Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Белозерцева Любовь Ивановна

Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности».

                                                           

                                                               Выполнил: Белозерцева А.И.,  

                                                        воспитатель МАДОУ №4  

Парфино

2017

                                            Содержание работы

1.Введение                                                                                                  2    стр.

2.Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших                    дошкольников средствами игровой деятельности                                 3-5 стр.

3. Глава 2. Социальная адаптация детей старшего дошкольного                            возраста средствами игровой деятельности                                            6-13 стр.

4. .Глава 3. Классификация игр, направленных на социальную                    

 адаптацию старших дошкольников                                                      14-31 стр.

5. Заключение                                                                                             32 стр

6. Список использованной литературы                                                 33-35 стр.

7. Приложение 1                                                                                       36-39 стр.

8. Приложение 2                                                                                        40 стр.

9. Приложение 3                                                                                         41 стр.

Введение.

Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в дошкольном образовании, поставили ученых и практических работников перед  решением задач, связанных с поиском новых эффективных действенных механизмов адаптации дошкольника быстроменяющейся жизни в социуме, с разработкой современных моделей социальных служб и воспитательных систем, методик воспитательно-образовательной работы. И поэтому на первое место выдвигается проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников.

Эта проблема исследовалась учеными Е.А. Аркиным, Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной.

Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших    дошкольников средствами игровой деятельности.

  1. Социальная адаптация как научная проблема.

Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, А.М. Прихожан.

И.С. Зайцев считает, что суть адаптации заключается в способности организма после получении информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой (7; 5).

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма, его функций, органов и клеток к условиям среды (18; 17).

Социальная адаптация – взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников. (26; 30).

Социальная адаптация дошкольника – это процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды, формирования самосознания и ролевого поведения самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

И так, когда ребенок в первые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды – материальная обстановка (интерьер группы) встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

В отечественной дошкольной педагогике достаточно широко изучено использование игры во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Игра рассматривалась здесь как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формированием отношений между детьми и становлением самостоятельной деятельности ребенка.

Цель исследования:

Теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Составить и апробировать систему игр, направленных на формирование социальной адаптации старших дошкольников.

  1. Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Одной из эффективных форм при социально-эмоциональной адаптации детей является игровая деятельность. В игре ребенок начинает доверять взрослым и детям, включается в решение все более и более трудных проблем и задач.

Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, покажет им адекватно воспринимать себя и других людей.

Игра – это многогранное понятие, она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требования взрослых к детям, требования детей к самим себе (21; с. 23).

Как указывают А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.П. Эльконин считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре развивается такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.

Игра – игровая деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу» подавить свои сиюминутные желания.

В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция, как умение замещать один предмет другим, например: скакать на палочки как на коне (14; с. 34).

Вывод по первой главе.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

  1. опыт общения ребенка с взрослым;
  2. опыт общения со сверстниками;
  3. индивидуальный опыт ребенка;
  4. его умственное развитие.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельности заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое.

Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Диагностика степени проявления социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе старшей группы АМДОУ №4 п. Парфино Новгородской области с августа 2014г.

В эксперименте приняли участие дети двух старших групп в количестве 20 человек.

Цель исследования: доказать влияние игровой деятельности на формирование социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить показатели социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Составить и апробировать комплекс мероприятий с использованием игровой деятельности, направленной на формирование социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Проверить и проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:

  1. Общепедагогические методы (анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
  2. Диагностические методики.
  3. Моделирование формирующего этапа.
  4. Количественный и качественный анализ полученных данных исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе проведена первичная диагностика степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Использовали следующие методики:

  1. Методика. «Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольника возраста в сюжетно-ролевой игре.

  1. Методика. «Диалектическая игра «Лото».

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

  1. Методика. «Подвижная игра «Волк и зайцы».

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре.

Для выявления степени проявления социальной адаптации старших дошкольников, на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили следующие критерии и показатели: ТАБЛИЦА 2.1.1.

  1. Начальные результаты степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре экспериментальной и контрольной группах.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

- (0%)

Средний

2 (20%)

4 (40%)

Низкий

7 (70%)

6 (60%)

  1. Начальные показатели степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре контрольной и экспериментальной группах.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

3 (30%)

2 (20%)

Низкий

6 (60%)

7 (70%)

  1. Начальные показатели степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре экспериментальной и контрольной группах.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

0 (%)

Средний

2 (20%)

2 (20%)

Низкий

7 (70%)

8 (80%)

На формирующем этапе мы провели комплекс мероприятий с использованием игровой деятельности, направленных на развитие социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента мы эти занятия не проводили.

