«Формирование фонематического восприятия через игру»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шуклина Ольга Александровна

Цели:

 • Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи.

 • Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Предварительная работа: Анкетирование родителей на тему «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста». Подготовка показа открытого НОД по формированию  фонематического восприятия и звукопроизношения, подбор игр, методических материалов, литературы по данной теме для родителей.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, бочонки, крупы.

Содержание нашего круглого стола:

 1. Показ открытого НОД по формированию  фонематического восприятия и звукопроизношения «Звук и буква И»,  учителем – логопедом.

 2. Анализ проведенного анкетирования.

 3. Обсуждение форм развития фонематического восприятия детей дома и в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruglyy_stol.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности.

Тема: «Формирование фонематического восприятия через игру»

Цели:

 • Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи.

 • Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Предварительная работа: Анкетирование родителей на тему «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста». Подготовка показа открытого НОД по формированию  фонематического восприятия и звукопроизношения, подбор игр, методических материалов, литературы по данной теме для родителей.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, бочонки, крупы.

Содержание нашего круглого стола:

 1. Показ открытого НОД по формированию  фонематического восприятия и звукопроизношения «Звук и буква И»,  учителем – логопедом.

 2. Анализ проведенного анкетирования.

 3. Обсуждение форм развития фонематического восприятия детей дома и в ДОУ.

Проведение мероприятия:

Родители садятся за столы.

I.Показ открытого НОД по формированию  фонематического восприятия и звукопроизношения «Звук и буква И».

Воспитатель: Сегодняшнее мероприятие посвящено теме Формирование фонематического восприятия через игру. Актуальность этой темы вызвана со спецификой развития речи детей с ОНР. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместные усилия родителей и педагогов являются залогом успешной коррекционной работы.

        -Вашему вниманию предоставляется НОД по формированию  фонематического восприятия и звукопроизношения «Звук и буква И».

 После просмотра проходило обсуждение, на котором учитель –логопед обратила внимание родителей на низкий уровень сформированности фонематического слуха и связной речи. Рассказала о динамике в преодолении нарушений звукопроизношения, дала родителям индивидуальные рекомендации по данному разделу.

II. Анализ анкетирования.  (учитель – логопед)

 По итогам проведения анкетирования выделены следующие затруднения у родителей по развитию речи детей:

 •незнание речевых игр родителями;

 •трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;

 •узкий круг обсуждаемых тем с детьми;

 •нехватка времени для совместной деятельности с детьми.

III. Обсуждение форм развития фонематического восприятия детей дома и в ДОУ.

Логопед: Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

        Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

        Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Я предлагаю вам вспомнить школьный курс русского языка и ответить на несколько вопросов:

- «Звук» и «буква» - это одинаковые ли разные понятия?

- В русском языке больше букв или звуков?

- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

- Вспомните, чем отличаются звонкие звуки от глухих?

Обсуждение этих вопросов доказало нам, на сколько объемный и сложный материал должен усвоит ребенок в дошкольном возрасте. Чтобы развитие ребёнка проходило благополучно и успешно давайте приложим совместные усилия.

        На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

6. Развитию навыков звукового анализа.  

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.  

 - Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

 - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.  

 - Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 - Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

 - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

 - Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.  

 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 - Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.  

 - Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.  

 - Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.  

 - Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.  

 - Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры (родителям раздали буклеты) можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

 Анкета для родителей.

 «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста».

 1. Беспокоит ли вас речевое развитие ребенка?

 2. Как часто вы беседуете с ребенком?

 3. Какие темы вы с ребенком в основном обсуждаете?

 4. Исправляете ли вы речевые ошибки своего ребенка?

 5. Кто чаще всего выполняет задания логопеда дома?

 6. Какой совместной деятельностью вы занимаетесь с ребенком?

 7. Есть ли у вас дома игры для развития речи? (какие)

 8. Какую последнюю книгу вы прочитали ребенку?

 9. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?

 10. Учите ли вы с ребенком стихи, кроме заданных в детском саду?

 11. Ведете ли вы ребенка в детский сад на занятия, если у вас выходной?

 12. Рассказывает ли ребенок о логопедических занятиях в детском саду?

 Большое спасибо!

 Используемая литература:

 1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит… – Санкт-Петербург:

 2. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха через игру

Развитие фонематического слуха  имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основ...

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

семинар-практикум для родителей "Формирование фонематического восприятия через игру".

В данном материале представлены игры для развития фонематического восприятия....

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Развитие фонематического восприятия через игру

В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. Работая в...