Главные вкладки

    Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Невмержицкая Анна Анатольевна

    Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.

    В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно – пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастные особенности и  специфика обучающихся детей, т.к. современные ДОУ располагают разными возможностями для организации предметно – пространственной среды.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_predmetno_razvivayushchaya_sreda_v_dou.docx95.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  Центр развития ребенка детский сад №2

    МО Усть-Лабинский район

    Вертепа И.В. (т.  8-918 9892436)

    Невмержицкая Анна Анатольевна, воспитатель  8(918) 4036373

    т. детского сада: 8-86135-2-22-00

    Адрес детского сада: 352330  РФ, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, улица Трудовая,4

    Электронный адрес  3426876@RAMBLER.RU

    Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в группе детей старшего дошкольного возраста

    Современная ситуация в сфере дошкольного образования ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерна регламентация педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

    Оценочная деятельность воспитателя ДОУ является одним из современных направлений его педагогической деятельности и в современной психолого-педагогической литературе изучена недостаточно, необоснованны основные компоненты, нет глубокого теоретического основания.

    Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.

    В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно – пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастные особенности и  специфика обучающихся детей, т.к. современные ДОУ располагают разными возможностями для организации предметно – пространственной среды.  

    Во-первых, это характер самих помещений (типовые здания детских садов или приспособленные помещения), их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Во-вторых, это возрастные группы, которые различаются по составу детей, их количеству, уровню развития, преобладанию мальчиков и девочек, интересы которых должны быть учтены.

    Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Прежде всего, это «среда обитания» дошкольника, то есть группа, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду,  где можно реализовать собственные потребности и интересы.

    Данное исследование по изучению современных подходов к организации предметно-развивающей среды  позволяет нам сделать некоторые выводы, что продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени, соответствующих нормативно-правовой базе для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Позволяет нам определить современные подходы к формированию предметно-развивающей среды:  

    • целенаправленная организация с учетом потребностей ребенка;
    • соответствие принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогенности, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоёмкости);
    • соответствие требованиям и закономерностям развития ребенка, его игровой деятельности,  педагогическим задачам воспитания и обучения дошкольников.
    • отражение содержания образовательных областей;
    • соответствие когнитивной сфере ребенка, (т.е. должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне и преобразовании).

    Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организованное взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства возрастной группы для детей старшего дошкольного возраста;

    Формирование предметно-развивающей среды – процесс, который регламентирован ГОС (Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении) (приказ МО №448 от 22.08.1996 г) и ФГТ  (приказ  МО № 2151 от 20.07.2011г.) имеет строго обозначенные правила, условия и помогает воспитателям выполнять указанные нормы.

    Исследование по выбранной проблеме формирования предметно-развивающей среды позволяет нам конкретизировать деятельность педагогов с учётом современных подходов:

    • воспитатель ДОУ ориентируется в своей деятельности на государственный стандарт и выполняет Федеральные Государственные требования;
    • воспитатель реализует на практике, начиная с 2009 г. требования ФГТ проводит образовательную деятельность с учётом 4 направлений и 10 образовательных областей;
    • воспитатель использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;
    • воспитатель в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой «От рождения до школы» (стр. 14-16):  игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т.д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной  деятельности детей;
    • воспитатель проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;
    • воспитатель включает в работу систему мониторинга достижений воспитанников. Планирует и нацеливает свою работу на оценку и самооценку результатов профессиональной деятельности по разным направлениям, проводит мониторинг собственной педагогической деятельности;
    • воспитатель, в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы старшего дошкольного возраста со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;
    • воспитатель создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

    Итак, исследование проблемы формирования предметно-развивающей среды подтверждает несомненную актуальность и  востребованность выбранной темы в современном обществе

      современные подходов к формированию предметно-развивающей среды.

    С целью определения современных подходов к формированию предметно-развивающей среды были проведены следующие  исследования:

    1.        изучение проблемы создания предметно-развивающей среды и определение  современных  подходов к  её организации в условиях ДОУ;

    2.        разработка практических материалов для работы воспитателя в соответствии с современными требованиями по проблеме исследования;

    3.        представление результатов исследования по проблеме формирования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ.

