Педагогический проект «В гостях у Горенки» по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шелудько Наталья Николаевна

Педагогический проект рассчитан на 12 месяцев, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Спроектированный педагогический проект основан на системном подходе и включает в себя цели, задачи, принципы, последовательность этапов. 

Цель: создание условий для успешной социальной адаптации детей средствами музыкального фольклора.

Задачи:

Обучающие:

  • привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру музыкального фольклора;
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения и музицирования;
  • закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
  • поощрять желание детей импровизировать.

Развивающие:

  • развивать память и умение сконцентрировать внимание;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, музыкально-слуховое представление, ладовое чувство);
  • воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,  движениях и речи ритмическую выразительность.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
  • воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
  • воспитывать  творческих  дошкольников.

Целевые ориентиры:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в разных видах деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, овладевает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договориться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники, родители.

Продукт педагогического проекта:

  • Оформление мини – музея «Горенка»;
  • Проведение фольклорного праздника «Весенняя ярмарка».

Учебный материал, предусмотренный педагогическим проектом, простроен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sheludko_n.n.docx43.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию воспитанников

Педагогический проект «В гостях у Горенки»

по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

                                     Составитель:

                                    воспитатель

                                                                   Шелудько Наталья Николаевна

В. Салда

Методические рекомендации и педагогический проект

 «В гостях у Горенки» по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Методические рекомендации

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора может быть эффективной при соблюдении ряда педагогических условий:

Во – первых, необходимо обеспечить морально – психологическую обстановку, способствующую активности самореализации воспитанников.

 С первых же минут педагогу нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Это должно быть легкое, непринужденное общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослому. Дети не должны испытывать на занятиях дискомфорта и страха, а наоборот должны быть естественными, раскованными и искренне увлеченными всем происходящим.

Реализуя данный педагогический проект, рекомендуется уделить внимание индивидуальному  подходу к каждому ребенку, учитывая его возможности и интересы.

Опытный педагог понимает, что всегда лучше только заглянуть в новое, слегка к нему прикоснуться, подняться вверх на «полкирпичика», чем вызвать неуверенность детей чрезмерно трудным заданием, потерять их внимание и интерес. Большую роль здесь играют интуиция педагога, его опыт. Он должен почти безошибочно чувствовать тот уровень сложности задания, который может быть освоен детьми без видимого усилия, с одного – двух раз.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

При этом нужно помнить и о качестве. Любое упражнение, задание должно выполняться, имитироваться детьми точно, а не приблизительно. Это важно для быстрого формирования «багажа» слуховых представлений. Нельзя объяснять неудачи детей их немузыкальностью, скорее, - ошибками педагога в выборе сложности задания. Тщательная продуманная работа педагога дает детям уверенность в себе: «Я все могу, у меня все получится». С этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества, рождается атмосфера сотрудничества, когда педагог вместе с детьми, для них, а не над ними.

Занятие по музыкальному фольклору должно быть эмоционально разнообразным и основываться на непроизвольном внимании детей, так как оно более активно, плодотворно и способствует легкому усвоению материала.

Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Им нужно чаще говорить «Мы сейчас будем с вами играть и придумаем что-нибудь интересное». Это не только снимает психологические зажимы, но и настраивает детей на нужную волну. Веселые тексты для речевых упражнений, забавные песенки – вот неизменные помощники педагога.

Во – вторых, создать музыкально – образовательную среду  оптимизирующую процесс социальной адаптации.

 Музыкально-образовательная среда может распространяться в различных режимных моментах на всем пребывании ребенка в дошкольной образовательной организации.

Рекомендуется создать музыкально – фольклорный уголок в группе, мини – музей, где дети могут познакомиться с русским бытом, народным костюмом, музыкальными инструментами.

Музыкальный фольклор, может сопровождать утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим, по изобразительной деятельности. Сопровождение на занятиях фольклорными произведениями помогают детям ярче раскрыть образ, выражая различные эмоциональные переживания, передать настроение своего рисунка, оживляет накопленные впечатления.

Включая музыкальный фольклор во время прогулок детей, он стимулирует активность детей, создавая хорошее настроение.

Слушая колыбельные песни, во время  дневного сна,  у детей снимается тревожность, возбуждение, они становятся спокойнее и  быстрее засыпают.

В – третьих, для эффективной социальной адаптации необходим системный подход основанный  на развитии исполнительских навыков пения, танца, игры на народных инструментах. Участникам детского коллектива следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей по освоению исполнительской техники с учетом их индивидуальных возможностей. В формировании умений исполнительских навыков, важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном исполнительском качестве, на праздничных выступлениях и развлечениях.

