Рабочая программа
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx53.96 КБ

Предварительный просмотр:

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с нарушением слуха в группе 1 года обучения. Программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие детей 2-3 лет с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других особенностей, образовательных потребностей и возможностей.

Программа обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности по основным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

В группе используются современные формы организации образовательной деятельности: проведения деятельности по подгруппам, индивидуально, фронтально. Непосредственно образовательная деятельность строится на основе Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13» Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

        Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации » от 29декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Закон ХМАО - ЮГРЫ «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре» от 1 июля 2013г. № 68-оз;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 февраля 2014г. № 112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

С целью обеспечения организации образовательной деятельности используются следующие парциальные программы:

С целью обеспечения организации образовательной деятельности используются следующие парциальные программы:

Образовательные области

Парциальные программы

Социально-коммуникативное развитие

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Познавательное развитие

«Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста с нарушением слуха».

Авторы программы: воспитатели Гарькуша И. Н.,Егорова И. М.

Физическое развитие

Программа «Формирование культуры здорового питания воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Авторы программы: Сулим Е.М., Саврасова А.П., Пухова Н.Н, Насонова Т.Н., Ожгибесова О.И., Трусова В.А., Харисова Ж.А.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)

 Срок реализации Программы – 1 год (2017 -2018 учебный год).

1.2. Цели и задачи реализации Программы

        Цель программы:  формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность  детей с нарушением слуха, сохранение и укрепление их здоровья.

                Задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация поставленных задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной);
  2. образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельная деятельность детей;
  4. взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –«Познание», «Коммуникация»; «Безопасность», «Социализация», «Труд»; «Художественное творчество», «Изобразительная деятельность»; «Физическая культура», «Здоровье».

Образовательные области интегрируются не только в педагогическом процессе, но и во всех режимных моментах.

Продолжительность одного вида непосредственно-образовательной деятельности в группе 2 года обучения –15 мин.Общая учебная нагрузка НОД в группе -13 занятий в неделю. Учебная нагрузка определена с учётом необходимого требования – соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области и предельно допустимой нагрузки.

Учебный год состоит из 36 недель и 2 дней с учётом каникулярного режима деятельности учреждения. С 01 сентября по 31мая -  учебный период, с 01июня по 31 августа – летние каникулы.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Адаптированная образовательная программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности).

Содержание Программы предполагает создание эмоционально-комфортного климата с помощью оптимальной интенсивности эмоциональных, интеллектуальных, двигательных, физических и психических нагрузок и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств воспитанников.

Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 мая. 4 недели в году (1, 2 недели сентября,  3, 4 недели мая) отводятся на мониторинг детского развития и образовательного процесса.

Воспитатели проводят мониторинг детского развития и образовательного процесса опираясь на методические рекомендации: Н.В. Верещагиной «Результаты мониторинга детского развития», «Результаты мониторинга образовательного процесса», Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей».

1.4. Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет с нарушением слуха.

В возрасте 3-4 лет ребёнок с нарушением слуха постепенно выходит за пределы семейного круга и вступает в отношения с миром взрослых людей. Особенности формирования игры у детей с нарушением слуха связаны с задержкой в развитии восприятия и мышления,  недостаточным уровнем воображения, что обедняет восприятие окружающего мира.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Проводятся такие игры, как «День куклы», «Кукла заболела», «Стирка», «Купание куклы» и т.д.

Изобразительная деятельность. У детей с нарушением слуха в этом возрасте не наблюдается попыток тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами либо игрушками.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы – мячики, печенье для мишки и др.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации – наклеить большое яблоко, красивую чашечку и т.д.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек из 3-4 кубиков, которые могут быть разного или одного цвета, расположенные друг на друге.

Развитие внимания и памяти. У маленьких детей отмечается минимальная концентрация внимания. Ребёнок может заниматься одним и тем же делом не более 5 минут, после чего требуется смена деятельности. Память носит непроизвольный характер. У детей с дефектами слуха доминирует зрительное восприятие и это не может не сказываться на особенностях их памяти. Объём запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного восприятия и внимания.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

        В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Качественный состав группы  с учетом индивидуальных возможностей.

Диагностический состав группы разнороден по возрасту, состоянию слуха и речи. 5  воспитанников имеют КИ (разной стадии настройки адаптации), 3 воспитанников ИСА.