    Организация предметно-развивающей среды в современных условиях рассматривалась нами как самостоятельная исследовательская проблема, в которой обоснованы педагогические условия, предложена оценочная методика и  критерии оценки, определены современные подходы к созданию комфортной среды, удовлетворяющей требованиям ФГТ.

    Практическая значимость проведенной работы  заключается в том, что материалы, представленные в исследовании, могут быть полезны специалистам ДОУ, воспитателям, студентам педагогических специальностей в организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ.

    К настоящему времени в отечественной науке и практике накоплен богатый опыт по созданию развивающей среды в ДОУ. Этот материал был систематизирован нами, позвольте представить его вашему вниманию.

           - создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);  

         - формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ (О.А. Барханова, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Н.Н. Щетинина и др.);

               -преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова и др.);  

      - обеспечение преемственности психического развития детей в их деятельности (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.).  

    Особенностью этих исследований является актуализация внимания к построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

    Среда развития ребёнка в структуре государственных образовательных стандартов, определяется как комплекс материально-технических, санитарно гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

    Нормативно-правовые документы последних лет, в частности введение ФГТ к структуре и условиям реализации ООПДО,  расширяют  ряд  требований, включающих требования к предметно-развивающей среде, которые дают определённые ориентиры для её построения.

    Федеральными государственными требованиями определены четыре основных направления и десять образовательных областей развития детей, интеграция которых должна в полной мере способствовать предметно – развивающая среда ДОУ.

    Практическая работа по исследованию предметно-развивающей среды в возрастной группе детей 5-6 года жизни была организована и проведена на базе старшей «В» группы  МАДОУ   ЦРР д/с №2  г. Усть–Лабинска и включала в себя ряд заданий:

    1. Анализ основных требований ГОС и ФГТ к созданию предметно-развивающей среды.
    2. Составление  фотоотчёта о состоянии предметно-развивающей среды в старшей «В» группе   МАДОУ   ЦРР №2  на 01.10.2011 г.;
    3. Разработка  методики оценки  предметно-развивающей среды в группе детей старшего дошкольного возраста;
    4. Апробация методики оценки  предметно-развивающей среды  и  проведение  оценочной деятельности  состояния среды в группе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с методикой;
    5. Разработка  модели  предметно-развивающей среды в соответствии с Федеральными государственными требованиями;
    6. Определение центров активности в возрастной группе детей старшего дошкольного возраста.

    Для  анализа  требований к созданию предметно-развивающей среды  были взяты  нормативы ГОС и ФГТ.  До введения в действие ФГТ действовали временные (примерные) требования к деятельности дошкольного образовательного учреждения,  которые  являлись действующим стандартом  первого поколения (утверждены приказом МО РФ № 448 от 22.08.96 г.).  

    Итак, Временные (примерные)  требования  (ГОС), на наш взгляд, в достаточной степени  раскрывают общие подходы к созданию предметно-развивающей среды и охватывают все основные направления, по которым педагоги ДОУ создают и преобразуют  среду образовательного учреждения, предопределяют пространство группы. Примерные требования дают  возможность специалистам ДОУ использовать творческий подход к созданию предметно-развивающей среды, не ограничивают их фантазию, позволяют вариативно устраивать и оборудовать групповое помещение, спроектировав его с учетом интересов и субкультуры современных дошкольников. Основным же отличием временных (примерных) требований ГОС, по нашему мнению, является тот факт, что  они дают рекомендации к формированию  содержания предметной среды  и не предусматривают требований к результатам и оценке деятельности по ее созданию, разработке и  наполнению.  

    Анализ ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ №655 от 23.11.2009 г.) и ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ №2151 от 20.07.2011г.) позволяет нам сделать следующие выводы, что при организации предметно-развивающей среды необходимо учесть:

    • требования СанПиН  2.4.1.2660-10 как условие обеспечения безопасности детей, сохранения их  физического и психического здоровья;
    • ведущую роль игры в различных видах детской деятельности, используемой в дошкольном учреждении (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении);
    • отражение содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
    • принципы построения развивающей среды:
    • Информативности;
    • Вариативности;
    • Полифункциональности;
    • Педагогической целесообразности;
    • Трансформируемости;
    • Интеграции образовательных областей;
    • Учета полоролевой специфики;
    • Учет зоны ближайшего развития.
    • задачи комплексного оснащения воспитательно-образовательного процесса;
    • примерный перечень материалов и оборудования для учебно-материального обеспечения групп детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.