Несколько слов необходимо сказать о простых правилах, соблюдение которых поможет избежать излишнего шума и повышенной возбужденности детей. Часто их импульсивная эмоциональность мешает осуществить намеченное. Педагог должен уметь правильно дозировать эмоциональность детей, она не должна «захлестывать» их. Им надо показать и объяснить, что на занятии можно почти все, но нельзя шуметь и разговаривать, когда звучит музыка. Она любит тишину и внимание. Необходимо приучать детей, понимать без слов: на языке жестов и мимики. Это позволит значительно повысить уровень внимания и чуткости звукового восприятия.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не слушателям, а детям.

Педагогический проект «В гостях у Горенки»

по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Педагогический проект рассчитан на 12 месяцев, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Спроектированный педагогический проект основан на системном подходе и включает в себя цели, задачи, принципы, последовательность этапов.  

Цель: создание условий для успешной социальной адаптации детей средствами музыкального фольклора.

Задачи:

Обучающие:

  • привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру музыкального фольклора;
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения и музицирования;
  • закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
  • поощрять желание детей импровизировать.

Развивающие:

  • развивать память и умение сконцентрировать внимание;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, музыкально-слуховое представление, ладовое чувство);
  • воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,  движениях и речи ритмическую выразительность.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
  • воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
  • воспитывать  творческих  дошкольников.

Целевые ориентиры:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в разных видах деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, овладевает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договориться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники, родители.

Продукт педагогического проекта:

  • Оформление мини – музея «Горенка»;
  • Проведение фольклорного праздника «Весенняя ярмарка».

Учебный материал, предусмотренный педагогическим проектом, простроен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

При работе с детьми опираюсь на следующие принципы:

  • Первый принцип построен на индивидуализации образовательной деятельности.
  • Второй принцип - интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов музыкального искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности.
  • Третий принцип - деятельности (деятельностный подход). На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
  • Четвертый принцип - вариантности. Материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
  • Пятый принцип - обратной связи. Предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей.

На занятиях использую следующие методы:

  • Объяснительно – иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора):
  • Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
  • Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
  • Методы побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное);
  • Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с детьми использую технические средства обучения ТСО (компьютер, мультимедиапроектор, музыкальный центр) по направлениям:

  • отработка техники игры на элементарных музыкальных инструментах;
  • знакомство с музыкальным репертуаром;
  • самооценка и взаимооценка (дети просматривают собственное  и чужое исполнение, делают выводы, анализируют);
  • Концертные, фестивальные и пр. выступления.

        Формы НОД занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи, принципы, направления, методы для создания условий успешной социальной адаптации детей средствами музыкального фольклора, мы выделили 3 этапа:

                                                                                                         Таблица 1.

Этапы и сроки реализации педагогического проекта

Этапы

Название этапа

Сроки реализации

1 этап

Подготовительно- проектировочный.

С 01.05. – 31.09.

2 этап

Практический.

С 01.09.– 15.05.

3 этап

Обобщающе – результативный.

С 15.05.– 30.05.

Практическая значимость. Методические рекомендации и педагогический проект могут быть полезны для практической деятельности, как воспитателей дошкольных образовательных организаций, так и для детских психологов, музыкальных руководителей, учителей начальных классов.

Рекомендуемая литература:

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М., Мозаика – Синтез, 2005.
  2. Науменко Г.В. Народные праздники. – М.: Центр – полиграф, 2001.
  3. Панкеева И.В. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998.
  4. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М.: Школьная пресса, 2001.
  5. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М.: «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.

Календарно – тематическое планирование проекта

«В гостях у Горенки»

на 2014 – 2015 учебный год

Таблица 2.

1

2

3

4

№ п/п

Дата

Название темы

Цель, задачи

1.

2.

3.

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь.

Декабрь,

Январь,

Февраль.

Март,

Апрель,

Май.

«Народный календарь, народные обычаи и обряды».

«Быт, уклад жизни.» «Крестьянский быт.»

« Женская работа (ткачество).» «Покровские посиделки. «Жито пожали» р.н.п.»

«Жанры фольклора.

Заклички, потешки, пестушки, небылицы – перевертыши,частушки, дразнилки.»

Слушание. «Как у Ванюши»(свадебная), «Ой, да ты, родимая моя мамонька»(плач невесты), «Вот задумал комарик жениться»(шуточная), «Налетели, налетели»(свадебная).

