Главные вкладки

    Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного развития. Содержание системы занятий с детьми. Тематический план встреч.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx31.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-эмоциональное развитие

    детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    В связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), педагог-психолог должен обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие направления, как социально-коммуникативное и познавательное развитие. Педагог-психолог должен создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками  соответствующим возрасту видам деятельности.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

    Известно, что условиями, движущими силами развития в целом и социального, коммуникативного, эмоционального развития, в частности, является социальная ситуация развития, взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, его собственная деятельность. Механизмом же является интериоризация, т.е. «вращивания» во внутренний, умственный план, в сознание дифференциации эмоциональных состояний,  адекватной оценки своего эмоционального отношения к окружающей действительности и практическое взаимодействие ребенка с этой действительностью. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь социального и эмоционального развития дошкольников.

    Рассмотрение психологического понятия социально-эмоциональной сферы личности как основы двустороннего процесса усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми, дает возможность выделить системообразующие ядро личности. Им является отношение к другому человеку, как к самоценности. Следовательно, на первый план выдвигается воспитание таких качеств, как доброта, честность, справедливость, взаимопомощь. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы педагога-психолога детского сада, что является обоснованным и запросами педагогов старших и подготовительных групп.

    При разработке системы развивающих занятий, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников мы ориентировались на положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.  Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать  свое поведение.

    Для осуществления этой работы нам необходимо организовать специальную деятельность:

    • по изучению социально-эмоционального развития детей,
    • по усвоению представлений детьми о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, самому себе,
    • оказание психологической и информационной помощи педагогам,
    • оказание психологической и информационной помощи родителям.

    С целью изучения социально-эмоционального развития детей использовались:

    - методика исследования межличностных отношений (Рене Жиля, адаптированный вариант);

    - методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам, изучение социальных эмоций (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.);

    - методики, направленные на определение уровня развития коммуникативных и регуляторных способностей (пособие «Диагностика готовности ребенка к школе» под ред. Н.Е.Веракса);

    Так же нами была использован опросник для родителей «Эмоциональные отношения в семье» Е.И. Захаровой и тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.

    После проведения диагностического исследования и опроса родителей  осуществлялся качественный анализ, определялись знания и умения ребенка, уровни социально-эмоционального развития.

    Оценивание результатов диагностической методики по социально-эмоциональному развитию проходило на основании характера ответов детей. Анализ результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития до проведения экспериментальной работы показал что:

    8 детей (40%) - уровень социально – эмоционального развития  низкий: поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение и т. д.

    10 детей (50%) со средним уровнем развития у этих детей поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к прошлому своей семьи и т. д.

    У 2 (10%) детей прослеживается высокий уровень: поведение и общение у этих детей устойчивое и положительно направлено. Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Охотно вступают в общение. Умеют сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимают эмоциональное состояние людей, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность. Проявляют активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

    Исходя из результатов диагностического исследования и данных психолого-педагогической литературы, в проекте системы развивающих занятий направленных на развитие социально-эмоциональной сферы можно выделить два этапа:

    I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями.

    II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом, формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков.

    Содержание системы занятий

    Формирование у ребенка представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний; понимания ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умения регулировать свои отрицательные эмоции. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

    Структура занятия

    Этап

    Назначение

    Ритуал «входа» в занятие

    Создать настрой на совместную работу

    Повторение

    Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

    Расширение

    Расширить представления ребенка о чем-либо

    Закрепление

    Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка

    Интеграция

    Связать новый опыт с реальной жизнью

    Резюмирование

    Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

    Ритуал «выхода» из занятия

    Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

    Тематический план встреч

    I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями.

    II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом, формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков.

    Рекомендуемая тематика занятий

    Основные задачи

    Рекомендуемая тематика занятий

    Основные задачи

    1 занятие

    «Волшебная страна чувств» (диагностическое занятие – психоэмоциональное состояние детей)  

    - знакомство детей и психолога с группой, создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение;

    -участников исследование психоэмоционального состояния детей.

    12 занятие

    «Волшебные средства понимания»

    - развитие у детей понимания и чувствования друг друга;

    - развитие эмпатии.

    2 занятие

    «Правители волшебной страны Чувств»

    - развитие умения понимать эмоциональное состояние другого;

    - развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета;

    - гармонизация эмоционального состояния.

    13 занятие

    «Наше настроение»

    - развитие понимания мимических выражений и выражения лица;

    - развитие эмпатии;

    - повышение самооценки;

    - развитие умения чувствовать партнера.

    3 занятие

    «Волшебная страна Чувств: чудесные краски»

    - развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств;

    - развитие воображения, символических представлений;

    - гармонизация эмоционального состояния.

    14 занятие

    «Наши имена»

    - идентификация ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

    - стимулирование творческого самовыражения.

    4 занятие

    «Знакомьтесь, это радость»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение технике выразительных движений;

    - снятие психо-мышечного напряжения;

    - развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

    15 занятие

    «Я и другие»

    - развитие навыков общения;

    - повышение самооценки;

    - гармонизация внутреннего состояния.

    5 занятие

    «Во власти злости»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;

    - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;

    - гармонизация эмоционального состояния.

    16 занятие

    «Королевский дворец»

    - закрепление знаний об эмоциях;

    - повышение самооценки;

    - гармонизация эмоционального состояния.

    6 занятие

    «Грустная история»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение технике выразительных движений;

    - формирование адекватных форм поведения.

    17 занятие

    «Деревья-характеры»

    - раскрытие своего «Я»;

    - формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.

    7 занятие

    «Ой, боюсь, боюсь, боюсь»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение технике выразительных движений;

    - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

    - гармонизация эмоционального состояния.

    18 занятие

    «Мальчик, который не умел играть»

    - показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;

    - вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.

    8 занятие

    «Этот удивительный мир»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение технике выразительных движений;

    - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

    - формирование позитивного отношения ребенка к собственному «Я».

    19 занятие

    «Ребята, давайте жить дружно»

    - развитие навыков бесконфликтного общения;

    - развитие умения договариваться друг с другом;

    - развитие умения благодарить.

    9 занятие

    «Простите меня»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение технике выразительных движений;

    - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

    - гармонизация эмоционального состояния;

    - развитие умения выражать свои чувства.

    20 занятие

    «Капризка»

    - разрядка агрессивных импульсов;

    - актуализация упрямства;

    - коррекция упрямства.

    10 занятие

    «Интересненько»

    - расширение диапазона эмоций;

    - обучение технике выразительных движений;

    - развитие творческого мышления и воображения;

    - гармонизация эмоционального состояния.

    21 занятие

    «Ссора»

    - обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;

    - формирование адекватных форм поведения в конфликте.

    11 занятие

    «Наши чувства и эмоции»

    - формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

    - снятие психоэмоционального напряжения;

    - развитие умения выражать свои чувства;

    - обучение способам регуляции эмоционального состояния.

    22 занятие

    «Эмпатия»

    - развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности;

    - осмысление трудностей общения между людьми.

    23 занятие (итоговое)

    тема: «Волшебная страна чувств – путешествие к волшебнику»

    Задачи:

    - подведение итогов занятий;

    - гармонизация эмоционального состояния.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

    СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...

    План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

    Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

    «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

    Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

    Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...