    Итак, ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают подходы к созданию предметно-развивающего пространства, ориентированные на современные дошкольные образовательные учреждения; конкретизируют насыщение материалов и оборудования для активизации всех видов деятельности детей; позволяют воспитателям стать реальными проектировщиками-дизайнерами, направляя свою деятельность на формирование предметно-пространственной среды в единстве её функциональных и эстетических качеств.

    На основе проведённого исследования нами была разработана методика  измерения и оценки предметного окружения  в возрастной группе,  целями которой является:

    1. анализ  имеющегося оборудования предметно-развивающей среды в старшей группе «В»  МАДОУ ЦРР д/с № 2;
    2. измерение и определение количества материалов и оборудования группового помещения;
    3. оценка оснащения предметного окружения детей в возрастной группе;
    4. конструирование оптимальной модели  предметно-развивающей среды в старшей группе «В» с учетом  современных требований;
    5. формирование программно-методического обеспечения  образовательного процесса  в старшей группе «В» МАДОУ ЦРР д/с № 2, с учетом  ФГТ  к созданию предметного окружения детей старшего дошкольного возраста.

    Методика   измерения и оценки предметно-развивающей среды

     в возрастной группе

    Цель: оценка  наличия  игрового оборудования и материалов  предметного пространства среды  развития ребенка в старшей группе «В»  и оценка  ее соответствия Федеральным государственным требованиям.

    Задачи:

    1. Определение исходного уровня комплектации и оборудования  в возрастной группе «В»  детей старшего дошкольного возраста.
    2. Разработка методики сбора показателей и их оценки:
    • разработка форм и таблиц для занесения данных исследования;
    • разработка  критериально-оценочных материалов;
    • выявление положительных и отрицательных тенденций в организации предметного окружения детей 5-7 года жизни.
    1. Оценка наличия в группе объектов предметно-развивающей среды;
    2. Разработка рекомендаций для улучшения  предметно-развивающей среды  и совершенствования предметного окружения детей 5-7 года жизни.

    Для исследования состояния предметно-развивающей среды использована блочно-модульная технология классификации материалов и оборудования группового помещения. В основу классификации материалов и оборудования были положены основные виды деятельности детей:

    Блок 1. Игровая деятельность;

    Блок 2. Продуктивная деятельность;

    Блок 3. Познавательно-исследовательская деятельность;  

    Блок 4. Двигательная деятельность.

    Для оценки состояния предметно-развивающей среды на соответствие ФГТ  нами разработана форма протокола  и критерии оценки состояния предметно-развивающей среды (Приложение 6).

    В таблице 2  представлена разработанная форма для анализа игрового оборудования и материалов по одному из видов активности детей 5-7 года жизни в групповом помещении, в которой определены необходимые виды оборудования и материалов для выделенных типов детской активности. Предложенная система позволяет достаточно точно оценить состояние предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для её комплектации в группе.

    Таблица  2 – Бланк для анализа состояния предметно-развивающей среды группы

    Блок 1. Игровая деятельность

    1.1 Материалы для сюжетно-ролевой игры

    Модуль

    Тип материала

    № ___  наименование

    Размеры, масса

    Кол-во на группу

    Наличие единиц игрового материала

    Оценка состояния

    Уровень

    %

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1.1.1.   Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

    1.1.2.Игрушки-предметы оперирования

    1.1.3.Маркеры игрового пространства

    В таблице 2 определены основные виды оборудования и материалов в соответствии с требованиями ФГТ (графы 1,2,3,4,5). С целью оценки соответствия количественного состава предметов и материалов в данную таблицу добавлены ещё четыре позиции (графы 6, 7, 8, 9).