Пение. «Ой, вставай, вставай, Еремушка» р.н.п. – хоровод, «Осень, осень» р.н.п. «Уж вы девицы» р.н.п. – хоровод.

Народная хореография. «Сею, вею росу» - свадебная (орнаментальный хоровод – «косынка»). «Во саду ли, в огороде»(орнаментальный хоровод). Пляска «Во горенке, во новой».

Игра на народных инструментах: трещалки, бубен, ложки.

Музыкально-фольклорные игры. «Осень – осень»(осенинная), «Ходит царь»(игровой хоровод), «Сиди, сиди, Яша»(хороводная игра), «Пошла коза по лесу»(игровой хоровод).

Народный календарь, народные обычаи и обряды. Зимний святочный обряд: посиделки, гадание, ряжение, колядование, встреча нового года, посевание.

Народный костюм.

Жанры фольклора. Предсказания, легенды, исторические песни, былины. Сказки, пословицы, поговорки.

Слушание. «Сею, вею, посеваю»(колядка), «Колечко мое»(гадание), «Как у Ваньки кудри»(колядка), «Ой, ты, речка, речка быстрая»(историческая песня), «Былина о Евпатии Коловрате».

Рождественские песни.

Пение. «Коляда, коляда», «Колядушка – коляда»(колядка), «Зимушка – сударушка»(плясовая), подблюдные гадания, «Ой, вставала я ранехонько»(егорьевская), «Из – за леса, из – за гор»(потешная), «Солдатушки, бравы ребятушки»(солдатская), «»Сею, сею, посеваю»(святочная).

Народная хореография. Бытовые танцы(полька, краковяк и др.). «Ой, сад во дворе»(кадриль).

Музыкально – фольклорные игры. «Гори, гори ясно», «Как у дяди Трифона семь сыновей», «У Маланьи», «Где был, Иванушка?»

Игра на народных инструментах: бубен, свистульки, «коробочка».

Народный календарь, народные обычаи и обряды. Весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (сорока), «Красная горка». Летние обряды: запирание весны и встреча лета – «Семик», «Троица», «Кумление», «завивание березки», «Иван Купала».

Быт, уклад жизни. Земледелие, охота, рыболовство.

Жанры фольклора. Заклички, голосянки, считалки. Сказки о труде, о пробуждении природы. Предания о природе, ее растительной силе и ее обитателях. Духовные стихи.

Слушание. «Кулик – весна», «Выходи, вьюница, на крыльцо»(волочебная), «Как по морюшку»(духовный стих), «Солнышко, выгляни», «Во лузях»(плясовая), «Тимка, Тимошка»(попевка).

Пение. «Иди,Дуня, на базар», «Вот уж зимушка проходит», «Ау, ау, аукаем»(веснянка), «Там за речкой»(плясовая), «Сейся, родися», «Посеяли девки лен», «Уродился, бел ленок»(приговор на распев). «Ты коси,моя коса»(лирическая), «Ходила младшенька по борочку».

Народная хореография. «Вью, вью я капусточку»(орнаментальный хоровод), «Во поле береза стояла»(хоровод «ручеек»).

Музыкально – фольклорные игры. «Воробей», «Кострома», «Дед, дед домовой», «А мы просто сеяли», «Золотые ворота».

Игра на народных инструментах: ложках, бубнах, маракасах.

Итоговый фольклорный праздник «Весенняя ярмарка».

Прощание с избой

Цель: знакомство с праздниками «Дожинки», «Покров», «Кузьминки».

Задачи:

- познакомить детей с народными праздниками, обычаями и обрядами;

- способствовать возрождению забытых традиций, обрядов, песен, праздников в наши дни;

- помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор.

Цель: знакомство с бытом, укладом жизни крестьян.

Задачи:

- ознакомить детей с дожиночной песней(объяснить понятие – «дожиночная»),»Жито дожали» р.н.п.;

- разучивание песни «Жито дожали»;

- воспитывать чувство уважения к традициям предков.

Цель: знакомство с малыми формами фольклора.

Задачи:

- научить определять малые формы фольклора (заклички, потешки, пестушки, небылицы – перевертыши,частушки, дразнилки.);

- разучивание малых форм фольклора(закличек, потешек, небылиц – перевертышей, частушек, дразнилок);

- воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Цель: знакомство с циклом свадебных песен.

Задачи:

- ознакомить детей со свадебными песнями;

- учить слушать и анализировать содержание;

- воспитывать интерес  к традициям народа.

Цель: знакомство с понятием «хоровод».

