Главные вкладки

    Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
    проект по развитию речи (старшая группа) по теме

    Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_rechevomu_etiketu.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей»

    Проект по формированию коммуникативно-речевой активности детей.

    Тема: «Речевой этикет  старших дошкольников»

    Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный (срок реализации один учебный год)

    Участники:

    • Дети старшего дошкольного возраста
    • Родители воспитанников
    • Воспитатели групп;
    • Узкие специалисты: музыкальный руководитель;
    • инструктор по физкультуре,
    • учитель-логопед.

    Актуальность

    Фразу - « Счастье – это когда тебя понимают!» можно переформулировать - счастье – это когда ты умеешь быть понятным. Вся наша жизнь проходит в общении с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, зависит очень многое. От успешности овладения конструктивными способами взаимодействия с окружающими зависит и собственная эффективность развития личности. Поэтому приоритетными задачами моей проектной деятельности являются следующие: учить детей умению общаться, учить культуре общения.    Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации.

    И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей.

    Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

    Гипотеза – формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:

    - создание соответствующей окружающей среды в группе и дома;

    - включение речевой деятельности во все сферы ;

    - наличие педагогического такта в общении с детьми в различных видах деятельности;

    - обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;

    - интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.

    Проблема: дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

    Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета через использование метода проектов. Пропаганда речевого этикета среди родителей и детей.

    В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

    Задачи проекта:
    •    Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приемов. способствующих формированию навыков культуры общения у детей;
    •    Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию и развитию коммуникативных  навыков детей;
    •    Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

    • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
    •  Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям.   Привлечение родителей к воспитанию у детей культуры общения.  
    • Пропаганда культуры речи педагогов, родителей и детей.

    Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Ещё А.М. Горький говорил  о чистоте речи как о важном орудии борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

    На начальном этапе проекта, в результате анкетирования, опросов, диагностических методов, были выявлены основные причины не совершенствования речевого этикета. Это:

    1. Окружающая среда: семья, улица. В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он получал удовлетворение от общения с взрослыми, братьями и сестрами, получая от них не только новые знания, но и обогащая свой словарный запас. Ребёнок подражает взрослым, а на улице он старается быть таким, как и другие.

    2. Отсутствие речевого этикета у взрослых. Зачастую взрослые не знают правила речевого этикета, не придают этому никакого значения, а ребёнок подражает взрослым, берёт пример с взрослого. Взрослые при детях применяют жаргонные слова, несмотря на то, что рядом дети, а дети всё впитывают и потом сами начинают употреблять грубые слова, а взрослые изумляются, и откуда же они это всё знают, не подозревая о том, что сами научили этому ребёнка.

    3. Отсутствие единства требований и речевого этикета у разных членов семьи; между семьёй и дошкольным образовательным учреждением.

    Как бы ни радовали нас некоторые неологизмы ребёнка, мы его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его обиходе то или иное из сочинённых им слов Семья и дошкольное образовательное учреждение должны действовать сообща, должны поддерживать друг друга во всём. Но часто семья не соглашается и не хочет принимать во внимание просьбу воспитателя о совместной помощи воспитателю, и делают всё по-своему, а в основном совсем ничего не делают. В результате пожимают плоды своего воспитания и сваливают всю вину на дошкольное образовательное учреждение.

    4. Педагогическая запущенность. Задача воспитателя заключается в том, чтобы возможно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Нужно решительным образом осудить тех чадолюбивых родителей, которые смакуя причудливую лексику детей, для собственного развлечения нарочито консервируют в их речи всевозможные «бибики» и тем самым тормозят её развитие. Иные матери, бабушки и дедушки так восхищаются всяким словечком, какое придумывает милый их сердцу ребёнок, что даже забывают обидеться, когда тот этим словечком выказывает своё неуважение к ним.

    Ожидаемые результаты:

    • повышение речевой активности в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
    • появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации в соответствии с речевым этикетом.
    • дети должны научиться самостоятельно, находить ту форму общения, которая подходит для данной ситуации или для данного человека. 
       повышение речевого уровня педагогической культуры родителей и детей
      совместные беседы родителей с детьми на этические темы, чтение детям книг по данной теме.
    • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему;
    • вовлечение родителей в поисково-исследовательскую деятельность по реализации проекта

    • Методы и технологии:

    - обсуждение литературного произведения;
    - сказкотерапия;
    - психологические тренинги;
    - приемы ТРИЗ;
    - приемы психофизического сопряжения;
    - детско – родительские гостиные;
    - изготовление альбомов;
    - драматизации.