На контрольном этапе мы провели повторную диагностику с целью выявления степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, в процессе которого провели качественный и количественный анализ полученных результатов.         


Методика 1. «Сюжетно-ролевая игра «Больница». (Приложение 1).

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Материал:

Содержание задания:

Критерии оценки были следующими:

Высокий уровень. 

Ребенок играет в большой группе детей (от 3-х до 8-ми чел.). ребенок перед началом игры придумывает замысел игры, принимает активное участие, заинтересованное участие в совместном сюжето-сложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

Средний уровень.

Ребенок играет в небольшой устойчивой группе детей (до 4-х человек). Ребенок умеет договариваться о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета.

Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию роли сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Низкий уровень.

Ребенок играет один или в устойчивой паре. Ребенок в игре начинает играть с ходу, нет подготовительного этапа. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному.

Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу 2.1.5.

Результаты показателей степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре экспериментальной и контрольной группах.

        ТАБЛИЦА 2.1.5.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

3 (30%)

5 (50%)

Низкий

6 (60%)

4 (40%)

В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок. Для него характерно то, что он играет в большой группе детей (от 3-х до 8-ми человек). Ребенок перед началом игры придумывает замысел игры, принимает активное участие, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с участием мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

На среднем уровне находится 3 (30%) ребенка. Эти дети играют в небольшой, устойчивой группе сверстников (до 4-х человек), они умеют договариваться о теме игры, четко обозначают свою роль, обсуждают с другими детьми основные направления развития сюжета.

Они вместе с другими детьми выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре эти дети воспроизводят разные по содержанию роли сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов.

Выбранная ими роль определяет и направляет их поведение в игре.

В одной и той же игре они могут выполнять разные роли.

На низком уровне находится 6 (60%) детей. Эти дети отличаются от своих сверстников тем, что каждый из них играет один или в устойчивой паре. Они в игре начинают играть с ходу, у них нет подготовительного этапа. Использование предметов – заместителей вызывает у этих детей затруднение, они предпочитают действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры для них является однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному (медсестра делает укол пациенту и т.п.).

Методика 2. «Дидактическая игра «Лото». (Приложение 2). 

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

Полученные данные приведены  в таблице 2.1.6.

Результаты показателей степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 2.1.6.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

3 (30%)

4 (40%)

Низкий

6 (60%)

5 (50%)

В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для игры, следит за выполнением и сам выполняет правила игры, соблюдает очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно).

Средний уровень 3 (30%) ребенка: которые охотно принимают участие в игре, включаются в игру сверстников, выполняют правила игры. В случае выигрыша или проигрыша бурно выражают свои эмоции.

Низкий уровень 6 (60%) детей: включаются в игру сверстников с осторожностью, они избирательны  в партнерах для игры. Правила игры выполняют с трудом, нередко нарушают их. Могут бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша отказываются от дальнейшей игры.

Методика. «Подвижная  игра «Волк и зайцы». (Приложение 3).

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре.

Полученные данные приведены в таблицу 2.1.7.

Таблица 2.1.7.

Результаты показателей степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре контрольной и экспериментальной группах.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

4 (40%)

3 (30%)

Низкий

5 (50%)

6 (60%)

В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

На среднем уровне находится 4 (40%) детей, которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.

На низком уровне 5 (50%) детей, которые включаются в игру, если она им интересна. Нарушает правила игры, может выйти из игры, на любой ее стадии.

В контрольной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

На среднем уровне находится 3 (30%) детей, которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.

На низком уровне находится 6 (60%) детей, которые включаются в игру, если она им интересна. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.

Сводные результаты показателей степени социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности на первом этапе в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблице 2.1.8.

Таблица 2.1.8.

Сводные результаты показателей степени социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности на 1 этапе в контрольной и экспериментальной группах.

Уровни

ЭГ

КГ

Высокий

10%

8%

Средний

34%

40%

Низкий

56%

52%

Согласно результатам таблицы 2.1.8. в экспериментальной группе 10% находятся на высоком уровне, они привлекают для игры группу детей, объясняют (напоминают), правила игры, выбирают (организовывают выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

На среднем уровне находится 34%, которые охотно принимают участие  игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.

