Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного развития. Содержание системы занятий с детьми. Тематический план встреч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональное развитие

детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), педагог-психолог должен обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие направления, как социально-коммуникативное и познавательное развитие. Педагог-психолог должен создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками  соответствующим возрасту видам деятельности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Известно, что условиями, движущими силами развития в целом и социального, коммуникативного, эмоционального развития, в частности, является социальная ситуация развития, взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, его собственная деятельность. Механизмом же является интериоризация, т.е. «вращивания» во внутренний, умственный план, в сознание дифференциации эмоциональных состояний,  адекватной оценки своего эмоционального отношения к окружающей действительности и практическое взаимодействие ребенка с этой действительностью. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь социального и эмоционального развития дошкольников.

Рассмотрение психологического понятия социально-эмоциональной сферы личности как основы двустороннего процесса усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми, дает возможность выделить системообразующие ядро личности. Им является отношение к другому человеку, как к самоценности. Следовательно, на первый план выдвигается воспитание таких качеств, как доброта, честность, справедливость, взаимопомощь. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы педагога-психолога детского сада, что является обоснованным и запросами педагогов старших и подготовительных групп.

При разработке системы развивающих занятий, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы старших дошкольников мы ориентировались на положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.  Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать  свое поведение.

Для осуществления этой работы нам необходимо организовать специальную деятельность:

  • по изучению социально-эмоционального развития детей,
  • по усвоению представлений детьми о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, самому себе,
  • оказание психологической и информационной помощи педагогам,
  • оказание психологической и информационной помощи родителям.

С целью изучения социально-эмоционального развития детей использовались:

- методика исследования межличностных отношений (Рене Жиля, адаптированный вариант);

- методика изучения эмоционального отношения к моральным нормам, изучение социальных эмоций (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.);

- методики, направленные на определение уровня развития коммуникативных и регуляторных способностей (пособие «Диагностика готовности ребенка к школе» под ред. Н.Е.Веракса);

Так же нами была использован опросник для родителей «Эмоциональные отношения в семье» Е.И. Захаровой и тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.

После проведения диагностического исследования и опроса родителей  осуществлялся качественный анализ, определялись знания и умения ребенка, уровни социально-эмоционального развития.

Оценивание результатов диагностической методики по социально-эмоциональному развитию проходило на основании характера ответов детей. Анализ результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития до проведения экспериментальной работы показал что:

8 детей (40%) - уровень социально – эмоционального развития  низкий: поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение и т. д.

10 детей (50%) со средним уровнем развития у этих детей поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к прошлому своей семьи и т. д.

У 2 (10%) детей прослеживается высокий уровень: поведение и общение у этих детей устойчивое и положительно направлено. Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Охотно вступают в общение. Умеют сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимают эмоциональное состояние людей, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность. Проявляют активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

Исходя из результатов диагностического исследования и данных психолого-педагогической литературы, в проекте системы развивающих занятий направленных на развитие социально-эмоциональной сферы можно выделить два этапа:

I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями.

II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом, формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков.

Содержание системы занятий

Формирование у ребенка представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний; понимания ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умения регулировать свои отрицательные эмоции. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Структура занятия

Этап

Назначение

Ритуал «входа» в занятие

Создать настрой на совместную работу

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

Закрепление

Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ритуал «выхода» из занятия

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Тематический план встреч

I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями.

II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом, формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков.

Рекомендуемая тематика занятий

Основные задачи

Рекомендуемая тематика занятий

Основные задачи

1 занятие

«Волшебная страна чувств» (диагностическое занятие – психоэмоциональное состояние детей)  

- знакомство детей и психолога с группой, создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение;

-участников исследование психоэмоционального состояния детей.

12 занятие

«Волшебные средства понимания»

- развитие у детей понимания и чувствования друг друга;

- развитие эмпатии.

2 занятие

«Правители волшебной страны Чувств»

- развитие умения понимать эмоциональное состояние другого;

- развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета;

- гармонизация эмоционального состояния.

13 занятие

«Наше настроение»

- развитие понимания мимических выражений и выражения лица;

- развитие эмпатии;

- повышение самооценки;

- развитие умения чувствовать партнера.

3 занятие

«Волшебная страна Чувств: чудесные краски»

- развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств;

- развитие воображения, символических представлений;

- гармонизация эмоционального состояния.

14 занятие

«Наши имена»

- идентификация ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

- стимулирование творческого самовыражения.

4 занятие

«Знакомьтесь, это радость»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение технике выразительных движений;

- снятие психо-мышечного напряжения;

- развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

15 занятие

«Я и другие»

- развитие навыков общения;

- повышение самооценки;

- гармонизация внутреннего состояния.

5 занятие

«Во власти злости»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;

- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;

- гармонизация эмоционального состояния.

16 занятие

«Королевский дворец»

- закрепление знаний об эмоциях;

- повышение самооценки;

- гармонизация эмоционального состояния.

6 занятие

«Грустная история»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение технике выразительных движений;

- формирование адекватных форм поведения.

17 занятие

«Деревья-характеры»

- раскрытие своего «Я»;

- формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.

7 занятие

«Ой, боюсь, боюсь, боюсь»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение технике выразительных движений;

- формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

- гармонизация эмоционального состояния.

18 занятие

«Мальчик, который не умел играть»

- показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;

- вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.

8 занятие

«Этот удивительный мир»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение технике выразительных движений;

- формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

- формирование позитивного отношения ребенка к собственному «Я».

19 занятие

«Ребята, давайте жить дружно»

- развитие навыков бесконфликтного общения;

- развитие умения договариваться друг с другом;

- развитие умения благодарить.

9 занятие

«Простите меня»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение технике выразительных движений;

- формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

- гармонизация эмоционального состояния;

- развитие умения выражать свои чувства.

20 занятие

«Капризка»

- разрядка агрессивных импульсов;

- актуализация упрямства;

- коррекция упрямства.

10 занятие

«Интересненько»

- расширение диапазона эмоций;

- обучение технике выразительных движений;

- развитие творческого мышления и воображения;

- гармонизация эмоционального состояния.

21 занятие

«Ссора»

- обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;

- формирование адекватных форм поведения в конфликте.

11 занятие

«Наши чувства и эмоции»

- формирование адекватных форм поведения, обучение анализу внутреннего состояния;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие умения выражать свои чувства;

- обучение способам регуляции эмоционального состояния.

22 занятие

«Эмпатия»

- развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности;

- осмысление трудностей общения между людьми.

23 занятие (итоговое)

тема: «Волшебная страна чувств – путешествие к волшебнику»

Задачи:

- подведение итогов занятий;

- гармонизация эмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...

План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...