В составе кохлеарно-имплантированных воспитанников группы 2 года обучения присутствует 2 ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, из них 1 ребенок с умственной отсталостью, дети находятся в группе в сопровождение тьютора.

Фамилия, имя ребенка

Состояние слуха, способ слухопротезирования

Группа здоровья

Индивидуальные особенности ребенка

(состояние импрессивной и экспрессивной речи, особенности поведения)

Рекомендации

1.

КИ,

состояние после КИ.

V

 Не понимает обращенную речь. Собственная речь - голосовые реакции, несоотнесенный лепет.

Развивать мелкую моторику, артикуляционный аппарат.

2.

 2 ИСА, 2 - х стороняя нейро – сенсорная тугоухость.

V

 Частичное понимание обращенной речи. Собственная речь - голосовые реакции, несоотнесенный лепет. С детьми контактен, поведение спокойное, на занятиях усидчив, пассивна, не способен контролировать свою деятельность, быстро устает.

Развивать мелкую моторику, слуховое восприятие, внимание, память, речь с помощью дидактических игр. Развивать координацию движений, равновесие.

3.

.

1 КИ, состояние после КИ.

V

Понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Уделять внимание развитию артикуляционного аппарата, проводить игры на развитие памяти, мышления.

4.

1 КИ, состояние после КИ.

V

Понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Мелкая моторика развита недостаточно.

Необходимо уделять внимание упражнениям на развитие равновесия, мелкой моторики, памяти, внимания.

5.

1 ИСА, 2 сторонняя тугоухость 1 степени.

V

 Понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Учитывая особенности волевых качеств, внимания и эмоциональной неустойчивости ребенка необходим индивидуальный контакт с педагогом и кратковременность предметных форм обучения. Необходимо развивать усидчивость, внимание, память с помощью дидактических игр и упражнений и занятий с психологом.

6.

1 ИСА, 2 сторонняя тугоухость 1 степени.

V

Понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Проводить игры на развитие эмоциональной сферы,  памяти, внимания, мышления, слухового восприятия, мелкой моторики рук, развивать самостоятельность.

7.

1 КИ, состояние после КИ.

V

Понимание отдельных слов в ситуации ограниченного наглядного выбора. Собственная речь состоит из голосовых реакций, соотнесенного лепета, лепетных слов, звукоподражаний.

Проводить игры на развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

8.

1 КИ, состояние после КИ.

V

Понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Развивать внимание, усидчивость, самостоятельность в различных видах деятельности.

Все дошкольники  прошли  программу 1 года обучения и показали   разный уровень знаний. По результатам обследования и сформированности речевых навыков занятия следует проводить  по подгруппам. Объем учебного материала носит примерный характер и может варьироваться педагогом при подготовке к занятиям в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

1.5.Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры.

Требования Федерального Государственного Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.  

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

        Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры Программы. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Дети с ОВЗ, успешно усвоившие программу, имеют возможность продолжить образование в общеобразовательных школах.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная область "Познавательное развитие".

Содержание образовательной области "Познавательное развитие" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через:

  1. сенсорное развитие;
  2. развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  3. формирование элементарных математических представлений;
  4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

        Задачей данного раздела программы является проведение целенаправленной работы по ознакомлению с внешним видом, строением,  способами использования и сферой функционирования самых необходимых в жизни человека предметов, а так же с условиями существования самого человека и животных.

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. В ходе этих наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал. Необходимо продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.

На втором году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим миром и занятий по развитию речи в основном совпадают, тем более что акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые, т.е. отрабатывается сам речевой материал. В этом и заключается органическая связь между данными разделами.

Основными методами обучения являются: наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, составление тематических альбомов, лото.

Программа по ознакомлению с окружающим предусматривает постепенное усложнение содержания работы данного раздела. Весь материал сгруппирован тематически. Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объёма сезонных наблюдений. Материал разделён по месяцам. В программе указано, в каком месяце ведётся ознакомительная или обобщающая работа по названной теме.

Занятия по ознакомлению с окружающим необходимо проводить живо, при большом разнообразии действий с предметами, с использованием выразительной наглядности. Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада.