    Оценка предметно-развивающей среды на соответствие требованиям ФГТ проводилась с 1 по15 октября 2012. Процедура оценивания предусматривала анализ наличия материалов и оборудования, имеющихся в возрастной группе «В» детей старшего дошкольного возраста.                                

    Для оценки соответствия разработаны следующие нормативы объёма  и уровень наполнения материалов и оборудования:

    • 2 балла - высокий, достаточный уровень; -  от 80 до 100 %
    • 1 балл - средний допустимый уровень; -  от 40 до 79,9 %
    • 0 баллов - низкий, не достаточный уровень; -  от 0  до 39,9 %

    В результате  анализа возможны варианты заключений:

    • 2 балла - количество материала соответствует норме;
    • 1 балла - материал имеется, но в недостаточном количестве;
    • 0 баллов -  в группе отсутствует данный вид материала;

    Разработанная методика оценки материалов и оборудования позволит:      - отразить степень удовлетворённости требованиям федерального стандарта;        - нацелит деятельность педагогов на создание интегрированной предметно-развивающей среды, учитывающей реализацию всех образовательных областей с участием детей и родителей.

    Итак, введение в практику ФГТ к основной общеобразовательной программе и учёт ФГТ к предметно-развивающей среде,  даёт возможность педагогам и практическим работникам ДОУ реализовать задачи по формированию и умению квалифицированно строить предметно-развивающее окружение, способствовать существенному повышению эффективности образовательного процесса, созданию игрового предметно-развивающего пространства.

           Результативность работы  по проблеме формирования  предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении заключается в том, что:

    1. Определён исходный уровень комплектации и оборудования  возрастной группы «В»  детей старшего дошкольного возраста;
    2. Представлены данные о состоянии предметно-развивающей среды в старшей «В» группе МАДОУ  ЦРР №2  г.Усть-Лабинска  на 01.10.2012 г. (Таблица 3), в которой дана оценка состояния оборудования, уровень наполнения материалов в группе, процент наполнения оборудованием;
    3. Проведена оценка состояния среды развития ребёнка с использованием блочно-модульной системы, в которой определены и классифицированы возможные виды активности дошкольника, составляющие их основную деятельность.

    Проделанная работа по классификации оборудования и материалов с использованием этой системы позволяет достаточно точно оценить наличие оборудования в группе по каждому блоку или модулю.  

    Таблица 3 - Данные о состоянии предметно-развивающей среды в старшей «В» группе МАДОУ  ЦРР №2от 01.10.2011 г.

    Блок 1. Игровая деятельность

    1.1 Материалы для сюжетно-ролевой игры

    Модуль

    Тип материала

    Оценка состояния

    Уровень наполнения

    Процент наполнения

    от 100% по каждой позиции

    1.1.1 Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

    1 балл

    Средний, допустимый

    43,5

    1.1.2 Игрушки-предметы оперирования

    1 балл

    Средний, допустимый

    40,4

    1.1.3 Маркеры игрового пространства

    1 балл

    Средний, допустимый

    42,5

    1.1.4Полифункциональные материалы

    2 балла

    Высокий, достаточный

    80

    1.2 Материалы для игры с правилами

    1.2.1Для игр на ловкость

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    35,7

    1.2.2Для игр на «удачу»