    Продукт проекта:
    На начальном этапе было проведено анкетирование родителей:  

     анкета для родителей «Понимаете ли вы своего ребёнка»

    1. Считаете ли вы, что проблема  речевого  этикета актуальна в наши дни? В чём её  актуальность?

    2.Какие решения этой проблемы видите вы?

    3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками  речевого  этикета в достаточной степени?

    4. Употребляет ли ваш ребенок сленговые слова? Как вы к этому относитесь?

    5.Понимаете ли вы его? Употребляете ли вы сленговые выражения в общении с ребёнком? Назовите наиболее употребляемые.

    6.С какой целью вы это делаете?

    По итогам обработки данных были проведена работа с родителями:

    Издание совместно с родителями Книги волшебных слов и альбомов «Тайна моего имени», «Семейные традиции», «Добрые слова для мамочки»;
     Проведение Недели вежливости; (день открытых дверей для родителей)
     Изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик вежливых слов», «Как помочь ребенку грамотно говорить»;
     Изготовление совместно с родителями настольных игр о культуре поведения: «Что такое хорошо, и что такое плохо»;
     Организация фотовыставки «Наши добрые дела»;
     Действующая мини-библиотека семейного чтения

    Оформление информационно методического стенда “Шпаргалки для родителей” Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

    Ведение “Дневника успеха”. Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии
    Круглый стол
     «Почему ребенок говорит неправильно”. Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений

    Мастер-класс  «Упражнения для развития мышц речевого аппарата”. Обучение комплексу упражнений с подборкой по данной проблеме для развития фонематического слуха у детей
    Семинар практикум
    “Пальчиками играем, речь развиваем” Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики на заданную тему («Дружат в нашей группе девочки и мальчики»)

    Консультация “Речевое дыхание основа правильной речи” Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

    Мастер-класс
    “Научитесь слышать звуки” Тематическая консультация с практической частью

    Конкурс чтецов скороговорщиков. Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале

    Родительская гостиная “Родители о своих детях” Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

    Праздник красивой и правильной речи Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи. Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

    Проведение совместно с родителями досуга «В гостях у Культурика», КВН, «Поле чудес»

    Продуктивная деятельность с детьми:

    Изготовление и презентация игрового персонажа для проекта Культурика на занятии «Культура речи»

    Разработка совместно с детьми схем-зарисовок для заучивания поговорок, афоризмов, стихов (Папка «Советы Культурика» )  с целью закрепления полученных знаний, обогащения и активизации словаря и формирования грамматически правильной речи.

    • Без языка и колокол нем.
    • В добрый час молвить, в худой промолчать.
    • Говорить не устать, было бы что сказать.
    • Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
    • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся

    Оформление совместно с детьми уголка «Карусель комплиментов». Давайте дарить друг другу комплименты! (дети пишут комплименты друг другу на карточках и помещают их в специальные кармашки с фото ребёнка)   Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет! Как вы хорошо выглядите! Вы так прекрасны!

    Составление вместе с детьми формул вежливости по типу деловой игры «Позвони мне, позвони». ( Важные правила разговора по телефону), «Правила приветствия», «Правила ведения беседы»

    Кружок  «Школа будущих звёзд». Развитие речи через использование СМИ (радио - использование диктофона, телевизор – использование видеокамеры, слайдовые презентации , периодическая детская печать).

    Выпуск тематических газет «Мир языком детей» с помощью родителей

    Цикл занятий с детьми «Как стать волшебником?», «Почему ты плачешь?», «Как поделить печенье?», «Несколько вредных советов» и др.

    Оформление тематических выставок книг. Чтение художественных произведений по теме «Речевой этикет .Вежливость» К. Чуковский «Федорино горе», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Сила не право»;

    Викторины по произведениям

    Игры.

     Организация экскурсий с детьми в магазин, в парикмахерскую, в библиотеку, в аптеку. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад» В таких играх идет повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Здесь также формируются навыки поведения за столом: умение вести беседу за столом, умение передать гостю блюдо, умение пригласить гостя к столу и многое другое. В этих играх речевые действия являются частью речевого поведения, так как с помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

     Дидактическая игра с куклой типа: детский сад встречает новенькую девочку...

    Составление картотеки дидактических игр: «Можно и нельзя», «Так бывает или нет», «Достань из корзинки волшебное слово»;

    Подборка в приёмной игр и упражнений «Советы от Культурика» по обогащению речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:

    Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река бежит (течёт, журчит, льётся), косой дождь (тёплый, холодный, летний, грибной).