На низком уровне 56% от общего числа группы: дети включаются в игру, если она им интересна. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.

В контрольной группе 8% находится на высоком уровне: они  находятся на высоком уровне, они привлекают для игры группу детей, объясняют (напоминают), правила игры, выбирают (организовывают выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

На среднем уровне находится 40% от общего числа группы: они охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.

На низком уровне 52% от общего числа группы: дети включаются в игру, если она им интереса. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.

ГЛАВА 3. КЛАССИФКАЦИЯ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

5 ГРУПП ЭТИХ ИГР:

I Группа.

Задача – формирование у детей дошкольного возраста навыков общения во время игры.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения:

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель: «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – лаково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись»…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель: «Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

«Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те кто по левую – эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их»…

Разыгрывается бессловесное действо.

«Птенцы»

Воспитатель: «вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала  развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой,  яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (показ.) Всё! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

«Муравьи»

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя.

Воспитатель: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начинать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

За Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Театр теней»

Воспитатель: «Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она всё время с вами. А если вы с кем-то идёте или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности всё повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!»

Совместно с взрослыми дети, молча, передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель: «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда опять-таки все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить старших. А после игры пробуем отгадать, кто какую игрушку изображал».

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-то затрудняется, взрослый предлагает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково» 

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Ход: один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

«Волшебный цветок»

Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

«Разноцветный букет»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход: каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

«Свеча»

Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабиться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход: дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

«Солнечный зайчик»

Цель: продолжить воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Ход: детям предлагают с помощью зеркала поймать «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог пригласить его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте посмотрим « пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимоё и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам понятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

«Волшебники»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Развиваем умение сотрудничать:

Учим слышать, понимать и подчиняться правилам.

«Окажи внимание другому»

Цель: развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.

Ход: дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаки внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.д. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…(повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес). А ещё я думаю, что я…»

«Найди друга»

Цель: научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков.

Ход: дети делятся на 2 группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет»

Цель: развитие социальной активности детей.

Ход: всем участникам ведущий кладёт в ладоши «по секрету» из красивого сундука (пуговицу, брошку, бусинку и т.д.), зажимает детский кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить другого участника игры показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает всем найти общий язык.

II Группа

Задача – учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

«Моя любимая игрушка»

Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.

Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней.

Остальные отгадывают.

«Подарок другу»

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Ход: один ребёнок становится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».

«Зайчики и лиса»

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает. «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает»

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», о напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Глаза»

В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза своей пары). Далее ребёнок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…»(команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

«Замри»

С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя.

Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!»

Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!».

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и природой, человеком  и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

«Поводырь»

В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойди его». Затем дети меняются ролями.

«Совушка – сова»

Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.), птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель:

«Совушка – сова, большая голова,

На дереве сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит…

При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек.

Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.

В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

«Менялки»

Игра проводится в кругу. Участниками выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. в  Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

«Игра в тарелочку»

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

Учим контролировать движения и работать по инструкции

«Холодно – горячо, право – лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и д.р.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

«Горная тропинка»

Перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят беседу по её содержанию.

- Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

- Какие качества погубили баранов?

- Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается игра.

Воспитатель. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами, пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идёте по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть. Пропасть шириной 2 м,  мостик и тропинка шириной 25-30 см. ограничены верёвкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?» Оценивается активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

III Группа

Задача – развивать умение слушать, память внимание.

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

«Пантомимические этюды»

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.

«Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Воспитатель предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

«Отражение чувств»

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывает его друг в момент, когда произносил фразу.

Развиваем слуховое восприятие.

«Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передаёт его первому игроку (на ухо, шёпотом), тот по цепочке следующему и т.д. когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

«Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим.

«Собери чемодан»

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложит вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой и т.д. Условие: повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свои.

«ЭХО»

1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т.д.».

«Взаимное цитирование»

Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же и т.д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

Учим задавать открытые и закрытые вопросы.

«Почта»

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий: Динь, динь, динь!

Дети: кто там?

Водящий: Почтальон.

Дети: откуда?

Водящий: из Рязани.

Дети: а что там делают?

Водящий: танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т.д. (дети изображают действия, названные водящим).