Работа по ознакомлению с окружающим проводится воспитателем и сурдопедагогом на занятиях и в свободное от занятий время в течение года. Речевой материал планируется совместно. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей или по подгруппам в утреннее время. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного детства, создаёт базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста. В неделю на 2 году обучения проводится 1 занятие, всего в этом учебном году 36 занятий.

На конец учебного года дети должны уметь:

-Умеет называть предметы и выполняемые действия короткими предложениями, фразами.

-Читает слова и фразы по табличкам (устно - дактильно).

-Умеет ориентироваться в группе: находит свой шкафчик в раздевалке, своё место за столом, свою кровать, стул и т.п.

-Ориентируется   на игровой площадке, знает оборудование площадки.

-Умеет различать овощи и фрукты по вкусу, запаху, цвету, форме.

-Знает  назначение мебели.

-Правильно использует  столовые приборы, различает, в чём подают первые, вторые и третьи блюда.

-Называет  животных и выполняемые ими действия.

-Узнает профессии по изображениям на картинках и фотографиях.

-Может назвать наблюдаемые объекты, понимает и воспроизводит сообщения и вопросы.

-Различает съедобное и несъедобное.

-Понимает: вкусно, невкусно, можно, нельзя, холодное-горячее, острое, колючее, мокрое, грязное.

-Умеет различать и называть транспортные средства, изображенные на картинках, фотографиях и соотносит их с игрушками.

2.2. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".

Содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач, развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Перечисленные задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ознакомления детей с произведениями искусства.

Задача второго года обучения:

Становление у детей самостоятельных предметных изображений по образцу, с натуры, по представлению.

Занятия проводятся фронтально, поощряется у детей самостоятельное художественное творчество вне занятий.

        Основными методами работы являются:

создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету, явлению, показ при формировании навыков и умений, руководство анализом образца, обследование предмета, наблюдение за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятельности детей, словесное оформление результатов обследования, наблюдения.

Основная группа слов, подлежащих усвоению на занятиях по изобразительной деятельности, - слова-названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений (названия цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений); следующая группа слов – названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий, которые ребёнок производит в процессе работы.

Программный материал по лепке, рисованию и аппликации распределён по кварталам: 1 квартал-сентябрь - ноябрь, 2 квартал- декабрь- февраль, 3 квартал- март- май. Дидактические игры проводятся в течение всего года. Рабочая программа включает в себя 36 занятий по изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности.

Рисование.

        Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

        Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

        Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

        Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

        Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу.

Лепка.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их, путем прижимания друг к другу.

Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.

Аппликация.

        Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов иих цвета. Развивать чувство ритма.

Развитие детского творчества.

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Приобщение к изобразительному искусству.

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т. д.

На конец учебного года должны уметь:

Образовательная область «Художественное творчество»

Лепка

-Может мять, рвать глину, пластилин на мелкие кусочки, соединять их в один кусок.

-Скатывает глину, пластилин круговыми и прямыми движениями ладоней (шарики, палочки)

-Лепит только на дощечке.

-Соединяет части, плотно прижимая их друг к другу.

Рисование

-Умеет правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой.

-Правильно держит карандаш, кисточку, фломастер.

-Сопровождает взглядом движения руки с карандашом, кистью.

-Не мнет, не рвет бумагу.

-Умеет проводить прямые и округлые линии, замыкать их.

-Умеет аккуратно набирать краску на кисть, вести кисть по бумаге без лишнего нажима, не лохматя ворс.

-Делает мазки, примакивания.

Аппликация

-Умеет выкладывать и наклеивать элементы изображений цветной стороной вверх.

-Умеет намазывать клеем тыльную сторону бумаги.

-Аккуратно набирает клей на кисть, намазывает бумагу клеем на клеёнке, пользуется тряпочкой.

Конструирование

-Может ставить бруски и кирпичики на большую и меньшую плоскости.

-Делает  простейшие перекрытия.

-Умеет размещать элементы конструктора по горизонтали (дорожка, забор) и по вертикали (дом).

Конструирование.

