Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
статья (старшая группа) на тему

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, воспитания положительных морально-волевых качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kultura_zdorovya_moya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».

(В.А. Сухомлинский)

  Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, воспитания положительных морально-волевых качеств.

Актуальность формирования культуры здорового образа жизни   детей   обуславливается и тем, что в последнее время увеличивается процент детей, относящихся к группе риска.  Поэтому мы считаем, что важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья. Основная цель - сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.

Для формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, перед собой мы поставили следующие задачи.

  1. Помочь ребенку осознать, что главная ценность в жизни – здоровье, за которое он должен сам отвечать и которое сам должен поддерживать.
  2. Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
  3. Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.
  4. Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
  5. Воспитывать здоровьесберегающую компетентность – готовность решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
  6. Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации поставленных задач.

Учитывая всё вышесказанное, свою работу мы построили таким образом, чтобы происходило слияние оздоровительной и образовательной деятельности. Это, в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 Работа по формированию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС проводилась по двум направлениям (с детьми и с родителями) и включала в себя 3 раздела:                                                                                                          1. «Я — человек. Что я знаю о себе»,                                                                                                                                                                           2. «Образ жизни человека и здоровье»,                                                                       3. «Здоровый образ жизни в большом городе»;

 В процессе формирования здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста   были поставлены следующие задачи:

1. Расширить знания ребёнка о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложения, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце (почему оно стучит), для чего нужны уши, глаза; как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка; различать половую принадлежность по внешнему облику.

2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник—скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках.

3. Знакомить с разными видами закаливания; дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своём здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях.  Выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

4.Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.

5.Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

В своей работе мы используем такие активные методы обучения, как проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, познавательные игры, создавали ситуации познавательного спора, анализа на занятиях жизненных ситуаций, элементы дискуссии, проблемные ситуации. Основными средствами формирования представлений о культуре здоровья у дошкольников, в силу возрастных особенностях, являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Школа», «Детский сад», «Больница», «Семья» - формируется у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур.

Особое внимание воспитанию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста, мы уделяем работе с родителями.  Для этого используем разнообразные формы и методы в работе, как традиционные:

  • Консультации через зоны сотрудничества с родителями;
  • Выступления на родительских собраниях;
  • Тетради взаимодействия с родителями;
  • Психологическая диагностика детей в присутствии их родителей;
  • Открытые занятия;
  • Информационные письма и памятки;
  • Анкетирование;  
  • «Почтовые ящики»,

так и нетрадиционные:

  • Тренинги;
  • Семинары-практикумы;
  • Конкурсы среди родителей;
  • Деловые игры;
  • Фотовыставки и фотоконкурсы;
  • Круглые столы и т. д…                                                                                                  

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. 

Таким образом, к вопросу формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, необходимо подходить комплексно, привлекая родителей детей, узких специалистов дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста обладают достаточным потенциалом, чтобы влиять на своё здоровье. Именно он помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу — становление у ребенка позиции созидателя в отношении не только своего здоровья, но и здоровья окружающих.

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2002.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2012.
  3. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М., 2013.
  4. Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников. 2010.
  5. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. М., 2004.
  6. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М., 2008.
  7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры. Ростов-на-Дону, 2007.
  8. Кудрявцева В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми. М., 1999.
  9. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста как основа для реализации требований ФГОС»

Представлена программа организации работы по ЗОЖ с детьми старшего дошкольного возраста: перспективное планирование, конспекты занятий....

Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста В соответствии с ФГОС На тему: «Королева здоровья»

Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

«Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия «В Стране Здоровья» Методическая разработка

Данная методическая разработка раскрывает интересную и актуальную на сегодняшний день тему, посвященную воспитанию культуры здоровья у дошкольников. Методическая разработка предназначена для воспитате...

«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС в ДО»

Сл.1 Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.  Сл.2 Какую роль играет экологическое воспитание в формировании личности ребёнка?...