«Да» и «нет» не говорите.

В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встаёт перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» дожжен отвечать на них, соблюдая правило: «Да и нет, не говорите».

Если игрок произнесёт одно из этих слов, это будет означать, что команда – соперница его перехитрила, и он дожжен вернуться на соё место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесёт запрещённых слов, то команда-соперница признает себя побеждённой. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

«Как тебя зовут?»

 Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырёк, расчёска, ручка и др.), затем водящий задаёт вопросы. Отвечая на них, можно называть только своё прозвище. Отвечать надо быстро. Не задумываясь, ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго предупреждает: «Кто ошибётся, тот попадётся! Кто засмеётся, тому плохо придётся!». Затем следует такой диалог:

- Кто мы?

- Метла.

- Что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- На чём можно ездить?

- На метле. И т.д.

Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеялся. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.

«Сундучок»

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

«Картинная галерея»

Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».

Учим перерабатывать информацию:

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

«Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

«Магазин игрушек»

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся без покупки.

«Вечер загадок»

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: «Большой, круглый, полосатый». (Арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает». (Пылесос). После этого можно предложить «образные» загадки типа «Крашено коромысло через реку повисло». (Радуга). Непонятные слова надо обязательно объяснять.

«Путешествие Буратино»

Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было.

Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются, расстёгиваются пуговицы, снимают одежду, складывают её, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, пролезают; сгибаются, разгибаются, спрыгивают.

Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются. Уходят, купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.

«Угадай и нарисуй»

Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нём лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадки нарисовать.

Примечание. Можно предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему.

Загадки можно выбирать из книги Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки». М., 1985.

IV Группа.

Задача – развивать умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.

«Азбука почемучек»

Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьётся, кто забудет последовательность букв в алфавите.

Арбуз – это фрукт или овощ?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших лесах?

Где зимуют ежи?

Детей кто воспитывает?

Ель на ёжика похожа?

Ёрш – это птица?

Жадность в чём проявляется?

Зачем лисе хвост?

Ирис – это цветок или конфета?

Куда улетают осенью птицы?

Любишь ты животных?

Можно обижать маленьких?

Ночь – часть суток или время года?

Облака бегут или плывут?

Помогаешь родителям?

Радуешься новым игрушкам?

Собака – друг человека?

Ты часто задаёшь вопросы взрослым?

Учиться всегда пригодиться?

Фломастерами что делают?

Хорошо ты отдохнул летом?

Цапля где живёт?

Часто ты читаешь книги с взрослыми?

Шарами что можно украсить?

Щенки чьи дети?

Этажей сколько в твоём доме?

Юла – это игрушка?

Яблоки какого бывают цвета?

«Пум – пум – пум»

Сейчас мы сыграем в игру «Пум – пум – пум». Пум – пум – пум – это какой-нибудь предмет, который есть в группе».

Выбирают ребёнка, который должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что за «пум – пум –пум» такой.

Вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум – пум – пум? Для чего он нужен? Этот пум – пум – пум большой или маленький?» и т.д.

Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы полными предложениями.

Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

«О чём я сказала»

Взрослый обращается к детям: «Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеёк. Бежит вода из крана. О чём я сказала?». Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеёк, вода из крана могут бежать».

Каждому ребёнку дают по три предметные картинки. Перефразировать мысль педагога будет тот ребёнок, про чьи картинки пойдёт речь. Например, «Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывёт утка. Плывёт человек. Плывёт корабль. Летит самолёт. Летит птица. Летит облако. Ножка у стола. Ножка у гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у иголки» и .т.д.

«Объясни Незнайке!»

Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем.

Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит» и т.д.

«Слушай и повторяй»

Играть могут два ребёнка и более.  В первой игре роль ведущего воспитатель берёт на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может стать любой желающий.

Воспитатель с помощью считалки выбирает одного ребёнка для передачи информации детям. Ребёнок внимательно слушает, вникая в содержание сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но другими словами.

Например, «Я прочитаю интересный рассказ про путешественника муравьишку. – «Воспитатель (имя, отчество) прочитает нам рассказ о путешествиях муравья».

Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие по содержанию и объёму.

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

«Зеркало движений»

Один ребёнок – «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются.

Воспитатель, молча, показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открываю глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».

