. То наши ноги расслабляются (большая кочка), то напрягаются (если кочка маленькая). То напрягаются, то расслабляются! Почувствовали усталость? (Отмечается действия ребенка на напряжение-расслабление ног.)

А теперь мы пойдет по узкой речке. Ноги ставим на «узкую полоску» осторожно. Идем медленно….. Впереди мостик из камешков. Как трудно идти по камням! Мышцы на ступнях сжимаются от боли, напрягаются!

Наконец,  мы  на зеленой шелковой травке. Садимся на нее и отдыхаем.( Стульчики, покрытые зеленой тканью.) Как приятно сидеть и слушать звуки природы на рассвете!

Вот и рассвело. Элиза  увидела при первых лучах солнца сверкающее море.

7. Игра с «водой». Какое красивое море, сколько воды! Что вам хочется сделать? Побрызгать ладошками по воде, побрызгать себе в лицо, друг другу, поболтать  в водичке ногами…(Выполняем эти упражнения.) А потом Элиза долго сидела на берегу и слушала, как шумит и вздыхает море. (Снятие эмоционального и телесного напряжения. Фиксируется действия и мимика ребенка.)

8.Упражнение «Звуки моря» . Садимся на пятки – слушаем море. Вместе с волнами мягко поднимаем и опускаем руки: вверх вниз! Вверх-вниз! А теперь -  вдох – выдох. Вдох-выдох! ПФФФФФФ (руки от себя), ШШШШШ (руки к себе). Вдох – выдох! (Фиксация внимания на дыхании.)

Выполняем мягко и ритмично. ВДОХ – ВЫДОХ!

Вдруг волна выбросила на берег бессчетное количество камешек. (Бросить камешки). Море их так отшлифовало, что они стали круглыми и гладкими.   Увидя их такими, Элиза подумала о том, что вода мягче рук,  что  она обкатывает даже острые камни, делает их гладкими, потому что вода не знает усталости.

          9.Упражнение с камешками: задать вопросы каждому ребенку                             поочередно. Выберите себе один камешек. Возьмите в правую руку, сожмите крепко-крепко. Откройте ладонь, посмотрите на рисунок от камешка. Переложите в левую руку, также  нужно крепко сжать.  Полюбуйтесь им и скажите, какой он? (крупный или мелкий, тяжелый или легкий, круглый или овальный, прозрачный или непрозрачный, блестящий или тусклый, какой по цвету?). Какие замечательные камешки подарило нам море! (Отмечается активизация и обогащение словаря: слова ребенка, его действия.)

10. Читаем дальше: Спасибо вам за науку, светлые, быстрые волны, – сказала Элиза. Буду и я трудиться неустанно.

Солнце уже садилось, и вдруг Элиза увидела одиннадцать белых лебедей в золотых коронах. Они опустились на берег и, как только солнце село, превратились в прекрасных принцев. Бросилась Элиза к ним в объятия! Радости не было предела…

(Варя)   будет Элизой. Ей наденем корону, и она будет всех обнимать. А мы все ей улыбаемся! (Отмечается отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела.)

11. Сказка продолжается: Братья рассказали Элизе, что живут они за морем, а путь туда так далек, что перелететь море можно только за два дня. Посреди моря есть одинокий каменный утес, на котором они проводят ночь, превратившись в людей.

На волшебной сети братья понесли Элизу на своих крыльях. И мы летим вместе с ними.

12. Игра «Полет». Дети берут по платку, набрасывают на плечи, машут как крыльями. (Отмечается расслабление по контрасту с напряжением.)

Выполняем мягкие, плавные движения руками, долго-долго. Движения рук широкие и сильные. Упражнение выполняем до усталости. Трудно вам? Потерпите еще немного, послушайте, как устают ваши руки. Скоро появится утес, и вы отдохнете.

       13. Уже вечерело, когда показался утес.(Включить цветной шнур). Лебеди быстро полетели вниз и опустились на камни. В этот миг погасло солнце, и Элиза увидела вокруг себя братьев. Они опять превратились в принцев. Они стояли, прижавшись друг к другу спинами, едва умещаясь на крошечном утесе.

14.Будем спать стоя, как принцы на маленьком утесе. Закрыли глаза, легонько уронили голову на грудь, опустили плечи, свесили руки. Все тело засыпает… Расслабляется лицо: лоб, глаза, щеки, губы. Дышим очень спокойно, тихо, ритмично: вдоооох, выыыыдох, вдооох – выыыыдох…. Слушаем свое сонное дыхание…(Отмечается моторика ребенка в процессе успокоения нервной системы, погружения в состояние покоя.)

15. К вечеру следующего дня братья вместе с Элизой достигли берега. Они опустились на землю перед большой пещерой…

16.Увы! Мы истратили свою волшебную силу, поэтому наше путешествие закончилось. Но сказка не заканчивается, а продолжается.  В следующий раз мы узнаем о дальнейшей судьбе принцев и Злизы.

17. Заключение. Как тихо звенит наш колокольчик, волшебство заканчивается. До следующей встречи, мои маленькие друзья!

Следующий этап работы: Мозговой штурм «Скажи мне комплимент». Ключевые профессиональные умения: воспринимать ребенка как ценность, педагогическая оценка как социальный компонент, социальная «погода» вокруг ребенка. Используется  метод гештальт-терапии Вайолет Оклендер. Автор руководства по детской психотерапии «Окна в мир ребенка» /перевод с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009.

1.Наша задача – помочь детям достичь полноты самоощущения, помочь им видеть мир вокруг себя таким, какой он есть. Чтобы они знали, что они делают выбор, как им жить в своем мире, как им реагировать на него, как обращаться с ним.

2.Оцените куклу, как игрушку. (Используется мяч.)

3. Обратитесь к кукле как к живому ребенку и скажите ей комплимент. Принимаются все высказывания. Записать в первый столбик.

4.А теперь скажите комплимент этому ребенку (кукле – грязной, неухоженной, недокормленной, недолюбленной,… )

5.Проранжируйте стикерами, какой комплимент важен для каждого из этих детей.

6.Поделитесь, что вы почувствовали, когда говорили комплименты 1 и 2 ребенку. Почувствовали разницу?

7.Сравните, комплимент и педагогическая оценка? В чем сходство и различие? Что важнее для маленького ребенка?

8.Рефлексия. Продолжите высказывания: Я никогда не задумывалась…, Педагог должен знать.., Хотелось бы добавить…( и другие)

9. Продолжите «мозговой штурм» самостоятельно: У педагога 2 пути – «увеличивать» ребенка ИЛИ «уменьшаться» самому?(В.Оклендер.)

Рекомендуемая и использованная литература:

1.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.-СПб.: Речь, 2007.

2.Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для студентов вузов/ Г.И.Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

3.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является подготовка их к социальной адаптации в обществе, чтобы достичь этой социализации дети должны уметь поним...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Игровые упражнения. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди.Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть....

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Статья о необходимости создания условий для успешной социальтной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников....

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ДО кружок "Юный техник"

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

«Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе комбинированной направленности в условиях ДОУ»

laquo;Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания»...


 

Комментарии

Калина Людмила Анатольевна

Создание психолого-педагогических условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в ОУ. Ребенок с особыми возможностями здоровья: новые подходы в коррекции и абилитации.