Занятие:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Архангельская Татьяна Николаевна
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать средства межфразовой связи, составлять предложения с предлогами, произносить предложения с вопросительной интонацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_razbitaya_chashka.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                  НОД по развитию связной речи

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Цель.

Коррекционно-обучающие:

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать средства межфразовой связи, составлять предложения с предлогами, произносить предложения с вопросительной интонацией,

Коррекционно-развивающие:

развивать память, внимание, логическое мышление,

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать честность.

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фартук для мамы, жилет для сына, фишки. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» из пособия для воспитателей и логопедов Филичевой Т. Б., Каше Г. А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение,1989.
Картинка №1 – Мальчик выронил чашку, собака лежит на коврике.
Картинка №2 – Мама показывает на осколки чашки, спрашивает: «Кто разбил чашку?», сын показывает на собаку.
Картинка №3 – Мама выгоняет собаку на улицу. На улице зима, лежит снег, холодно.
Картинка №4 – Собака царапает лапами дверь, просится домой.
Картинка №5 – Собака сидит под окном, мальчик смотрит на нее из окна.
Картинка №6 – Сын подходит к маме и рассказывает о том, что это он разбил чашку.

Предварительная работа. Разучивание пословиц и поговорок о правде и лжи.

                                                       Ход занятия.

1.Организационный момент.
Психогимнастика «Мое настроение».
- Покажите, как вы обрадовались, испугались, обиделись, расстроились, успокоились.

11.Сообщение темы.

- Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи. Скажите, чем правда лучше лжи? Вспомните пословицы и поговорки о правде и лжи.
Дети называют пословицы и поговорки:

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,
«Правда дороже золота»,
«Правда светлее солнца»,
«Правда со дна моря выносит»,
«Правдой мир держится»,
«Вранью короткий век»,
«Ложь света боится»,
«Ложь человека не красит».

Логопед показывает детям красивую чашку.

- Посмотрите, какая чашка появилась у нас в группе. Она поможет нам понять, чем правда лучше лжи. Расскажите, какая она.

Дети описывают чашку, подбирая имена прилагательные к слову «чашка»:
чашка (какая?) – хрупкая, красивая, новая, большая, широкая, тяжелая, белая, скользкая.

- С одной из подружек этой красивой хрупкой чашки произошла удивительная история. Давайте с ней познакомимся.

111.Работа над рассказом.

1.Рассмаривание картинок, ответы на вопросы.

Кто нарисован на первой картинке? Придумайте, как зовут мальчика, собаку. Что случилось с чашкой?
Кто нарисован на второй картинке? Что лежит на полу? Как вы думаете, о чём спросила мама мальчика? Что он ответил?
Посмотрите на третью картинку, скажите, как мама поступила с Бобиком? Какая погода стояла на улице?
Кто нарисован на четвертой картинке? Что делает собака?
Рассмотрите пятую картинку, где сидит собака? Кто выглядывает в окно?
Посмотрите на шестую картинку, кто пришел к маме? Для чего сын пришел к маме?

Логопед смешивает картинки, предлагает детям расставить их в правильном порядке. Дети расставляют картинки, затем отвечают на проблемные вопросы.

Правильно ли сделал Дима, когда сказал, что это Бобик разбил чашку? Почему он так поступил? Что почувствовала мама, когда узнала, что собака разбила чашку? Бобик понял, за что его наказали? Что он чувствовал, когда сидел под окном? Что почувствовал Дима, когда выглянул в окно? Это хорошо – обманывать?

2.
Составление предложений, использование средств межфразовой связи.

- Как можно назвать мальчика? (Дима, сын, он, мальчик)
- Как можно назвать собаку? (Бобик, пес, он, собака, верный друг).

Дидактическое упражнение «Замени слово».

Дети повторяют предложения «Дима выглянул в окно», «Бобик сидит под окном», заменяя слова «
Дима», «Бобик».

3.Объяснение значения слова «осколки».

- Когда чашка разбилась, она распалась на мелкие острые кусочки. Кусочки разбитых предметов, которые сделаны из стекла, фарфора, глины называются осколки. Они имеют острые края. Если неаккуратно взять осколки в руки, можно порезаться. Не берите осколки в руки. Если вы разбили какой-то стеклянный или глиняный предмет, позовите взрослых, они помогут убрать осколки.

Дети повторяют слово «осколки», отхлопывая его ритм.

- Что увидела мама на полу? (Мама увидела осколки чашки.)

4.
Образование имен прилагательных от наречий, глаголов, подбор имен прилагательных к именам существительным.

- Сейчас мы расскажем, какими были мама, Дима, Бобик – герои нашего рассказа.

Дима побоялся сказать правду. Он был трусливым.

Аналогично логопед объясняет значения слов: грустный, смелый, честный, правдивый, сердитая, справедливая, добрая, грустная, веселая, довольная, печальная, расстроенная.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дети повторяют названия качеств человека, затем образовывают их самостоятельно.

Логопед бросает мяч, говорит: «Мама поступила справедливо, значит, она какая?»

Ребенок отвечает: «Справедливая».

5.
Составление диалога мамы и сына, отработка вопросительной интонации.

- Что спросила мама, когда увидела осколки чашки? (Кто разбил чашку?)
- Послушайте, как можно задать этот вопрос. Определите, когда я скажу строго, удивленно, весело, грозно.


Логопед произносит вопрос по-разному, дети определяют как он произнесен.

- Попробуйте сами произнести вопрос мамы строго, удивленно, весело, грозно.
- Подумайте, что сказал сын, когда пришел к маме? Что ответила мама?
Дети подбирают реплики, разыгрывают диалог мамы и сына.

6.
Развитие общей моторики. 

- Как вы думаете, Бобик простил Диму? (Да.)
- Давайте поиграем так, как это делает Бобик, когда у него хорошее настроение.

Бобик
Вот он крутится волчком.
Бобик, Бобик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор,
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот –
Словом дел невпроворот. (По А. Прокофьеву.)

Дети выполняют движения соответственно текста.

7.Составление плана рассказывания, подбор названия рассказа.

Дети придумывают название рассказу. Логопед напоминает детям последовательность событий в рассказе.

8.Составление рассказов детьми.

Дети составляют рассказ, надевая костюмы мамы (фартук), сына (жилет).
Логопед предлагает детям рассказывать индивидуально, парами, по цепочке.
Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

1V.Подведение итогов.

- Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Я надеюсь, вы поняли, почему правда лучше лжи.

В течение всего занятия за каждый правильный ответ дети получали фишки. Логопед предлагает детям подсчитать фишки, которые они получили, определить, у кого их больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (с использованием ИКТ)

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию...

Конспект по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Цель. Коррекционно-обучающие:·                    Учить детей составлять рассказ по серии сюж...

Конспект занятия "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...