Задачи:

- ознакомить детей с понятием «хороводные песни»;

- разучивание песен – хороводов;

- воспитывать интерес к хороводным песням.

Цель: знакомство с понятием «орнаментальный хоровод».

Задачи:

- ознакомить детей с понятием «орнаментальный хоровод»;

- разучивание движений орнаментального хоровода;

- воспитывать интерес к возрождению традиций.

Цель: знакомство с народными инструментами.

Задачи:

- ознакомить детей с народными инструментами;

- учить играть нанародных инструментах простейшие мелодии;

- воспитывать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах.

Цель: знакомство с музыкально – фольклорными играми.

Задачи:

- ознакомить воспитанников с музыкально – фольклорными играми;

- разучивание музыкально – фольклорных игр;

- способствовать возрождению старинных музыкально – фольклорных игр.

Цель: знакомство с понятиями: народный календарь, народные обычаи, обряды.

Задачи:

- объяснить ребятам понятия святочные обряды: посиделки, гадание, ряжение, колядование, встреча нового года, посевание;

- разучивание колядок, хвалебных песен в честь хозяев;

- возрождать традиции старинных обрядов.

Цель: знакомство с народным костюмом.

Задачи:

- ознакомить детей с народным костюмом;

- способствовать возрождению забытых традиций;

- проявлять интерес к прошлому своего народа.

Цель: знакомство с жанрами фольклора: предсказаниями, легендами, историческими песнями, былинами, сказками, пословицами, поговорками.

Задачи:

- познакомить ребят с новыми для них жанрами фольклора: предсказаниями, легендами, историческими песнями, былинами, сказками, пословицами, поговорками;

- воспитывать у детей любовь к Родине, верность долгу;

- вызывать у ребят интерес к культурному наследию страны.

Цель: учить анализировать прослушанный материал.

Задачи:

- прослушать выше перечисленные песни;

- учить анализировать содержание песни;

- воспитывать интерес к красоте, мелодичности народных песен.

Цель: познакомить детей с разнообразными народными песнями.

Задачи:

- детей с народными песнями;

- разучить народные песни;

- вызвать интерес к исполнению народных песен.

Цель: познакомить детей с понятием «бытовые танцы».

Задачи:

- ознакомить детей с понятием «бытовые танцы»;

- разучивание движений кадрили «Ой, сад во дворе»;

- вызвать интерес к возрождению культурных традиций.

Цель: знакомство с новыми музыкально – фольклорными играми.

Задачи:

- ознакомить ребят с новыми музыкально – фольклорными играми;

- разучивание музыкально – фольклорных игр;

- способствовать возрождению старинных музыкально – фольклорных игр.

Цель: знакомство с народными инструментами.

Задачи:

- ознакомить детей с народными инструментами;

- учить играть на народных инструментах простейшии мелодии;

- вызвать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Цель: знакомство детей с праздниками и бррядами: «Сороки», «Красная горка», «Троица», «Семик», «Завивание березки», «Кумление», «Ивана Купала».

Задачи:

- познакомить детей с весенними обычаями и обрядами;

- способствовать возрождению забытых традиций, обрядов, песен, праздников;

- помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор.

Цель: познакомить детей с бытом, кладом жизни крестьян: земледелием, рыболовством, охотой.

Задачи:

- ознакомить с понятием «земледелие», «рыболовство», «охота»;

- воспитывать любовь к труду;

- вызывать чувство уважения к традициям предков.

Цель: знакомство с новыми жанрами фольклора.

Задачи:

- познакомить детей с новыми жанрами фольклора: «закличками», «голосянками», духовными стихами»;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- возрождать народные традиции.

Цель: знакомство с циклом народных песен о весне.

Задачи:

- ознакомить с циклом народных песен о весне;

- учить анализировать прослушанный материал;

- воспитывать гордость за красоту родного края.

Цель: познакомить детей с новыми песнями.

Задачи:

- разучивание новых песен;

- воспитывать эмоциональное восприятие к пробуждению природы;

- развитие звуковысотного слуха, чувства ритма.

Цель: знакомство с хороводом «ручеек», орнаментальным хороводом «Вью, вью я капусточку».

Задачи:

- знакомить ребят с движением новых танцев;

- разучивание движений новых танцев;

- развивать интерес к исполнению народных танцев.

Цель: знакомство с музыкально – фольклорными играми: «Воробей», «Кострома», «Дед, дед домовой», «А мы просто сеяли», «Золотые ворота».

Задачи:

- ознакомление детей с новыми музыкально – фольклорными играми;

- разучивание музыкально – фольклорных игр;

- способствовать возрождению старинных музыкально – фольклорных игр.

