Развитие фонематического восприятия через игру
методическая разработка по логопедии

Савельева Галина Александровна

В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. Работая в детском саду с детьми – логопатами, наблюдаю и анализирую трудности детей в овладении навыками правильной речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушены все структурные компоненты речи. Игра «Волшебный коврик», направлена на развитие фонематического восприятия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_cherez_igru.docx106.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия через игру.

Игра «Волшебный коврик».

    В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей. Работая в детском саду с детьми – логопатами, наблюдаю и анализирую трудности детей в овладении навыками правильной речи. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушены все структурные компоненты речи.

 Игра «Волшебный коврик», направлена на развитие фонематического восприятия.  В нашем детском саду работа по развитию фонематического восприятия проводится, начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем дошкольном возрасте продолжается более углубленно. Начинается она на материале первичных звуков и постепенно охватывает все звуки речи, правильно произносимые детьми. Кроме этого с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Работу по развитию у детей способности дифференцировать, можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различие слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие у детей навыков элементарного анализа.

  Труднее всего дети выполняют задания на шестом этапе. Они затрудняются выделить слова с заданным звуком. В своей работе я использую дидактическую игру «Волшебный коврик». Дети на слух выделяют первый звук в слове и обозначают его фишкой нужного цвета.

Игра «Волшебный коврик»

Цели игры:

образовательная: учить детей определять первый звук в слове и обозначать его фишкой нужного цвета. К – красной фишкой: С – синей фишкой; З – зеленой фишкой; Ж – желтой фишкой; Ч –черной фишкой;

развивающая: развивать у детей цветовой гнозис, фонематический слух;

воспитательная: воспитывать желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: Карточка с изображением контуров 9 кругов на каждого ребёнка. Карточка с изображением контуров 16 кругов. Карточка с изображением контуров 25 кругов на каждого ребёнка. Фишки – цветные круги: по 100 штук красного, синего, жёлтого, зелёного, чёрного цветов. Образцы узоров.

Раздаточный материал: 

1. На каждого ребёнка: 1 карточка с 9 кругами и фишки 2 – х цветов (синего и красного) по 10 штук.

2 -  усложнение: 1 карточка с 9 кругами на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного)

3 – усложнение: 1 карточка с 16 контурами кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого)

4 – усложнение: 1 карточка с  контурами 25 кругов на каждого ребёнка, фишки по 10 штук каждого цвета (синего, красного, зелёного, жёлтого, чёрного)

Ход игры:

  Давным-давно жил был художник. Он был бедным и зарабатывал себе на хлеб тем, что придумывал на холсте узоры для коврика. Затем эти рисунки он отдавал ткачам короля, и они ткали прекрасный ковёр. Однажды художник трудился целый день и закончил свою работу поздно вечером. Он очень устал, ведь он не ел с самого утра. Но когда работа была закончена, он оставил холст высыхать, а сам пошёл  ужинать в свою хижину. И вдруг пошёл дождь, который смыл весь узор. Увидев чистый холст, художник очень расстроился, ведь у него не было денег купить новые краски. Давайте, ребята, поможем художнику сделать новый узор? А для этого слушайте меня внимательно. Для  работы нам понадобится карточка,  на которой нарисованы 9 контуров кругов. И фишки красного и синего цвета. Узор у нас будет из красных и синих кругов. Начнём выкладывать узор  с верхней дорожки слева направо. Я называю слова. Если слово начинается на звук К – закрываем контур красным кружком, если на звук С – синим кружком.

Слова: куст, собака, каша,                    

             сок, сын, стакан,

            компот, сапоги, кукушка.

Показываю образец узора, дети проверяют себя.

2 усложнение – проводится  аналогично, добавив зелёные фишки.

Слова: кот, зубы, кувшинка,

            сон, квас, суп,

            кабан, звонок, качели.

 

   

3 усложнение – коврик из 16 кругов и добавили фишки жёлтого цвета.

Слова: карандаш, кран, жара, жаба,

             солнце, сыч, зола, забор,

        жир, журнал, камень, капуста,

         закладка, зубр, сын, сок.

   

4 усложнение – коврик из 25 кругов, добавили фишки чёрного цвета.

Слова: капуста, червяк, квас, человек, кусок,

        зубы, жук, квакушка, живот, замок,

             стакан, крокодил, краски, кофта, сок,

             забор, Чебурашка, компот, чучело, змея,

             кольцо, жираф, клёст, жасмин, круг.

Показала образец коврика. Дети проверили свои коврики.

Рефлексия. Подведение итогов игры. Можно предложить детям самостоятельно придумать узор для коврика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

семинар-практикум для родителей "Формирование фонематического восприятия через игру".

В данном материале представлены игры для развития фонематического восприятия....

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»...

«Формирование фонематического восприятия через игру»

Цели: • Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи. • Дать практические советы и рекоме...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Консультация для педагогов на тему: "Развитие фонематического восприятия через занимательные игры"

Актуальность развития фонематического слуха.Описание игр для развития фонематического восприятия....