В течение всего года необходимо учить детей понимать, что постройка — это изображения, отображающие свойства реальных предметов. Дети должны уметь правильно пользоваться строительным материалом: ставить бруски и кирпичики на большую и меньшую плоскость, класть их, делать простейшие перекрытия, добиваясь устойчивости конструкции; размещать элементы «Строителя» по горизонтали (дорожка, забор) и по вертикали (дом). В пределах построек использовать строительный материал разной формы с учетом устойчивости и величины. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Основными методами работы являются:

  • создание игровой ситуации,
  • эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету,
  • показ при формировании навыков и умений,
  • руководство анализом образца,
  • обследование предмета,
  • наблюдение за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятельности детей,
  • словесное оформление результатов обследования, наблюдения.

2.3. Образовательная область  "Физическое развитие".

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, а также гармоничное физическое развитие.

        В моторном и физическом развитии многие слабослышащие дети и дети с КИ отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др.

В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений.

        В программе используются физиологически оправданные, доступные и интересные слабослышащим детям с КИ упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнениях с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разнообразного гимнастического оборудования.

Физическое воспитание слабослышащих дошкольников осуществляется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

Занятия проводят со всей группой одновременно в просторном, специально оборудованном зале три раза в неделю.

Каждое занятие обязательно включает коррекционные упражнения. Методы проведения упражнений (индивидуальный, фронтальный, поточный, поочерёдный) необходимо чередовать между собой.

 В зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними.

Формировать  начальные  представления о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

 Так как в группе имеются дети с НОДА,  их  физическое развитие  включает  в себя приобретение опыта в  двигательной активности с учетом психофизиологических особенностей:

*формирование функций рук: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной,

составляющей двигательную основу манипулятивной деятельности;

* развитие координации одновременно выполняемых движений в разных суставах.

*обучение детей выделению элементарных движений в плечевом, локтевом суставах и по возможности более правильному свободному их выполнению.

Поставленные задачи реализуются с помощью воспитателя и тьютора.

Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведётся, речевые инструкции должны быть краткими не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.

На втором году обучения программа по физическому воспитанию включает в себя 108 занятий. В течение учебного года один раз в полугодие проводится «День здоровья».

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

        Развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Формировать умение строиться без равнения: в шеренгу вдоль каната, положенного на пол по прямой линии, в колонну по одному, в круг.

Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.

Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см.

Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании; ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья.

Закреплять умение ползать.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Воспитывать интерес к  физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организовывать подвижные игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры детей с каталками, мячами.

На конец учебного года должны уметь:

Построения.

Выполняет с помощью воспитателя и самостоятельно.

- Умеет строиться без равнения: в шеренгу вдоль каната, положенного на пол по прямой линии. В колонну по одному. В круг.

Ходьба.

Выполняет по показу и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов:

-Стайкой за воспитателем и к воспитателю.

-Группой к противоположной стене зала.

-Друг за другом вдоль каната, положенного по кругу.

-По кругу друг за другом.

-Парами, взявшись за руки.

-С остановками по окончании звуковых сигналов.

-На носках, на пятках.

-С изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс)

Бег.

Выполняет по показу воспитателя с использованием звуковых сигналов:

-Группой вдоль зала к противоположной стене.

-По кругу друг за другом вдоль каната.

-Друг за другом за воспитателем.

-Самостоятельно друг за другом по кругу.

-Самостоятельно друг за другом по кругу, с остановками по звуковому сигналу.

Прыжки.

Выполняет по показу и помощью воспитателя:

-Подпрыгивает на носках на месте, с поворотом.

-Подпрыгивает на носках с небольшим продвижением вперед (1,5-2 м)

-Перепрыгивает через верёвку, положенную на пол, через верёвку.

-Спрыгивает со скамейки (высота 20-25 см.) на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя.

-Спрыгивает с наклонной доски (высота 10-15 см.)

Ползание, лазание.

Выполняет со страховкой и помощью воспитателя по звуковому сигналу:

- Ползать парами по ковровой дорожке, по наклонной доске (высота приподнятого края 25-30 см.)

-По скамейке, ползание под верёвку (высота 30-35 см.)

-Умеет лазать по гимнастической стенке произвольным способом.

-Перелезает через одну – две скамейки (расстояние 1-1,5м одна от другой).

-Пролезает между рейками лестничной пирамиды.

2.4.Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

Содержание направления "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование   первичных   представлений   о   труде   взрослых,   его   роли   в  обществе и жизни каждого человека.

При особой организации педагогического процесса, элементарная трудовая деятельность может приобретать достаточно развитые формы и оказывать коррекционное воздействие на личностное развитие ребенка с нарушением слуха.

