Сенсомоторные коррекционные игры для детей с РАС
картотека по коррекционной педагогике

Сенсомоторные коррекционные игры для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensomotornye_korrektsionnye_igry_dlya_detey_s_ras.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторные  коррекционные игры для детей с  РАС.

Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный эмоциональный навык  с формированием зрительного, обонятельного, аудиального, вкусового, чувствительного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.

Сенсорные игры решают следующие задачи:

-  переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

-  возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; 

-  получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Сенсорные игры бывают разных видов:

Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков

Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах.

Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.

Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.

Пальчиковая гимнастика: «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Пальчики здороваются»: на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т.д.

 «Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры - шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц,  крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка, суджок  (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).

Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия

Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

Игры на восприятие предметов в движении: игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу» и др.); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

Игры на эмоционально-волевое восприятие: «Погремушка»: игра погремушкой, затем остановка по сигналу, по другому сигналу вновь игра погремушкой.

«Волшебный мешочек»: в тканый непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребенку предлагают, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его.

Игры на развитие зрительного восприятия

«Найди половинку»: перед ребенком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребенок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения — «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2—4 части (можно сложить картинку из кубиков).

«Сложи узор»: ребенок выкладывает по образцу узор, предложенный педагогом (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозаику, конструктор и т.д.).

«Цветотерапия», «Светотерапия» — улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.

Игры на развитие слухового восприятия 

«Найди пару»: в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в двух упаковках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.

«Повтори»: педагог  показывает звучание музыкального инструмента, а ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, маракас, свистка и т.п.).

Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета

«Покажи правильно»: педагог  на кукле показывает разные части тела. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.). 

«Найди предмет указанной формы»: перед ребенком выкладываются картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенок показывает предметы соответствующей формы.

«Какая фигура лишняя?»: ребенку предлагают наборы из 4  геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.

«Пирамидка»: ребенок строит пирамидку из 5—7 колец. Усложнение задания: можно разобрать колечки из 2—3 пирамидок и все перемешать.

«Матрешки»: ребенок собирает матрешку из 3—4 частей.

Усложнение: разбираются 2—3 разные матрешки и все перемешиваются.

«Творческие работы»: ребенок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, зубной пасты, пены для бритья и т.д.

Игры на восприятие запаха и вкуса

«Библиотека запахов»: это ароматические мешочки, в которые выложены цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребенок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия. 

«Аромабаночки»: в прозрачных баночках с крышками собраны кусочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.

 «Съедобное - несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

«Узнай предмет на вкус»: ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его.

Литература 

1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения раз вития, 2013.

2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007. 

3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста.Игры для тревожных детейИгры для агрессивных детейИгры для гиперактивных детей«За что меня любит мама»Цель: повышение уверенности, повышение ...

коррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста

коррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения...

Коррекционные игры для детей подготовительной группы.

Коррекционные игры для детей часто используемые в работе с детьми....

Коррекционные игры для детей с ОВЗ

Коррекционные игры для детей с ОВЗ...

Коррекционные игры для детей старшего возраста

Методическая разработка: коррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста...

Работа с родителями. "Коррекционные игры для детей с ОВЗ"

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания ...

Развивающие и коррекционные игры для детей

laquo;Играя в игры, ребенок меняется на глазах, у него возникает желание выполнять задание педагога, развивается речь, психические процессы, воспитанники развиваются в непринужденной игровой форме. А...