Методы, приемы, технологии речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
статья по коррекционной педагогике

Статья затрагивает вопрос выбора наиболее эффективных методов и приемов  речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hrushcheva_lb_statya_dlya_pechati.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Хрущева Любовь Борисовна

учитель -логопед

 МДОУ «ДС№7»КГО

Методы, приемы, технологии речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Большую роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы. Это  обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Большинства детей имеющий диагноз НОДА отмечены и нарушения и речевой сферы. Перед каждым педагогом, работающим с данной категорией детей, встает серьезный вопрос. Вопрос отбора методов, приемов, технологий, позволяющих обеспечить  и оптимальный двигательный режим, и речевое развитие  в условиях ДОУ. Разработано много технологий, позволяющих развивать речь. Много оздоровительных технологий для детей с НОДА с успехом применяемые в детских садах. Но как выбрать наиболее эффективные, решающие проблему в комплексе.

К числу наиболее распространенных и хорошо себя зарекомендовавших можно отнести:

  • Подвижные игры с речевым сопровождением
  • Физ. минутки
  • Пальчиковая  гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логоритмика
  • Су-джок терапия
  • Театрализованная деятельность
  • Игры в мяч
  • Рисование на вертикальных поверхностях
  • Информационные технологии

Рассмотрим некоторые из них.

Испытанный метод – игры с мячом.

Игры с мячом высоко адаптируются под различные возможности людей с различным возможностям моторики и интеллектуальных функций. Во время  игр с мячом улучшается обмен веществ, тренируются большие мышцы, легкие дышат, спина выпрямляется. То есть физическая мобилизация сильнейшим образом активизирует кору головного мозга. Происходит  развитие регуляторный компонента (принятие правил, произвольное внимание, волевой компонент). Поддерживается  баланс возбуждения и торможения, тактильная стимуляция, сила больших мышц, поддержание равновесия. Развивается мелкая моторика кисти, зрительно-моторные координации, межполушарное взаимодействие [3].

К несомненным плюсам можно отнести:

  1. Доступны игрокам разных возрастов.
  2. Хорошо адаптируются под разные возможности детей (моторные, интеллектуальные).
  3. Мяч позволяет развивать широкий спектр функций и навыков.
  4. Мяч безопасен.

Еще один комплексный, но очень простой метод -  работа на вертикальных поверхностях.

Данный метод способствует:

Развитию силы и стабильности верхних конечностей

Развитию билатеральной  координации

Развитию силы мышц спины

Преодолению утомления

Развитию пространственных представлений

Развитиюе внимания, зрительно- моторной координации

Приемы работы на вертикальных поверхностях:

  • Работа с  трафаретами
  • Свободное рисование
  • Игры с намагничеными объектами
  • Изображение линий ( вертикальных, горизонтальных, наклонных и т.д) [2].

Следующая методика, на которой мы остановимся: «Расскажи стихи руками». Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

 «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями[1].

Игры с песком.

Игры с песком принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей. помощью игр на песке  развивается речевая активность, познавательные процессы. А вместе с этим  развиваются коммуникативные способности, вырабатываются положительные черты характера, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, формируется гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Все чаще психологи ДОУ рамках психолого- педагогического сопровождения детей с сочетанным диагнозом, применяют  песочную терапию. Такая  терапия способствует улучшению мелкой моторики, коммуникативных навыков, формированию образного мышления и адекватной модели мировосприятия.

Уникальная современная  разработка- это интерактивная песочница.

 Песочница установлена во многих учебных заведений различной направленности: это и детские сады, и школы-интернаты, и специальные образовательные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.  Комплекс «Играй и развивайся» представлена челябинскими разработчиками. Это образовательные подвижные занятия, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря этой технологии ребята больше не сидят у монитора, а учатся в процессе увлекательной игры.

Таким образом, дети с НОДА, имеющие нарушения речевого развития  нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для их личностного развития. В процессе занятий с ребёнком необходимо помнить, что необходимо параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление и осуществлять коррекцию  нарушений опорно - двигательного аппарата.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  2. Малюкова Н. Г. Рисование на вертикальных поверхностях - мультицелевой эффективный метод работы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Hrg-9FICvR8
  3. Малюкова Н.Г. Упражнения с мячом – мультицелевые занятия в помощь логопеду и психологу [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=qiVMI1lJ8bI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсатор...

Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект  занятия  по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...

ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления

В статье описаны психофизические и речевые особенности детей с ДЦП, способы коррекции нарушений речи, комплексное сопровождение детей данной категории. Материал адресован широкому кругу специалистов, ...

Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления.

В статье описаны особенности речевых расстройств у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их взаимосязь с двигательными нарушениями, специфика логопедической помощи при работе с детьми данн...