Различные формы детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) способствуют решению важных педагогических задач, развитию предпосылок к овладению простейшей трудовой деятельностью: активизации речевой и умственной деятельности, формирование интереса к коллективному труду и к собственным трудовым умениям, уважительного отношения к труду старших.

Трудовое воспитание осуществляется в ходе организации всего воспитательно-образовательного процесса, что обеспечивает связь направления «Труд» со всеми направлениями данной программы.

Совместная трудовая деятельность проводится воспитателем как с целой группой детей, так и по подгруппам, во время дежурств, на прогулке, в режимные моменты и, кроме того, на экскурсиях, тематических прогулках с целью подготовки к занятиям.

Трудовая деятельность направлена на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание. Речь воспитателя и детей должна отвечать основным требованиям, которые предъявляются к ней в работе со слабослышащими детьми:

в высказывания детей и воспитателя должны включаться слова, обозначающие названия материалов, инструментов, действий;

использоваться предложения побудительные, вопросительные, содержащие сообщения; в конструкции этих предложений включается и отрицание.

Развитие трудовой деятельности

Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

Самообслуживание.

Учить детей правильно вести себя за столом, самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу, держать ложку в правой руке, пить из чашки, пользоваться салфеткой, выходить из-за стола только после окончания еды, благодарить взрослых;приучать детей аккуратно и своевременно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой.

Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно бытовой труд.

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал; воспитывать у детей желание и готовность помогать взрослым и друг другу.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке.

Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвели цветы, появились листья на березе и т.д.).

Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения, собирать в определенное место листья, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду,  труду других людей и его результатам

Формировать положительное отношение к труду взрослых.

Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.

Продолжать знакомить с трудом близких взрослых.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, врач, продавец, повар, шофер), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие».

-Умеет выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию воспитателю, а затем самостоятельно.

-Играет с сюжетными игрушками (куклами, животными, машинами и т.д.)

-Переносит элементарные игровые действия, освоенные с одними игрушками на другие.

-Воспроизводит в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые раньше дети выполняли в отдельности (одеть куклу и пойти с ней гулять, покормить куклу и положить её спать и т. д.

-С помощью воспитателя делает из кубиков гараж, дом, ворота, стол, стул и т.д.

-Может использовать постройки в игре, развивая вокруг них несложный сюжет.

-Умеет называть игрушки путём подбора табличек и приближённого устного проговаривания.

-Умеет выполнять игровые действия по словесной инструкции.

-Собирает пирамидки из 4-6 колец, башенки из 4-5 элементов.

-Ориентируется  на форму, цвет, величину.

-умеет приветствовать детей и взрослых;

-играет и не ссорится со сверстниками;

-проявляет желание помогать взрослым и сверстникам;

-умеет соотносить себя со своим именем, с личными вещами.

Подвижные игры

-Умеет подражать простейшим движениям некоторых животных, действовать в соответствии с правилами игры.

-Может ориентироваться в пространстве комнаты.

-Действует  в игре выразительно и эмоционально.

-Может называть выполняемые действия.

2.4.2.Календарно - тематическое планирование "Формирование основ безопасности".

Содержание направления ″Безопасность″ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями. Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.

Учить умение соблюдать правила безопасного передвижения в помещении и осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила. Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде (в солнечную погоду носить панаму, в дождь — надевать резиновые сапоги и т.д.).

Расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Рассказать, что светофор имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый). Напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками.

Формирование предпосылок экологического сознания

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не наносить им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их — они могут оказаться ядовитыми. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Учить закрывать кран с водой. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

2.4.3.Календарно-тематическое планирование "Игра".

Содержание направления "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей и приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Дети с нарушением слуха нуждаются в проведении совместной с воспитателем обучающей игровой деятельности.

Программа предусматривает  обучение играм с элементами сюжета, дидактическим и подвижным играм.

Игры с элементами сюжета.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем на втором году обучения, заключаются в том, чтобы:

  • укреплять интерес к игре;
  • расширять навыки использования игрушек; продолжать учить детей играть с сюжетными игрушками;
  • обучать элементарным игровым действиям, элементам игры;
  • учить детей производить связанные между собой действия («цепочку» из двух действий);
  • учить изображению наблюдаемых действий;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам;
  • учить обозначать словом предметы и действия;
  • обучать выполнению элементарных игровых действий по словесной инструкции.
  • Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Содержание программы реализуется в совместной деятельности и в свободных играх.