    Узнавание предмета по эпитетам. Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная. Что бывает узким, широким, зелёным, хмурым, деревянным, свежим1?

    Работа с антонимами. Карандаш длинный - короткий. Пух лёгкий, а камень ..., река широкая, а ручей....

    Подбор к предмету слов, обозначающих действие. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)

    Игра в «увеличительные очки»: «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище».

    Игра «Я - ласка». Все предметы называть только ласково. Кошка — кошечка, ложка - ложечка и т. д.

    Составление  парных созвучных  слов. Мишка-шишка, жил - шил, коза - коса.

    Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность, например, «Как бы ты поступил», «Красивые - некрасивые слова»

    Познавательная игротека главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть, рассказать.  Дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулирует в речи объект или явление, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы, делает выводы

    Создание  мини-библиотеки есть садовские книги, и те книги и журналы, особенно периодические, которые дети приносят из дома. Дети рассматривают их,  рассказывают, комментируют иллюстрации. Через несколько дней  книги уносят домой, приносят другие. Естественно, дети всегда приносили книги. Но детям нужно рассказать, что такое  - библиотека, и что в нашей  группе есть своя библиотека, где дети могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это наиболее эффективный метод познавательно - речевого развития детей.

    Проведение конкурса «Самая воспитанная семья», «Самая читающая семья»…

    Оформление в группе альбома «Наши звёзды» на звание «самый добрый», «Самый вежливый» ребёнок (дети сами выявляют и объясняют почему)

    Продуктивные виды деятельности;

    оформление выставок рисунков по прочитанным произведениям

    конструирование «Дом страна, где живёт вежливость»

    аппликация « Дарим радость» 

    составления писем по типу «Привет друзьям», «Что у нас нового», изготовление подарков-сувениров болеющим детям с целью закрепления речевых умений и навыков, воспитания усидчивости, развития мелкой моторики рук, повышения мотивации к желанию быть культурно-воспитанным человеком.

    Трудовая деятельность:

    «Десант добрых дел»  через трудовые и речевые действия. Дети  учатся умениям оказывать помощь, слушать и слышать, не перебивать собеседника, извиняться, благодарить, уступать, договариваться. (Например,  о распределении обязанностей,  ролей, об этапах предстоящей работы)

    . В театрализованной деятельности используем схему моделирования игровых ситуаций. Её используем для обучения детей речевому этикету.

      "День рождения"

    Именинник. Гости. Подарки. Угощение. Развлечение, Незваный гость. Счастливый конец.

    Персонажи для этой модели выбираются произвольно или в соответствии с сюжетом сказки. Модель театрализованной игры "День рождения" чрезвычайно удобна для разных видов образовательной деятельности по речевому этикету:

    •    как преподнести подарок имениннику, какие слова при этом необходимо произнести;

    •    как именинник должен его принять, какими словами поблагодарить;

    •    как гости ведут себя за столом;

    •    появление нежданного гостя тоже требует определенных правил приема, и т.д.

    В игре можно безболезненно для самолюбия детей показать ошибки тех или иных персонажей. Эти ошибки могут быть подмечены воспитателем в повседневной жизни детей.

    Физическое здоровье и развитие: Обогащать словарь детей за счёт названия новых атрибутов, упражнений. Учить самим отдавать команды, выполнять упражнения, используя спец. терминологию. Учить проявлять чувство такта при передаче инструкций, указаний для выполнения упражнений, учитывать физ. подготовку каждого. Донести до сознания детей, что воспитанному человеку необходимо самому заботиться о своём здоровье.

     Музыкальное развитие: совершенствовать ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования);учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.

    Презентация проекта на пед. совете «Неповторимый русский язык»

    Тысячу раз прав был Сервантес, утверждая, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Не будем забывать об этом. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества. Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей. Исключим из речи детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов. Богатство языка познаётся через поэзию. Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей.

    Список использованной литературы.

    • Андреасова М., народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
    • Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    • Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
    •  Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
    • Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум/ Водина Н. С., Иванова А. Ю., Клюев В. С. и др. – М.: Флинта: Наука, 2002.
    • Леонтьев А.А Путешествие по карте языков мира ., М 1981
    • В.Е. Гольдин Речь и Этикет ., М 1983
    • Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок  учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

    Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, воспитания положительных морально-волевых качеств. ...

    Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Система работы  по развитию сюжетно-ролевой игры детей  старшего дошкольного возраста, которая  включает  в себя работу с родителями по данному направлению и серию игр для детей...

    Опыт работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

    Опыт работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

    ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области...