«Идёт следствие»

С помощью считалки выбирают двух детей (детективов), все остальные – свидетели. Они видят, как воспитатель незаметно для детективов вешает на доске какую-нибудь сюжетную картинку, к примеру «Пожар в высотном доме». Свидетели дают показания об этом, но не прямо, а косвенно, например: «Я чувствую запах дыма. Становится всё жарче. Кто-то громко кричит. Слышны автомобильные сирены. Подъезжают машины красного цвета» и т.д.

Свидетели, с одной стороны, должны давать показания так, чтобы детективы не сразу поняли, что именно происходит; с другой – они не могут дать ложных показаний.

Как только детектив решит, что он понял, в чём дело, он говорит: «У меня есть ответ». Однако если он скажет, что это пожар, но не догадается, что это пожар в высотном доме, ответ не будет принят в качестве удовлетворительного. Каждый детектив имеет право трижды выдвигать свои версии.

Детектив имеет право «расшевелить» группу, говоря: «Я хочу знать больше». По прошествии двух минут детективам становятся другие участники.

Перечень повседневных ситуаций для игры: «У автомобиля проколота шина»,  «Она с удовольствием читает книгу» и т.д.

«Поиск смысла»

Детей знакомят с баснями И.А. Крылова и предлагают пересказать их содержание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла, инсценировать басню.

«Плохое настроение»

Воспитатель объясняет, что у каждого из нас бывает плохое настроение. Мы должны научиться понимать истинную причину этого и правильно реагировать и на плохое поведение человека, и на его высказывания. Например. Один мальчик пришёл в детский сад в плохом настроении и со злобой сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть». Тот подумал немного и очень спокойно спросил: «Тебе хочется поиграть с другими детьми?» У мальчика сразу улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся на него, а просто понял его.

Затем воспитатель предлагает такой приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника.

«Я начну, а вы продолжите»

Взрослый произносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребёнок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например. «Был ясный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы…(пулей, вихрем, так что дух захватывало). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица)».

«Играем со сказкой»

Воспитатель знакомит детей со сказками Дж. Родари из цикла «Сказки, у которых три конца»: «Волшебный Баран», «Большая морковка», «Хитрый Буратино». Обращает их внимание на то, что каждая из них не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с ними. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше нравится, или придумать свой конец и нарисовать к нему иллюстрации. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков.

«Задуманное действие»

 Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т.п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.

«Что на что похоже»

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения.

(по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами).

Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверь, пока дети загадывают что-либо. Затем он возвращается и по описаниям – сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

«Я бросаю мяч»

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т.д.)».

«И это хорошо, и это плохо»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать «хорошо», этот колпачок чёрный – он будет означать «плохо». Если ручка повёрнута белым кверху, нужно говорить «хорошо», если чёрным – «плохо».

Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т.д.).

Например. Тема «Лес». Ручка повёрнута белым колпачком вверх («Лес – это хорошо, потому что, он очищает воздух»). Передаём ручку Ане, поворачивая её чёрным колпачком вверх, Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например, «Лес – это плохо, потому что в нём можно заблудиться». и т.д.

«Задом наперёд»

Воспитатель подбирает пары картинок: гнездо с яйцом – птица; мальчик в потели – он же идёт с портфелем; гриб маленький – гриб большой; бабушка вяжет носки – носки связаны; мальчик грязный – мальчик моется в душе; чистый лист бумаги – на листе рисунок; игрушки разбросаны по комнате – в комнате порядок; у девочки воздушный шар – девочка без шара. Воспитатель раскладывает картинки по порядку и рассказывает первую историю: «В гнёздышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и научился летать». Детям предлагают рассказать историю по этим же картинкам, но начиная со второй из пары. Возможный вариант: «Летела птичка, свила гнёздышко, снесла яичко».

«Почему? А потому!»

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?». И т.п. За самый доказательный  правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

«Я не…» - «Зато я не…»

Водящий утверждает что-либо с его точки зрения неправдоподобное: «Дети учат взрослых»; «Отменили «тихий час»  и т.п. Дети должны придумать такие условия, при которых это утверждение становится возможным; становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не…». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я не…». Например, «Я не забываю чистить зубы по утрам». – «Но зато я не мою руки перед едой».

Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.

«Что было бы, если бы…»

К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты. «Если бы я был художником, то нарисовал бы...»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»; «Если бы я был цветком, то радовал бы…»; «Если бы я был воспитателем, то…»

«Бывает – не бывает»

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребёнок берёт картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает). Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев). Первый доказывает, что может, но при определенных условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолёте»).

