Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра
презентация по коррекционной педагогике

Tatiana_Nagornaya

Презентация по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_autizmom.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра» Педагог-психолог ГБОУ Школа№830 Нагорная Т.Е.

Слайд 2

Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем – дети «аутисты» « Аутизм» – явная необщительность, стремление уйти от контактов, действительности с фиксацией на внутреннем мире эффективных переживаний. При этом контактность при аутизме может быть разной степени выраженности: от полной отрешенности от окружающего до трудностей в организации общения и взаимодействия. ******* … – это нарушение, вызванное сочетанием двух условий: нарушение активного взаимодействия со средой и снижение порогов аффективного и сенсорного комфорта (особая сенсорная ранимость по отношению к звуку, свету, запахам, прикосновениям), приводящие к длительной фиксации неприятных впечатлений, к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром (О.С. Никольская, К.С. Лебединская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.) ******* … – это нарушение развития. Дефект в системе отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие (Темпл Грэндин) ******* … - это форма искаженного психического развития, при котором наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований (В.В. Лебединский)

Слайд 3

Общее расстройство психического развития с первого года жизни ребенка, которое характеризуется нарушением потребности в социальном взаимодействии, контактах с окружающим миром, прежде всего с человеком, и проявляется во всех трех сферах коммуникаций: эмоциональной, речевой и стереотипным поведением.

Слайд 4

Частота встречаемости: 3-6 на 10 000 детей (детский аутизм) или не более чем 0,1% от детского населения, в России - 1 на 385 (Башина В.М. "Аутизм в детстве", 1999 ) 21-26 на 10 000 детей – аутистические черты, у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Сочетание: аутизм и нарушения зрения – 1/5; аутизм и нарушения слуха – 1/4; аутизм и синдромальные состояния – 1/4. Интеллектуальные нарушения при аутизме: 60 % случаев наблюдается умственная отсталость, 20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР), 20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы.

Слайд 5

Причины возникновения детского аутизма К настоящему времени окончательно не выявлены. Аутизм связывают со следующими факторами: Генетические факторы: Генные мутации (примерно на 10 генах) Наследственность Патологические химические и биологические механизмы работы головного мозга Факторы, связанные с окружающей средой

Слайд 6

Сейчас значительно расширено понятие «детский аутизм», особое внимание обращают на себя проявления аутистических черт при иных нозологических формах. Используется более широкое понятие «расстройства аутистического спектра» (РАС) F84- первазивные расстройства психического развития F84.0 - детский аутизм F84.1 - атипичный аутизм F84.2 - синдром Ретта F84.3 - другие дезинтегративные расстройства детского возраста F84.4 - гиперактивное расстройство F84.5 - синдром Аспергера МКБ-10 (1994 г.)

Слайд 7

МКБ-11 (2015 г.) F84- расстройства аутистического спектра F84.0 - А утистические расстройства F84.1 - Детское дезинтегративное расстройство F84.2 - синдром Ретта F84.3-84.8 — Первазивное расстройство развития неуточненное F84.5 - синдром Аспергера

Слайд 8

Триада симптомов аутизма Недостаток социальных взаимоотношений Нарушение взаимной коммуникации Стереотипность поведения и ограниченность интересов

Слайд 9

Особенности детей с РАС нарушение в использовании многообразных невербальных способов поведения и взаимодействия: отсутствие или трудности зрительного контакта, неспособность развития отношений со сверстниками, отсутствие спонтанного поиска обмена интересами, радостью или достижениями; бегающий взгляд, взгляд мимо, непереносимость взгляда в глаза. Хорошо развито периферическое зрение: от ребенка очень трудно спрятать необходимый ему предмет (видит затылком). слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада) или наоборот – симбиоз (тесная связь) с матерью; неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, повышенная ранимость при контакте с другими людьми. Нередко таких детей считают агрессивными (хватают за волосы, толкают как куклу, не замечают других, когда бегут, врезаются в них); отсутствует реакция на слуховые и зрительные раздражители, он как бы не слышит, но в то же время чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды, шум бытовых приборов, звуки фортепиано). Болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет, прикосновение; большое количество разнообразных страхов 1. аутизм как таковой, приводящий к предельному экстремальному одиночеству ребенка и качественному нарушению в социальном взаимодействии:

Слайд 10

2. качественное нарушение коммуникации – речь (вербальные и невербальные средства) не использует в коммуникативных целях

Слайд 11

Проявляется в ограниченной способностью к гибкому взаимодействию со средой, возможностью приспособиться только к устойчивым формам жизни. Чтобы поднять жизненный тонус и заглушить дискомфорт дети используют аутостимуляции , а при попытке включить, вовлечь ребенка во взаимодействие, заметно возрастают тревоги, неуверенность, напряжение, появляется аутоагрессия или генерализованная агрессия . 3. ограниченные, повторяющееся и стереотипные формы поведения, интересов, деятельности - стереотипии

Слайд 13

4. раннее проявление симптомов (до 3 лет) проблемы ребенка становятся очевидными для родителей и окружающих после 2-3 летнего возраста и, в-первую очередь, обращают внимание на задержку в речевом развитии или на распад ранее сформированных речевых навыков; становится заметным, что ребенок недостаточно реагирует на обращения, с трудом включается в совместную деятельность, не подражает, его нелегко отвлечь от поглощающих его, не всегда понятных родителям, занятий; большинство родителей говорят о том, что в первые годы жизни ребенок развивался совершенно нормально, при этом с помощью специалиста, в процессе анализа первых лет жизни ребенка можно отметить ряд особенностей, которые сигнализируют о нарастании дисгармонии в развитии ребенка.

Слайд 14

Не фиксируют взгляд на лице другого человека Не выносят длительного прямого контакта «глаза в глаза" Первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно К окружающим относятся безразлично К ласке относятся равнодушно или неприязненно К дискомфорту безразличны, либо не переносят его Не испытывают потребности в контакте с другими людьми Длительное время не дифференцируют живое и неживое Наиболее характерные проявления аутизма в младенческом возрасте

Слайд 15

Классификация раннего детского аутизма по К.С. Лебединской, О.С. Никольской 1 группа – полная отрешенность от происходящего 2 группа – активное отвержение 3 группа – захваченность аутистическими интересами 4 группа - чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия Дети с наиболее глубокой патологией, которая проявляется в стремлении ребенка исключить любые точек соприкосновения с окружающим миром. Невозможно организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения - полная отрешенность от происходящего вокруг. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов. Преобладает полевое поведение, при попытке удержать его может возникнуть крик, самоогрессия, которые прекращаются как только ребенка оставляют в покое. В речи они мутичны, не используют жесты, мимику, выразительные движения. Эта группа имеет наихудший прогноз и нуждается в постоянном уходе. Поведение более целенаправленное. Активность в контактах в первую очередь проявляется в развитии избирательных отношений с окружающим миром. Дети общаются с ограниченным кругом людей, проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий, любая попытка изменения которых вызывает у ребенка ужас и вызывает защитные реакции в виде аутоагрессии (самоаграссии) или генерализованной агрессии ( направленной на другого человека). Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха. В речи преобладают речевые штампы, команды, эхолалии. Способен к накоплению и усвоению знаний только в готовом виде, но не могут их использовать в жизни. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы. Дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер. Отмечается экстремальная конфликтность, , проявляется в вербальной агрессии (изощрённые рассуждения о том, что он сделает со своими «врагами», оскорбления и т.д.) Более высокий уровень развития речи, но это мнологическая речь не направленная на собеседника. Речь подчеркнуто взрослая, с цитатами, использованием сложных фраз. В целом создает впечатление высокоинтеллектуального ребенка, своей речью, интересам к схемам, шифрам, графикам, сложным и необычным областям знаний. Но активное мышление направленное на освоение нового не развивается, в быту они крайне не приспособлены, не привлекаются к тем видам деятельности, в которых чувствуют себя не успешными. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость при взаимодействии с окружающими. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке. самая легкая форма. Чувствительны к перемене обстановки, лучше себя чувствуют в стабильных условиях. Стараются буквально следовать известным им правилам, делать все в точности как его учили взрослые. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки взрослого. На первый план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости при контактах. Речь замедлена, бедна, аграмматична, не улавливает инструкции. Дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе при адекватной психологической коррекции.

