Обеспечение психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе в ДОО
презентация по коррекционной педагогике

Руденко Татьяна Александровна

Обеспечение психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_preemstvennosti.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе в ДОО Презентацию подготовила: педагог-психолог Руденко Т.А. МБДОУ №118

Слайд 2

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» ( Венгер Л.А.)

Слайд 3

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что у ребенка должна быть развита речь , у него должна быть развита мелкая моторика , о н должен владеть навыками счета – это педагогическая готовность к школе. Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.

Слайд 4

Интеллектуальная готовность Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок

Слайд 5

обычно запоминает более половины слов. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно- образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления.

Слайд 6

Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Оно предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Слайд 7

Социальная готовность У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Слайд 8

Личностная готовность Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

Слайд 9

В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к умению встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Слайд 10

Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Слайд 11

Таким образом, психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников . Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы Целью работы психолога ДОУ в данном направлении является обеспечение психологического сопровождения процесса подготовки детей к школьному обучению . Что отличает «психологическое» занятие от «педагогического»? Во-первых, это количество детей в группе. Психолог занимается с группой из 5-6 человек, что дает возможность максимально уделить внимание каждому ребенку. Во-вторых, ценность психологических занятий состоит в том, что психолог уделяет большое внимание тому, как выполняются упражнения, а не результату

Слайд 12

Система работы по формированию психологической готовности дошкольников к школе Диагностика готовности к школьному обучению Коррекционно-развивающая работа с детьми: Коррекционная работа с воспитанниками, показавшими слабый уровень готовности к школе (индивидуальная, микрогрупповая ) Развивающая работа (групповая) - психологические занятия, направленные на развитие внутренней позиции ученика

Слайд 13

Диагностика готовности к школьному обучению (2 этапа) Групповое тестирование Индивидуальное тестирование Методики изучения уровня ЗМК (зрительно-моторной координации), внимания, мышления; Проективные рисуночные тесты Методики изучения уровня памяти, речевого развития, структурно-уровневых характеристик мышления, личностных особенностей ребенка

Слайд 14

Диагностируемые функции Методики Восприятие (целого образа предмета, формы, величины, цвета) “Разрезные картинки”;“Эталоны” Л.А. Венгера. Внимание (концентрация, переключение, работоспособность, объём) “Корректурные пробы ”; “ Проставь значки” (методика Пьера- Рузера модифицированная Л.В. Венгером , Ю.В. Тихоновой). Память (объём визуальной и аудиальной механических видов памяти) “10 предметов”;“10 слов”. Мышление (операции: абстрагирование, обобщение, классификация, умение устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, сформированность представлений об окружающем мире, основы словесно-логического мышления) “Схематизация” (по Р.И. Бардиной);“Перцептивное моделирование”; “Четвёртый лишний”; “Последовательные картинки”; “Исключение неподходящей картинки” (С.Д. Забрамная , О.В.Боровик ).

Слайд 15

Диагностируемые функции Методики Речь (умение простроить связный, развёрнутый рассказ с использованием простых распространённых предложений, словарный запас) “Последовательные картинки” Зрительно-моторная координация(исследование сформированности координации зрения и движения руки) “Тест Бендер” Мотивационная готовность Опросник “Отношение ребёнка к школе” А.Л. Венгер Коммуникативная готовность Методика “Открытки” Е.О. Смирнова

Слайд 16

Проблема Организация работы Низкая школьная мотивация Консультирование родителей, педагогов Индивидуальная , групповая коррекционно-развивающая работа Слабый уровень развития ЗМК Слабый уровень развития внимания Слабый уровень развития памяти Проблемы в развитии мышления Высокий уровень тревожности, неустойчивое эмоциональное состояние Индивидуальная и групповая коррекционная работа, работа с родителями, педагогами

Слайд 17

Развивающая работа Тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы

Слайд 18

Методы и техники Игровая терапия Психогимнастика Изотерапия Музыкотерапия Песочная терапия Танцевальная терапия

Слайд 19

Психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Слайд 20

Спасибо за внимание! Успехов , терпения и радости в общении с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Готовность ребёнка к обучению в школе и проблема школьной дезадаптации"

Проблема, как готовности ребёнка к школьному обучению, так и школьной дезадаптации не нова, но в наше время, когда изменился уровень и темп жизни, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, ко...

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Я работаю в детском саду воспитателем уже десять лет, мне часто приходится слышать вопрос от родителей: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу­чению, кто отвечает за успешно...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе

Психологическая готовность к школе – это показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.   Психическая готовность к школе включает в себя сл...