Цель: знакомство с новыми народными инструментами.

Задачи:

- ознакомить детей с народными инструментами: ложками, бубнами, маракасами;

- учить играть на народных инструментах простейшии мелодии;

- вызывать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах.

Цель: создать атмосферу радости, вызвать интерес к знанию и эмоциональное восприятие.

Задачи:

- закрепить с детьми фольклорные игры, возможность использовать их в самостоятельной деятельности;

- поупражнять в самостоятельном рассказывании сказок;

- закрепить с детьми пение частушек;

- воспитывать любовь к фольклору и русским песням.

Подготовительно – проектировочный этап позволяет на основе изучения и анализа психолого – педагогической литературы выявить проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста, а также рассмотреть педагогический потенциал музыкального фольклора по данному вопросу.

На подготовительном  этапе характеризуют педагогические условия  эффективной социальной адаптации средствами музыкального фольклора, подбирают диагностические методики  и разрабатываются анкеты для педагогов и родителей с целью выявления уровня социальной адаптивности дошкольников. В дальнейшем на основании результатов проведенной диагностики и анкетирования строят профилактическую и консультативную работу с родителями, а также формулируют цели и задачи по вопросам успешной социальной адаптации старших дошкольников, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, затем разрабатывают проект программы.

На первом этапе важно уделить внимание созданию в группе,  музыкальном зале, на прогулочном участке музыкально – образовательной среды. В группе оформляется музыкально – фольклорный уголок, где дети могут познакомиться с различными музыкальными инструментами(ложками, трещетками, дудочкой, свистульками). В музыкальном зале оформляется мини – музей «В гостях у Горенки», где дети могут познакомиться со старинной русской кухонной утварью, увидеть и даже примерить русский костюм, познакомиться с прялкой, увидеть макет русской печи.

Второй этап предполагает психопрофилактическую работу с  педагогами,  детьми и родителями, направленную на  успешную адаптацию детей к условиям социальной среды.

Необходимо познакомить детей с музыкальным фольклором, развивать у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус, а также многому другому: развивать речь, обогащать знания о природе, формировать нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. Подобранный репертуар народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность: колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к большой жизни.   Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты также находят отражение в народных песнях. Многие забавы, игры, используемые на втором этапе - это одновременно и знакомство с трудовым процессом взрослых, и шуточное подражание ему.

Составляя педагогический проект, необходимо подобрать материал, воспитывающий доброту и любовь к людям.

 Подобранные в педагогическом проекте фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, координация движений.  Широко используемые на занятиях русские народные подвижные игры создающие атмосферу радости, воспитывают чувство коллективизма.

Включение фольклорного материала в праздники, развлечения и самостоятельную деятельность детей близки и доступны детям.

 Также используются хороводные игры и пляски, инсценировки шуточных песен, частушек, индивидуальные сольные выступления вне музыкальных занятий, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывающие состояние психо - эмоционального комфорта, побуждающие к дальнейшему освоению музыкально -  фольклорного репертуара. 

Выступлениям взрослых, а именно родителей на праздниках и различных мероприятиях уделяется большое внимание, они могут быть активными участниками всех мероприятий.  Педагогический проект «В гостях у Горенки» - это общая организация детско-взрослой жизни. Праздник   естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. Такие развлечения, как «Посиделки», «Бабушка Варвара в гостях у малышей», «Ваня – Ванечка» и др.,  носят не только развлекательный, но и образовательный характер.

Также уделяется внимание организации календарных фольклорных праздников: Рождество, Масленица,  «Пришли святки, запевай колядки» - которые станут незабываемыми яркими моментами в жизни  детей.

Третий этап является закрепляющим, на этом этапе дети показывают все свои умения и навыки, приобретенные на предыдущем этапе. Этот этап можно охарактеризовать как концертное исполнение. Педагоги должны  поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене, использовать первичные представления о концертном качестве исполнения, воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку. Для совершенствования навыков коллективной игры на элементарных музыкальных инструментах дети могут выучить 4-6 произведений для публичного исполнения и исполнить их на отчетном празднике «Весенняя ярмарка»; рекомендуется к таким мероприятиям привлечь родителей как участников сценария, для изготовления концертных костюмов и атрибутов.

На закрепляющем – результативном этапе можно провести повторную контрольную диагностику для выявления динамики психологического состояния детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Фольклор является действенным средством воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка, предполагает процессы вч...

Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников....

Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста

Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные ...