Главные вкладки

    Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
    рабочая программа по логопедии на тему

    Журавель Надежда Ивановна

    Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования  дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответствии с  ФГОС ДО.

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

    -  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

    - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

    - может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

    - проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

     - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

    По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

    Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_logopunkta.docx217.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Надежда Алексеевна\Desktop\Рабочая программа.jpg

    № п.п

    Содержание

    Страница

    I

    Целевой раздел

    1

    Пояснительная записка  коррекционно-развивающей программы логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6»

    2

    1.1

    Цели и задачи реализации программы

    3

    1.2.

     Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6»  (дошкольные группы)

    3 -4

    2

    Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  

    4

    2.1

    Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

    4

    2.2

    Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.

     4-5

    II

    Содержательный раздел.

    5

    1

    Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

    5

    1.1.

    Содержание и организация коррекционной работы

    5-6

    1.2.

    Направления  коррекционной работы

    6-10

    1.3.

    Система взаимодействия  с семьями воспитанников.

    10

    1.4.

    Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.

    10-11

    III

    Организационный раздел

    11

    1.

    Материально-техническое обеспечение программы

    11

    1.1

    Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.

    12

    1.2

    Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.

    12

    2.

    Режим дня.

    13

    2.1

    Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период)

     13

    2.2.

    Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период)

    14

                                                         

    I. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования  дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответствии с  ФГОС ДО.

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

    -  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

    - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

    - может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

    - проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

     - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

    По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

    Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

    В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОО с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОО.

    Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации он может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия,  разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОО любого типа, результативна и малозатратна.

    1.1. Цели и задачи реализации программы.

    Цель программы: 

    - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

    Задачи программы:  

    - осуществление мониторинга речевого развития детей;

    - определение и реализация индивидуального маршрута коррекции речевого дефекта ребёнка с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;

    - организация взаимодействия всех субъектов коррекционно– образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

    - пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также оптимизации процесса логопедического воздействия.

    1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6»  (дошкольные группы дети 5-7 лет)

    Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи:

            Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

            В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

            Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

            К  ОНР и НВ ОНР отнесены дети с нарушенными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

         Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.  Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.  

         Коррекционно-развивающая деятельность с детьми  с ФФНР и ОНР III - IV уровней речевого развития строится с учетом особенностей психического развития детей.  Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III - IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

    Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.

         Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.

         Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.

         Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

    Приложение № 1 Списки детей.

    2. Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  

    2.1  Планируемый результат:

    - правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

    - чётко дифференцировать все изученные звуки;

    - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

    - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

    - различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

    - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

    - производить элементарный звуковой анализ и синтез;

    - овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

    2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.

     Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОО  может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

    Мониторинг проводится в целях:

    выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОО Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

    определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

    качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

    развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

    Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОО реализуется по следующим направлениям:

    - I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение.  Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

    - II направление - работа с детьми,  принятых в логопункт.

    С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.

    Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 30 сентября  и с 1 по 31 мая.

    Цель обследования:

    - Выявить детей, имеющих нарушения речи.

    - Зачислить детей в логопедический пункт, с учетом выявленных нарушений.

    - Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

    В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

    - Фонематическое восприятие

    - Артикуляционная моторика

    - Звукопроизношение

    - Сформированность звуко-слоговой структуры

    - Навыки языкового анализа

    - Грамматический строй речи

    - Навыки словообразования

    - Понимание логико-грамматических конструкций

    - Связная речь

    Используемая методика: 

    - Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»,

    - Косинова Е.М. «Логопедические тесты».

    Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга:

    Приёмы диагностического изучения:

    - Сбор анамнестических данных

    - Беседы с родителями

    - Беседа с детьми

    - Беседа с воспитателями

    II. Содержательный раздел.

    Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

    1. Содержание и организация коррекционной работы

    Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

    В  течение учебного года специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог) реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольных групп и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

            В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:    

    - выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;

    - профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных     перегрузок и срывов;

    - выявление резервных возможностей развития;

    - определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в дошкольных группах  возможностей;

    - определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;

    - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие   ребенка, динамику его состояния;

    - при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также   при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ПМПк - направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию г. Югорска.

    Организация работы учителя-логопеда.

    Содержание

    Дата

    Возраст

    Контроль

    1.

    Обследование устной речи детей. Прием в логопункт

    сентябрь

    Старшая и подготовительная группы

    Протоколы, речевые карты

    2.

    Профилактические занятия

    октябрь-апрель

    1 раз в нед.

    2 младшие, средние группы

    Перспективные планы

    3.

    Коррекционно-развивающие занятия с детьми

    октябрь-апрель

    Старшая и подготовительная группы

    Перспективные планы

    Календарные планы

    4.

    Выпуск детей из логопункта

    май

    Старшая и подготовительная группы

    Протоколы

    5.

    Обследование устной речи детей 3-5 лет

    май

    2 младшие, средние группы

    Таблицы обследования состояния фонематических процессов у детей

    2. Направления коррекционной работы.

    Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

    - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

    - коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

    - консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

    - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Диагностическая работа

    Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

    - Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

    - Поваляева М.А. Справочник логопеда.

    - Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

    - Косинова Е.М. Логопедические тесты.

    - Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

    Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  Полученные данные заносятся в речевые карты детей.

    Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных  маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

    Коррекционно-развивающая работа

    Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР.

    Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

    Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

    Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

    Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

    Форма организации обучения – подгрупповая,  подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

     В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 30 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

    Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6-8 человек.

    Продолжительность занятий с детьми:    ФНР – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР (дизартрического генеза)– 1 год;  ОНР и НВ ОНР – 1-2 года.                                                    

    Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

       Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

      ФН –1 - 2  раза в неделю;

      ФФНР  – 2   раза в неделю;

      ОНР, НВ ОНР – 2-3 раза в неделю.

    Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

    Приложение № 2 Расписание коррекционно-развивающих занятий с детьми 6-7 лет.

    Тематические планы логопедических занятий:

    - по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5-6 лет.

    Планирование разделено на 3 периода обучения:

    - октябрь – ноябрь (20 занятий)

    - декабрь – февраль (24 занятия)

    -  март – апрель (14 занятий).

    Всего в год – 58 часов. Из них:

    - формирование лексико-грамматических категорий – 26 часов

    - развитие фонетической стороны речи – 23 часа

    - развитие связной речи – 9 часов.

    - по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи с детьми  6-7 лет.

    Планирование разделено на 2 периода обучения:

    - октябрь – декабрь (38 занятий)

    - январь – апрель (40 занятий)

    Всего в год – 78 часов. Из них:

    - совершенствование лексико-грамматических представлений – 37 часов

    - совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте – 30 часов

    - развитие связной речи – 11 часов

    Форма организации занятий – групповая (по 5-6 детей). Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 25-30 минут.

    Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов:

    - тема занятия

    - задачи

    - количество часов

    - планируемый результат

    - контроль

         К тематическому плану разработаны и составлены календарные планы на каждую неделю учебного года (с октября по апрель включительно). Календарные планы также составлены в форме таблицы с выделением разделов:

    - Неделя, месяц

    - Тема

    - Цели

    - План занятия

    - Оборудование

    - Литература

            Материал в каждом конспекте рассчитан на 2 – 3 подгрупповых занятия ( в старшей группе – 2, в подготовительной – 3). На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с индивидуальными возможностями детей, подобранных в одну подгруппу, с учетом их речевого дефекта.  

    Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

    На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

    Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

    - совершенствование мимической моторики.

    - совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

    - развитие артикуляционного и голосового аппарата;

    - развитие просодической стороны речи;

    - формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

    - уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

    - формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

    - развитие диалогической и монологической речи.

    Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

         В работе с детьми используются  технологии развивающего обучения:

    - необычное начало занятия;

    - удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;

    - не оставление без внимания ни одного ответа;

    - развитие речи в любых формах деятельности;

    - учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

    - поддержка у детей ощущения успешности.

    Приложение  № 3 Перспективно-тематический план логопедических занятий с детьми  6-7 лет по совершенствованию лексико- грамматических представлений,    навыков звукового  анализа и обучению грамоте, развитию связной речи.  

    3. Система взаимодействия  с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).     После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию  о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу,  предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

         Программа предусматривает:

    - активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

    - помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

    - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

    - создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

    Приложение №4 Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).      

    4.  Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.

    Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

    Основными принципами сотрудничества с социальными партнёрами являются:

    - установление интересов каждого из партнеров;

    - совместное формирование целей и задач деятельности;

    - осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей  по решению проблем;

    - выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;

    - значимость социального партнерства для каждой из сторон.

