Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Яковенко Татьяна Васильевна

Песенная импровизация. как вид детского творчества (из опыта работы педагога).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Песенная импровизация – как вид детского творчества

(из опыта работы музыкального руководителя)

 Еще Гегель заметил: почему мальчик, бросая в озеро камешки, с удовольствием смотрит на круги, расходящиеся по воде? Он видит в этих кругах нечто новое, что создал сам.

        Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего,  развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. (ФГОС)

Цель импровизации — активизировать творчество детей.

Моя задача  - учить детей свободно общаться в коллективе, эмоционально отзываться на музыку, закреплять певческие и двигательные навыки в свободное от музыкальных занятий время, тем самым ориентировать детей в песенном и танцевальном творчестве.

Вокальные импровизации привлекает внимание детей воплощением собственного замысла, повышают эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивают певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, - тоже.

Импровизация, в переводе с латинского означает - непредвиденный, внезапный, неожиданный, она по-своему может проявляться в каждом виде искусства. В музыкальной деятельности – это сочинение, непосредственно в процессе исполнения, будь то танец, игра на музыкальном инструменте или песня.

В настоящее время на основе исследований известных отечественных ученых - педагогов Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой П. И. детское творчество рассматривается, как процесс создания ребенком, для него нового продукта (игры, песни, сказки, рисунка и. т. д.) .

Наряду с Н. А. Ветлугиной, другие известные современные педагоги музыкального дошкольного воспитания, такие как Э. П. Костина, О. П. Радынова, А. И. Кантинене, М. Л. Палавандишвили, М. Ю. Картушина рассматривают детское музыкальное творчество как вид музыкальной деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). В частности песенное творчество предусматривает импровизацию попевок, несложных мотивов, которые сопровождают игры.

Моя работа над использованием вокальной импровизации основана  на этапности развития музыкального импровизационного творчества, разработанной Н.А. Ветлугиной: от заданий, требующих первоначальной ориентировки, с установкой на создание нового (измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и к заданиям, рассчитанным на самостоятельность действий детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

Я предлагаю  игровые задания, которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного возраста, наилучшим образом способствуют развитию детского песенного и танцевального творчества и игровой деятельности.

Первое направление – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, которая создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке, в этом направлении велика роль взрослого, который выступает образцом для подражания песенного творчества.

Второе направление характеризуется знакомством со способами творческих действий. Во втором направлении роль взрослого и ребенка абсолютно равна, сочинение мелодий является общей целью. В этом направлении велика роль творческих заданий, которые побуждают ребенка импровизировать несложные мелодии и мотивы.

Третье направление – самостоятельное сочинение мелодий ребенком. В третьем направлении роль взрослого отсутствует, ребенок самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст. В этом направлении предполагается использование дидактических пособий, стимулирующих творческие проявления детей.

Понимаю, что творческие, а в частности музыкальные возможности детей индивидуальны. Поэтому каждому ребёнку стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения, вовремя поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя , что стоит ещё немного поработать и придёт успех.

Главный критерий в оценке результатов творчества детей для меня – это не только правильно или неправильно они что-то спели, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.

Поэтому, для активизации творческого процесса, начиная с младшей группы, стараюсь использовать различные игровые приёмы, игрушки. Например, приношу на занятие куклу и говорю, что к нам в гости пришла кукла Маша и она очень любит танцевать, кто хочет поплясать с ней - позовите её. Предлагаю детям пропеть её имя ласково и нежно. Тот, у кого получилось это лучше всех, танцует с куклой.  Но, далеко не все дети могут сразу справиться с таким заданием. Задача на первом этапе - добиться светлой, ласковой интонации на высокой речевой позиции. Сначала дети произносят имя нараспев, но постепенно речевые интонации переходят в певческие.

Очень помогает мне в этой работе использование различных звукоподражаний.

На занятие приношу красивую дудочку, показываю её звучание и интересуюсь – хотят ли дети научиться так, играть? И тут же уточняю, что у каждого из них своя дудочка и поэтому мелодия тоже должна быть своя, не похожая на другие.

С самого начала подвожу малышей к критической оценке того, что у них получается. Вначале разбираю их импровизации сама. Говорю, что у Оли дудочка звучит светло, звонко, весело, так как звуки у дудочки высокие. Эта песенка понравится, наверное, всем птичкам. А дудочка Матвея звучит хмуро, глухо, потому что звуки у неё низкие. Побуждаю детей использовать для импровизаций более широкий диапазон своего голоса.

На другом занятии также обыгрываю барабан на звукоподражании- тра-та-та. В дальнейшем предлагаю детям самим найти интонацию на таких звукоподражаниях, как ку-ку, ку-ка-ре-ку, мяу и т.д.

В средней группе задания усложняю. Кроме названных приёмов, ввожу более сложные, например вопросно – ответную форму, предлагаю детям заканчивать начатую мною мелодию. Такие задания способствуют развитию ладотонального слуха.

Надо сказать, что работа над ладовым слухом одна из самых трудных и продолжительных. Она тесно связана с формированием навыка чистого интонирования. А это делается далеко не сразу и не всегда, порой связано с отсутствием у ребёнка музыкального слуха. Дети часто не владеют своим голосом из-за отсутствия вокально-слуховой координации, а иногда из-за каких-то дефектов голосового аппарата.

Предлагаю детям и другие задания, например: “Как тебя зовут?”. На одно из занятий вношу Петрушку и говорю: ”Дети, у нас в гостях Петрушка, он очень хочет с вами подружиться, но никого не знает по имени, давайте с ним познакомимся”. Напоминаю при этом:: “Так как имена у всех разные и чтобы каждого из вас он лучше запомнил, постарайтесь, чтобы прозвучало ваше имя по-особенному, не похожее на другое”. И каждый ребёнок старается найти свой ритмический вариант, свою мелодическую интонацию с различным направлением движения мелодии. В конце Петрушка говорит, чьё имя запомнил лучше всех.