Дидактические игры.

Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. В совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила. Учить детей открывать и закрывать коробочки и баночки крышками соответствующих размеров; учить детей нанизывать кольца на стержень, заполняя его целиком (пирамидка из 6—8 колец, башенка из 5—6 элементов); познакомить детей с расположением предметов в пространстве (внизу — вверху) в процессе дидактических игр; учить детей соотносить в ходе выполнения игровых заданий плоскостную и объемную форму, узнавать знакомые предметы в изображении («Почтовый ящик», «Чудесный мешочек»); учить детей подбирать одинаковые предметы и их изображения (парные картинки, «Лото — малышам»); учить детей использовать несложные предметы-орудия при выполнении игровых задач: сачок, лопаточка, палочка с крючком («Поймай рыбку», «Бирюльки», «Построим забор»); учить детей из частей создавать целый предмет (целостные изображения), использовать сборно-разборные игрушки, разрезные картинки с простой конфигурацией разреза (3—4 части).

Подвижные игры.

Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

Театрализованные игры.

Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.

2.5.Образовательная область "Речевое развитие".

Содержание образовательного направления «Чтение художественно» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении(восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование интереса и потребности в чтении.

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения.

Развивать умения слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков..

Развивать умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и песенок. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения (предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы). Развивать умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения. Формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать иллюстрации.

2.6.Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», (автор: профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) (автор А.И. Кузьмин) направлена на формирование духовно – нравственной основы личности, а также приобщения детей и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования предусматривает освоение детьми и их родителями системы духовных ценностей.

Реализация содержания программы «Истоки» являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет:

Вторая младшая группа (дети 3-4 лет) предполагает:

  • первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга»;
  • развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение; воспитание доверия ко взрослым и сверстникам;
  • развитие эмоционально-волевой сферы младших дошкольников в процессе воспитания на социокультурном опыте;
  • воспитание любви, интереса, бережного отношения к книге.

Все развивающие занятия в представленной программе выстроены через эмоциональный, чувственный опыт семейных отношений, приобщение сердцем к родной природе, истории, традициям, культуре. Образовательная программа по данной программе осуществляется в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми.

2.7. Образовательная область "Познавательное развитие".

Указанная программа ориентирована на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста с нарушенным слухом  и детей с кохлеарной имплантацией (КИ), в соответствии с новыми требованиями ФГОС, вступившими в силу с 1 января 2014 года, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию исследовательских умений, интеллектуальных и художественных способностей детей.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, формировать начало экологической культуры, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Задачи:

  • образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной систем;
  • развивающая: развивать первичные представления о живой и неживой природе,  эмоционально положительное отношение к природе, формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни;
  • воспитательная: формирование экологической культуры ребенка и положительного отношения к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды;
  • коррекционные: развивать устную и разговорную речь, слуховое восприятие.

2.6.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.

Задачи:

1. установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

2. создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения, заинтересованности проблемами друг друга;

3. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

4. формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка – уважительное отношение к своим близким.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток по воспитанию детей.

Образование родителей: консультации о возрастных особенностях детей третьего и четвертого года жизни в уголок для родителей, советы родителям о ПДД и безопасности ребенка дома.        

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации и участию в конкурсах, экскурсиях, физкультурных праздниках,  в детской исследовательской и проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, книг, проиллюстрированных вместе с детьми).

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения.

Материально- техническое обеспечение должно быть организовано  в:

• соответствии с  санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами;

• соответствии с  правилами  пожарной безопасности;

 • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

3.2.Обеспечение методическим материалом и средствами обучения и воспитания.

Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.

 

3.3. Распорядок и режим дня.

Режим дошкольного отделения  направлен, в первую очередь, на обеспечение гигиены нервной системы ребенка и высвобождение максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей.

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Образовательная среда в нашей  дошкольной группе предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком с нарушенным слухом   дошкольного детства.

Оборудование в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически оформленное и развивающее. Мебель соответствует  росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон,  оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...