    Условиями эффективного взаимодействия  с социальными партнерами выступают:

    - открытость дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»;

    - установление доверительных и деловых контактов;

    - использование образовательного и творческого потенциала социума;

    - использование активных форм и методов общения.

    Социальный партнёр

    Характер содержания деятельности

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

    Преемственность в образовании и коррекционной деятельности.

    Центральная городская больница

    Взаимодействие в коррекционной деятельности.

    III.  Организационный раздел

    1. Материально-техническое обеспечение программы.

    Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.

     Основными  функциями предметной развивающей среды, являются:

    -сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;

    - гуманизация дошкольного образования;

     -повышение эффективности и качества дошкольного образования;

     - критериально-оценочная функция.

    Принципы организации предметной развивающей среды:

    - соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

    - вариативности (соответствие виду ДОО, региональному компоненту и культурным традициям);

    - комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

    - разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.

    Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:

    - Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей.

    - Для детей с ОНР необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

    - В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития.

    - Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).

    1.1 Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы. 

    Для обеспечения коррекционно-развивающей  деятельности логопедический кабинет МБОУ «СОШ № 6» располагает современной информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.

    Наименование

    Количество

    Ноутбук

    1

    Копировальный аппарат

    1

    Магнитофон

    1

    Принтер лазерный

    1

    Телевизор

    1

    Видеомагнитофон

    1

    Учебно-методическая литература

    136

    Методические пособия и худ. литература

    94

    Учебные пособия

    35

    Логопедическая парта

    8

    1.2. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.

    Учебно-методическая оснащенность логопедического пункта позволяет проводить коррекционно-развивающую  деятельность на высоком уровне. Учителя-логопеды располагают учебно-методической литературой и пособиями для реализации коррекционно-

     логопедам развивающей  программы.

    1. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
    2. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
    3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
    4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
    5. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
    7. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
    8. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
    9. Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
    10. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
    11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
    12. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
    13. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
    14. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
    15. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
    16.  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
    17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
    18. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и  методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
    20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
    21.  Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. Изд.Акцидент. 1998.
    22. Т.А.Ткаченко. В первый класс – без дефектов речи. С-П. Изд «Детство-пресс».1999.

    2.Режим дня

    2.1   Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период)

    Режимные моменты

    Время

    Прием на свежем воздухе

    7.00-7.50

    Игры, подготовка к зарядке

    7.50-8.00

    Утренняя зарядка

    8.00-8.08

    Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков

    8.08-8.15

    Завтрак

    8.15-8.30

    Учебно-игровая деятельность

    8.30-10.30

    Занятие 1

    Занятие 2

    Занятие 3

    8.45-9.10

     9.25-950

    10.05-10.30

    Подготовка к прогулке / прогулка

    10.30-12.20

    Возвращение с прогулки

    12.20-12.30

    Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков

    12.30-12.40

    Обед

    12.40-12.55

    Подготовка ко сну

    12.55-13.00

    Сон

    13.00-15.00

    Подъем, закаливание, водные процедуры

    15.00-15.20

    Полдник

    15.20-15.30

    Учебно-игровая деятельность

    15.30-17.10

    Подготовка к ужину, формирование культурно-гигиенических навыков

    17.10-17.20

    Ужин

    17.20-17.30

    Прогулка, игры, уход домой

    17.30-19.00

    2.2  Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период)

    Режимные моменты

    Время

    Прием на свежем воздухе

    7.00-7.50

    Игры, подготовка к зарядке

    7.50-8.00

    Утренняя зарядка

    8.00-8.10

    Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков

    8.10-8.20

    Завтрак

    8.20-8.35

    Учебно-игровая деятельность

    8.35-10.35

    Занятие 1

    Занятие 2

    Занятие 3

    8.45-9.15

     9.30-10.00

    10.15-10.35

    Подготовка к прогулке / прогулка

    10.35-12.25

    Возвращение с прогулки

    12.25-12.30

    Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков

    12.30- 12.40

    Обед

    12.40- 12.55

    Подготовка ко сну

    12.55- 13.00

    Сон

    13.00-15.00

    Подъем, закаливание, водные процедуры

    15.00-15.20

    Полдник

    15.20-15.30

    Учебно-игровая деятельность

    15.30-17.15

    Подготовка к ужину, формирование культурно-гигиенических навыков

    17.15- 17.25

    Ужин

    17.25-17.35

    Прогулка, игры, уход домой

    17.35-19.00


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

    Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

             Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

    «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

    Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...

    Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

    Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

    Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

    Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...