К концу года использую песни “Что ты хочешь, кошечка?” Зингера, “Зайчик, зайчик, где бывал?” Скребковой. На этих примерах дети учатся выражать грусть, радость.

Сами они и оценивают, насколько интересна, выразительна мелодия, есть ли в ней интонации предыдущей импровизации или это новая мелодия, интересен ли ритмический рисунок, логично ли в целом построение импровизации. Объясняю детям, что вопрос всегда незавершен, если его интонация неустойчива. Даже если мы не поём, а говорим, то интонационно последнее слово вопроса всегда звучит выше, оно как бы повисает в воздухе: “Маша, ты где?”. А ответ напротив всегда устойчив, закончен: “Я здесь!”. Тем самым подвожу детей к тому, что их музыкальный ответ должен попасть в “домик”. И дети слышат, когда найден свой “домик” и когда ответ “заблудился”, то есть ребёнок попал в другую тональность.

Рекомендую такое упражнение, как «Машина» (предлагаю поиграть с автомобилем,  погудеть «би-би-би!», затем даю разные по величине машины и предлагаю показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяя наиболее удачные сочетания звуков, отличающиеся по высоте). Аналогичны игры «Птички» (птички разной величины, спеть на слог «ку-ку», как поет каждая птичка, изменяя звучание по высоте), «Лошадки» (проговаривать в разном темпе и ритме «цок-цок», поясняя, что сначала лошадка скачет быстро, а потом медленно, устало), «Баю-бай» (напевать колыбельную кукле на слог «баю», подпевая ребенку, закрепляя сочиненную им интонацию), «Пляска» (показать, как танцует или шагает кукла, напевая свою интонацию на слог «ля»).

В старшей группе работаю над закреплением навыков, полученных в средней группе, но на более высоком качественном уровне. Главная моя цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навыки самостоятельной импровизации.

В старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку способы пользования голосом для создания выразительного художественного образа. Для развития песенного творчества у детей можно предложить следующие игровые задания:

«Кто поет?» (маленькая или большая кукушка, мяукает кошка или котенок и т.д.).

«Песенки музыкальных инструментов» (импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки на разные слоги, с разной интонацией, в высоком, низком регистрах).

«Знакомство» (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации).

«Музыкальный разговор» (один ребенок поет «Ау, где ты?», другой отвечает «Я здесь!». Затем очередность меняется. Взрослый побуждает ребенка придумывать новые интонации).

«Придумай попевку», «Вопросы – ответы» (импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив - кто больше придумает попевок).

«Три медведя» (найти для каждого персонажа свою интонацию (высокую, среднюю, низкую), пропеть на слог «ля» или придумать текст).  

«Песни для игрушек» (импровизировать короткие попевки, небольшие песенки в различных эмоционально – образных ситуациях, отыскивая различные интонации, передающие настроение заданного образа).

«Закончи песенку» (найти собственный вариант окончания песни на предлагаемый педагогом текст).

«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).

«Композитор» (сочинить мелодию в заданном жанре, передать настроение и характер музыки). Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим  настрой импровизации, например:

«Колыбельная» Н. Френкель.

Мама Ванечку качала, и, качая, напевала: А-а-а, а-а-а.

«Марш» А. Шибицкой.

Кто шагает ряд за рядом? Это мы идем отрядом.

«Плясовая» А. Шибицкой.

Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком.

«Импровизация – диалог» - сочинить собственный вариант ответа в импровизации диалогической структуры на предлагаемый текст: «Где обедал воробей?» (С.Маршак), «Где ты была сегодня, киска?» (С. Маршак), «Ножки, ножки, где вы были?» (Н. Френкель).

        Работа над импровизацией возможна с использованием дидактических игр, например, «Времена года», в которой детям предлагается раскрасить четыре прямоугольника («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») цветовыми сочетаниями, подходящими к различным временам года. Спеть «зимний», «летний», «осенний», «весенний» напевы, со словами или без слов, аккомпанируя себе, щелкая пальцами, хлопая в ладоши, притопывая, отстукивая на бубне, барабане.

В подготовительной группе у детей накапливается богатый запас музыкальных впечатлений. Они свободно разбираются в жанрах (марш, танец, песня), знают, что музыка одного жанра может быть разной. Например, марши могут быть походными, детскими, праздничными.

С детьми этой группы я использую такой прием, как сочинение песни на готовый текст. Вначале для этого я предлагала ребятам стихи, известные им с младшей группы (“Мишка”, “Зайка”, “Мячик” А. Барто).

Разбирая произведения, обращаю внимание дошкольников на то, какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы передать радость, грусть, тревогу, жалобу, состояние покоя. Какая при этом мелодия, ее ритмическая структура, динамика, лад.

Затем предлагаю ребятам сочинить песни на собственные  стихотворения.

Благодаря подобным заданиям, занятия стали проходить в интересной, увлекательной форме. Сочиняя, импровизируя, дети стали более инициативными, самостоятельными, а это способствует овладению новыми знаниями, навыками умениями, то есть творчество помогло активизировать сам процесс обучения.

Можно сделать вывод, что импровизации не только эмоционально развивают, воспитывают, но и требуют умственных усилий, внимания, активности, развивают память, речь, интеллект, воображение.

И главное не в том, насколько первые творческие опыты удачны, а в том, что дети почувствовали интерес к творчеству. Это помогает и в решении многих воспитательных задач: сплочении детского коллектива, взаимосвязи и взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...