Слайд 16

Возраст в месяцах Нормальное развитие развитие общения и игры Развитие общения и игры при аутизме 2 Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. – 6 Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием. Некоторые дети очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальный проявлений. 8 Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию. Показывает объекты взрослым. Машет рукой на прощание. Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты. Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим. 12 Ребенок чаще инициирует игры. Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать. Не волнуется при разлуке с матерью. 18 Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки. Игра с самим собой или параллельная являются более типичными. 24 Появляются эпизоды, похожие на игру. При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься" в большей степени, чем общая игра с игрушками). Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. 36 Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорится со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Любит смешить других. Хочет сделать что-то хорошее родителям. Не допускает к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значания наказания. 48 Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. Исключает нежелательных детей из игры. Не способен понять правила игры.

Слайд 17

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ? Своевременное выявление особенностей психического развития младенца. Активная стимуляция западающих эмоциональных, когнитивных и социальных функций ребенка. Коррекция развития по специальным обучающим и развивающим программам.

Слайд 18

Основные направления психокоррекционной работы с детьми с РАС Ориентация ребенка во внешний мир; Обучение его простым навыкам контакта; Обучение ребенка более сложным формам поведения; Развитие самосознания и личности ребенка; Обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми

Слайд 19

Основные задачи психологической коррекции детей с РАС Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком; Одалживание эмоционального контакта ребенка с близкими и окружающими; Смягчение характерного для ребенка с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта и аффективных проблем; Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми; Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения; Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и др.); Стимуляция подражания и речевой активности; Организация целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком в процессе доступной ему игры; Обучение родителей приемам коррекционного взаимодействия, налаживанию специального эмоционального стимулирующего режима.

Слайд 20

Основные этапы психологической коррекции I этап – установление контакта с ребенком СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ: ЩАДЯЩАЯ СЕНСОРНАЯ АТМОСФЕРА ЗАНЯТИЯ; МЯГКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ; ИЗБЕГАНИЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, ПРЯМОГО ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА; ПОСТОЯННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБСТАНОВКИ; ПООЩРЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ; ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РОДИТЕЛЕЙ НА ЗАНЯТИЯ И АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Слайд 21

II этап – усиление психической активности СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЛЯ РЕБЕНКА СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ, МЕТОДОВ АУТОСТИМУЛЯЦИИ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ К НИМ С РАСШИРЕНИЕМ, ПОСТОЯННЫМ ОБОГАЩЕНИЕМ НОВЫМ СМЫСЛОМ; ПРИДАНИЕ РЕАЛЬНОГО ИГРОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СМЫСЛА В МОМЕНТ АФФЕКТИВНОГО ПОДЪЕМА У РЕБЕНКА.

Слайд 22

III ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ЧЕТКО ОРГАНИЗОВАННЫЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ, ЗАНЯТИЯ, ИХ СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК; СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ИГРЫ НА ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ РЕБЕНКА; СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ, НЕГАТИВИЗМА; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА; ПЕРЕНОС УСВОЕННЫХ СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ; ОПОРА НА ВКЛЮЧЕННОСТЬ В СТЕРЕОТИПНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, РИТУАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, В СИСТЕМУ ИГРОВЫХ ШТАМПОВ

Слайд 23

10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с РАС Я – просто ребенок! Да ,у меня ..., но это не значит, что ... - моя главная черта. У меня нарушено чувственное восприятие. Есть большая разница между тем, чего я не хочу сделать и тем, что я не могу. Я мыслю конкретными образами, т.е. понимаю все буквально. Вербальное общение дается мне с трудом. Мне лучше 1раз увидеть, чем 100 раз услышать. Акцентируйте свое внимание на том , что я умею , а не на том,что мне недоступно Помогите мне во взаимоотношениях с людьми. Попытайтесь выяснить, почему у меня бывают срывы. Если Вы член моей семьи, любите меня просто так!!!

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

В данном материале представлен фрагмент Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования  для детей с расстройствами аутистического спектра. Полностю ознакомиться с...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

ДОКЛАД «ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Данный материал включает в себя рекомендации по обучению детей с аутизмом....