«Доказательство»

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и т.д.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребёнок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребёнок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

Учим конструировать «Текст для другого»:

Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.

«Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?» и т.д.

«Магазин»

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец дожжен понять, какой именно товар нужен покупателю.

«Библиотека»

Дети выбирают двух – трёх библиотекарей и делятся на две – три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребёнок пересказывает содержание нужной ему книги но не показывает её. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идёт речь, и выдать её ребёнку.

«Знакомство»

Выбирается ребёнок, который берёт одну предметную картинку и, не показывая другим, несколько секунд рассматривает её. Затем картинку убирают, и ребёнок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»

V Группа

Задача- регуляция чувств, снятие психоэмоционального напряжения.

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.

«Снежная королева»

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух – трёх детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что  каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры.

«Построим город»

Один ребёнок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому. Что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

«Телеграф»

Четыре ребёнка – «связисты», остальные – наблюдатели, воспитатель – отправитель телеграммы, один ребёнок – её получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передаёт ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвёртому; четвёртый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он всё понял?

Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.

«Диалоги»

1-й вариант. Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Моё любимое время года» («Лучший день», «День рождения» и др.) и запомнить, о чём рассказал собеседник. В течение 5-7 минут дети общаются. Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись парами, рассказывают друг другу, что услышали от предыдущих собеседников.

2-й вариант. «Переговоры». Дети делятся на две команды. Тему для разговора выбирают сами. Условие: не перебивать друг друга. В течение 5-7 минут команды общаются по выбранной теме и делают вывод, о котором сообщают педагогу или ребёнку-наблюдателю.

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева.

«Ругаемся овощами»

Цель: учить преодолевать негативные эмоции, гнев.

Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых» животных (котёнок, щенок).

«Собака-поводырь»

 Цель: развивать чувство доверия к близким.

Ход: дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате.

«Не поделили игрушку»

Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Ход: детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие братья и сёстры.

«Уходи, злость, уходи»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает прогнать это настроение. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи!», могут стучать руками и ногами по полу, скомкать или разорвать рисунок злого человека, затем расслабленно лежат на ковре, слушая музыку.

«Клеевой дождик»

Цель: регуляция движений в коллективе; развитие социального доверия.

Ход: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

- подняться и сойти со стула;

- проползти под столами;

- обогнуть «широкое озеро;

- пробраться через «дремучий лес»;

- спрятаться от «диких животных».

На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнёра.

Выводы по второй главе:

Высокий уровень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре показали 10% дошкольников, средний уровень 50%, низкий 40%.

Результаты показателей степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре экспериментальной и контрольной группах: высокий – 10%, средний – 40%, низкий – 50%.

Результаты показателей степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре контрольной и экспериментальной группах: высокий – 10%, средний – 30%, низкий – 60%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране. Идёт перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального «иммунитета», чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное.

Первый опыт общения с миром ребёнок приобретает в семье под чутким взором родителей и близких людей. Именно семья обеспечивает взаимодействие ребёнка с окружающей средой, увеличивает его возможности познания мира и является одним из важнейших условий социального развития личности дошкольника. Она способствует формированию опыта взаимодействия с людьми, в освоении ребёнком различных социальных ролей, умений общения со взрослыми людьми, сверстниками в процессе коллективной деятельности.

Итак, исследуемую нами проблему мы видим на стыке двух научных направлений: 1) социальная адаптация старших дошкольников, способная осуществляться самыми различными видами коллективной деятельности, специально организуемых и в которые ребёнок включается как активный субъект; и 2) воспитательные возможности игровой деятельности, из которой мы выделяем для своего исследования, быть средством социальной адаптации детей при переходе их из семьи в новые общности взрослых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является подготовка их к социальной адаптации в обществе, чтобы достичь этой социализации дети должны уметь поним...

Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".

1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.           На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

Презентация "Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности"

Презентация "Музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности". Эта презентация предназначена для курсовых работ по этой теме студентам....

«Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.Ге́ндер -социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.Ребенок рождается с опреде...

Педагогический проект «В гостях у Горенки» по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Педагогический проект рассчитан на 12 месяцев, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Спроектированный педагогический проект основан на систем...