    1 балл

    Средний, допустимый

    66,7

    1.2.3Для игр на умственную компетенцию

    1 балл

    Средний, допустимый

    62,5

    Средний показатель по Блоку 1

    Оценка состояния - 1 балл

    Уровень наполнения  - средний

    52,7%

    Блок 2. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

    2.1 Материалы для изобразительной деятельности

    2.1.1Для рисования

    1 балл

    Средний, допустимый

    50

    2.1.2Для лепки

    1 балл

    Средний, допустимый

    69

    2.1.3Для аппликации

    1 балл

    Средний, допустимый

    54,3

    2.2 Материалы для конструирования

    2.2.1 Строительный материал

    1 балл

    Средний, допустимый

    50

    2.2.2 Конструкторы

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    30

    2.2.3 Детали конструктора

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    3

    2.2.4 Плоскостные конструкторы

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    25

    2.2.5 Бумага, природный и бросовый материал

    2 балла

    Высокий, достаточный

    100

    Средний показатель по Блоку 2

    Оценка состояния -1 балл

    Уровень наполнения -средний

    46,8%

    Блок 3. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности

    3.0.1 Объекты для исследования в действии

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    35,5

    3.0.2 Образно-символический материал

    1 балл

    Средний, допустимый

    67,6

    3.0.3 Нормативно-знаковый материал

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    11,3

    Средний показатель по Блоку 3

    Оценка состояния -0 баллов

    Уровень наполнения  - низкий

    38,1%

    Блок 4. Материалы и оборудование для двигательной активности

    4.0.1 Для ходьбы, бега, равновесия

    1 балл

    Средний, допустимый

    53,3

    4.0.2 Для прыжков

    1 балл

    Средний, допустимый

    40

    4.0.3 Для катания, бросания, ловли

    1 балл

    Средний, допустимый

    66

    4.0.4 Для ползания и лазанья

    0 баллов

    Низкий, не достаточный

    0

    4.0.5 Для общеразвивающих упражнений

    1 балл

    Средний, допустимый

    60

    Средний показатель по Блоку 4

    Оценка состояния -1 балл

    Уровень наполнения  - средний

    43,9%

    Состояние предметно-развивающей среды в старшей группе «В»

    на 01.10.2011 г.

    Оценка состояния – 0,75 балла

    Уровень наполнения - средний

    45,4%

            Итак, по данным таблицы 3 можно дать оценку соответствия материалов, определить уровень наполнения по модулям и блокам, выявить процент наполнения указанным оборудованием – 45,4%, 0,75 (менее 1 балла), что соответствует среднему уровню.

    Проделанная работа и выявленные результаты наглядно демонстрируют, что не все типы материалов и оборудования имеются в достаточном объёме, но по отдельным блокам вполне удовлетворяют Федеральным государственным требованиям к созданию предметно-развивающей среды. Из полученных данных можно сделать выводы:

    • в целом предметно – развивающую среду группы можно охарактеризовать как соответствующую требованиям примерной общеобразовательной программы;
    • в возрастной группе «В» созданы условия для реализации основных направлений деятельности детей старшего дошкольного возраста;
    • опираясь на личные наблюдения, следует отметить, что некоторые виды деятельности, несмотря на высокое процентное содержание соответствующих оборудования  и  материалов, например, игра, носит явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек, т.е. участие мальчиков в игровой деятельности носит незначительный характер. Доминирует ролевая игра и различные варианты «дочки-матери», в которой мальчики принимают крайне незначительное участие. Для ролевых игр мальчиков материалы присутствуют недостаточно. Мальчики в основном играют с машинами, строят для них гаражи, катают по полу, подражая звуку мотора;
    • для режиссерской игры условия созданы также не достаточно. Имеющиеся материалы разрознены и не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями;
    • в организации продуктивной деятельности доминирует рисование, так как для других видов, т.е. аппликации, лепки, художественного труда, в соответствии с требованиями СанПин в свободном доступе детей находиться не могут;
    • познавательно – исследовательская деятельность присутствует только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования  могут бытьиспользованы только в занятиях, наблюдении или других видах организованной деятельности;
    • книжный уголок в основном представлен художественной литературой, научно-познавательная и энциклопедическая  - имеется в наличии по 1-2 экземпляра.

    Таким образом, предметно-развивающая среда группового пространства детей старшего дошкольного возраста не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

    На основе данных анализа и оценки нами разработаны рекомендации по повышению эффективности предметно-развивающей среды в группе:

    1. Увеличить многообразие предметов и материалов по блокам, имеющим низкие показатели наполняемости. В первую очередь это материалы и оборудование для конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, а так же профессиональной одеждой, игрушками, представляющими различные виды транспорта, техники;
    2. Улучшить состояние материалов для сюжетно-ролевой игры (обновить «приклад» для кукол - одежда, постельное бельё);
    3. Дополнить маркеры игрового пространства (кукольная мебель);
    4. Переместить в зону, доступную для  пользования детей материалы для продуктивной деятельности, оборудование для обеспечения двигательной активности.

