Тема: «Зима. Сезонные изменения»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Цель: Создать условия для знакомства детей с зимой, сезонными изменениями.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Систематизировать знания детей о зиме.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
  • Обеспечить развитие логического мышления, через отгадывание загадок.
  • Обеспечить развитие умения составлять целое из частей, развивать самоконтроль, умение концентрировать внимание.
  • Обеспечить развитие   грамматического   строя   речи через образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
  • Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
  1. Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
  • Обеспечить развитие умения формулировать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._sezonnye_izmeneniya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-образовательного занятия

учителя-дефектолога Жуйковой Анастасии Юрьевны

Тема: «Зима. Сезонные изменения»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Цель: Создать условия для знакомства детей с зимой, сезонными изменениями.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Систематизировать знания детей о зиме.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
  • Обеспечить развитие логического мышления, через отгадывание загадок.
  • Обеспечить развитие умения составлять целое из частей, развивать самоконтроль, умение концентрировать внимание.
  • Обеспечить развитие   грамматического   строя   речи через образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
  • Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
  1. Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
  • Обеспечить развитие умения формулировать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint; мяч; карточки «Зимушка-зима»;  картинки на магнитах.

Формы работы:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):

Все дети сидят в кругу. Педагог приветствует детей.

  • Упражнение «Импульс»

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Педагог пожимает руку стоящему справа и говорит: «Привет!». Рукопожатие передается дальше, по кругу, пока не вернется к педагогу. Играть надо в быстром темпе. В заключение все хором говорят: «Здравствуйте».

-    Упражнение «Настроение»

Дети стоят в кругу, педагог предлагает выбрать каждому ребенку изображение лица на картинке, которое соответствует его настроению (Слайд №2).

            Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на конверт, который лежит у него на столе.

  • Введение в тему занятия:

Педагог открывает конверт и с детьми отгадывает загадки, которые лежат в нем и по первым буквам отгадок составляют слово «Зима» (Слайд №3). Педагог подводит детей к идее, что сегодня они будут говорить о времени года зиме.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы (заяц)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет (иней)

В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан (айсберг)

  1. Актуализация знаний детей, активизация коммуникативной и двигательной функции.

      Беседа о признаках зимы.

Педагог предлагает детям рассмотреть слайды, организует обсуждение, просит рассказать о том, что изображено, при необходимости задает вопросы, уточняет и дополняет ответы детей (Слайд №4).

Признаки зимы:

  • Солнце светит, но не греет
  • Снегопад

 Понижение температуры воздуха до отметки ниже 0 по Цельсию.

  • Дни короткие, ночи длинные
  • Метель
  • Замерзает почва и водоемы. Рыбы подо льдом замерзших водоемов ведут малоактивный образ жизни, прячутся в ямах или под корягами. Животные ложатся в спячку (медведи, ежи), а другие линяют и наращивают теплый подшерсток.
  • Птицы улетают в теплые края, а те, что остаются, стараются держаться в поисках пропитания ближе к человеческому жилищу.
  • Приобретают и одевают подходящую одежду.

Беседа по сюжетной картине «Зима» (Слайд №5)

  • Какое время года изображено на картине?
  • Назови зимние месяцы
  • Назови признаки зимы
  • Расскажи о жизни птиц и зверей зимой
  • Назови зимние забавы и развлечения

Игра   «Собираем картину»

     Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на сюжетную картину «Зима», запомнить расположение всех деталей. Затем педагог убирает картину и из деталей на доске предлагает выложить такой же сюжет (Слайд 6).

 Игра   «Нелепицы»

    Педагог добавляет к картине сложенной из деталей различные нелепые картинки, дети говорят, что неправильно, и исправляют картинку на доске (например: зимой растут грибы, идет дождь , и т. д.).

Игра   «Скажи наоборот» (с мячом)

               Дети стоят в кругу, педагог говорит незаконченное предложение, дает ребенку мяч, ребенок должен закончить предложение.  Например:

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой - … .

Летом день длинный, а зимой - … .

Летом солнце яркое, а зимой - … .

Весной лед на реке тонкий, а зимой - … .

Снег мягкий, а лед - … .

Одни сосульки длинные, а другие - … .

          Игра  «Назови ласково» (с мячом)

           Педагог говорит существительное, дает ребенку мяч, ребенок должен образовать существительное уменьшительно-ласкательной формы. Например:

Снег – снежок

Солнце – солнышко

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулят» 

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять 

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.    

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,      

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,      

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.    

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки

Игра «Собери картинку»

    Педагог предлагает каждому ребенку собрать разрезную картинку.   

    Игра «Зимушка-зима»

    Педагог предлагает детям догадаться, откуда эти маленькие кусочки? Соединить подходящие картинки (Слайд №7).

  1. Рефлексия (итог):

         Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на прогулке: "Переход от осени к зиме: сезонные изменения"

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в старшей группе  на тему: "Переход от осени к зиме: сезонные изменения"....

Обобщение знаний детей о зиме, сезонных изменениях.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Это занятие было подготовлено и проведено мной к конкурсу "Воспитатель года" в ДОУ...

Зима. Сезонные изменения

Презентация для детей среднего дошкольного возраста по знакомству с сезонными изменениями зимой....

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Сезонные изменения в природе.»

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Сезонные изменения в природе.»Уважаемые родители!Предлагаем Вам закрепить полученные знания детей по данной теме.1. Спро...

"Зима. Сезонные изменения в природе"

Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.Задачи. Развивать речевую активность. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения и уметь отстаивать свою точку зрения. Вос...

"Зима. Сезонные изменения в природе"

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обогащать представления детей о зимней природе, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук,...

Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему "Зима. Сезонные изменения в природе"

Систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях природы в зимний сезон....