    Осуществление воспитательно - образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста, требует рациональной организации пространственного и предметного   содержания развивающей среды, эффективности её многофункциональности от которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.

    К задачам дальнейшей работы воспитателя старшей группы «В» относятся:

    • формирования  модели  предметно-развивающей среды в старшей группе «В»   с учетом  современных требований;
    • формирования  программно-методического  обеспечения  образовательного процесса  в старшей группе «В»   с учетом  ФГТ к созданию предметного окружения детей дошкольного возраста.

    В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующее:

    • линия времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
    • линия освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
    • линия стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

    Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия.

    В модели развития  дошкольника в соответствии с ФГТ представлены четыре основных направления и десять образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, решаются интегрированно. Интеграция обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребёнка в образовательном процессе (Схема 1).

    Схема 1 - Модель дошкольного образования по направлениям и образовательным областям в соответствии с ФГТ

    На её основе нами была разработана условная модель предметно-развивающей среды для возрастной группы детей 5-6 лет, которая:

    • позволяет формировать пространство группы и выстраивать работу воспитателя по основным направлениям с учётом специфики и возможностями образовательных областей;
    • осуществляет гендерный подход, позволяя равномерно развивать и  расширять интересы мальчиков и девочек;
    • способствует формированию познавательной активности; обеспечивает психофизический комфорт детям и педагогам;
    • способствует эстетическому воспитанию детей в быту;
    • повышает эффективность образовательной деятельности.

    Разработанная условная модель отражает основные требования в рамках реализации ФГТ посредством организации развивающих центров активности детей в групповых помещениях (Таблица 4).

    Таблица 4 - Модель предметно-развивающей среды для группы детей старшего дошкольного возраста

    Направления и образовательные области

     в соответствии с ФГТ

    Моделирование  

    Центров активности

    в  группе  детей 5-7 года жизни

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Здоровье

    1. Центр гигиены «Владения мыльного Пузыря»

    2. Центр движения «Спорт-мастер»

    3. Центр настольных игр «Здоровячки»

    Физическая культура

    СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

    Социализация

    1.Центр безопасности жизнедеятельности «Служба спасения»

    2. Мини-музей «Мир птиц»

    3. Центр природы «Зелёная оранжерея»,

    «Мини-огород»

    4. Центр сюжетной игры «Познай себя»

    5. Центр «Наша планета Земля»

    Труд

    Безопасность

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Познание

    1. Центр науки «Лаборатория исследователя», «Школа Всезнайки», «Коллекционерная»

    2. Центр речи и грамотности «Юный оратор», «Звукарик», «Будем говорить правильно»

    3. Центр математических игр «Игротека»

    4. Центр настольных игр «Любознайка»,

    5.Культурно-коммуникативный центр «Чайный столик»

    6. Центр литературы «Мини - библиотека», «Эрудит», «Читальный зал»,  «Здравствуй, книжка»

    Коммуникация

    Чтение художественной литературы

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Художественное творчество

    1. Центр творчества «Полочка красоты»,

    «Вернисаж», «Золоторучка»,  «Построй-ка»,

    «Мастерская Самоделкина»

    2. Центр музыки «Музыкальная гостиная», «Театр песни»,  «Музыкальный салон»

    Музыка

    Первый шаг в проектировании среды - определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Мы предлагаем организовать центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок, игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр познания, куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев, в зависимости от возраста детей и вида учреждения, можно оформить центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, в рамках которого происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов, центры развития моторики и сенсорного развития. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.

    Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:

    • ориентируются на зону актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребёнка;
    • формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;
    • ставят перед каждым ребёнком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;
    • поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

    Полноценное развитие дошкольника возможно только в том случае, если все виды его деятельности осуществляются не на вербальном уровне, а с использованием предметной среды.

    В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные есть практически везде, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов и оборудования для исследования и игры.

    Оптимизацию деятельности дошкольников посредством взаимодействия с воспитателями  в предметно-развивающей среде мы предлагаем рассмотреть на примере проекта «Тайны птичьего мира», разработанного в рамках внедрения музейной педагогики в образовательный процесс (Таблица 5).

    Таблица5 - Использование интегративной предметно-развивающей среды в работе педагога по реализации проекта «Тайны птичьего мира»

    Виды деятельности (согласно ФГТ)

    Центры активности

    Элементы предметной среды

    Игровая

    Центр сенсорного развития

    Центр «Мы познаём мир»

    Мини-музей «Мир птиц»

    Центр сюжетных игр

    Центр настольных игр «Любознайка»

    Наборы для сюжетно-ролевых игр: «У бабушки в деревне», «Птичий двор», «Зоопарк», «Птицеферма» и т.д.;

    Дидактические и настольно-печатные игры: «Что за птица?», «Четвёртый лишний», «Узнай по голосу», «Зоологическое лото», «Кто где живёт?», «Что будет если..?», «Где чей дом?» и др.

    Коммуникативная

    Центр сенсорного развития

    Центр речи и грамотности «Юный оратор»

    Мини-музей «Мир птиц»

    Наборы предметных и сюжетных картинок о птицах, иллюстрации, репродукции художников, альбомы «Птицы России», «Перелётные птицы»

    Минискульптуры птиц (домашних, водоплавающих, экзотических), экологическая карта «Птицы нашей Земли»

    Трудовая

    Центр творчества «Мастерская Самоделкина»

    Наборы для творчества: «Экзотический базар», «Скульптор»

    Познавательно-исследовательская

    Центр науки «Лаборатория исследователя»

    Коллекционерная

    Мини-музей «Мир птиц»

    Центр настольных игр «Любознайка»

    Наборы: «Пазлы», «Фотогалерея о птицах», «Яйцо – растущий птенец», «Игрушки-птицы для игр с водой», «Коллекции перьев, яиц, птичьих следов», «Пиктограммы – строение птицы», «Микроскоп, лупа»

    Продуктивная

    Центр творчества «Мастерская Самоделкина»

    Наборы для детского творчества: глина, песок, краски, бросовый и природный материал, трафареты, разукрашки, пластилин, тесто и др.

    Музыкально-художественная

    Центр музыки «Музыкальный салон»

    «Страна Театралия»

    Центр литературы «Мини - библиотека»

    Игрушечные музыкальные инструменты, свистульки – птички, аудиозаписи «Голоса птиц в лесу, на закате, в джунглях», произведения композиторов-классиков о птицах (К.Сен-Санс, П.И.Чайковский и др.), атрибуты и декорации к тетральным спектаклям по сказкам о птицах

    Чтение художественной литературы

    Центр литературы «Мини - библиотека»

    Сборники стихов поэтов о птицах, сказки, рассказы. Библиотека «Наши пернатые друзья»

    Двигательная

    Центр движения

    Наборы, атрибуты для подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Птицы и птенчики», «Коршун и наседка» и др.

    Таблица 5 наглядно демонстрирует использование интегративного подхода и его применения в практике работы воспитателя по формированию предметно-развивающей образовательной среды. Согласно ФГТ выделены основные виды деятельности дошкольника (графа 1); определены центры активности с учётом деятельностного подхода к организации образовательного процесса (графа 2); конкретизированы элементы предметной среды (графа 3). Достижение поставленных целей происходит через освоение различных образовательных областей и смену видов деятельности, реализованных в разных центрах активности детей.

    Таким образом, формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учётом интеграции обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитанияи непосредственно образовательной деятельности в условиях ДОУ. Интегративный подход позволяет воспитателю выполнять новые функции и осуществлять взаимодействия педагога, ребёнка, родителей. Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создании коллективного и индивидуального творческого продукта.

    Список использованной литературы

    1.Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

    2.Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., 2007.

    3.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

    4.Петровский В. А., Кларина Л. М. и др.  Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993.

    5.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В.       - СПб., 2007.

    6.Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-М.,2012.

    7.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.  - М., 2008.

    8.ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в соответствии с приказом  МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

    Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...

    Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

    Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

    Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

    Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

    Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....