ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
рабочая программа по коррекционной педагогике

Бурдина Тамара Викторовна

Пояснительная записка

 

Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  результатов: они не устраняют первопричины нарушений, но полезны для развития детей, программу включены нейропсихологические упражнения. Применение в комплексе традиционных методов коррекции и нейропсихологических упражнений  позволяют улучшить у ребенка память, внимание, мышление, воображение и т.д., речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику,  снижают утомляемость, повышают работоспособность, а также  выявляют скрытые способности человека и расширяют границы возможностей деятельности мозга. 

Программа представляет собой удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога; способствует  овладению детьми ключевыми компетенциями, закрепленными в ФГОС, и предназначена для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sovyonok.docx96.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Развитие высших психических функций

 у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

(речевые нарушения)

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  результатов: они не устраняют первопричины нарушений, но полезны для развития детей, программу включены нейропсихологические упражнения. Применение в комплексе традиционных методов коррекции и нейропсихологических упражнений  позволяют улучшить у ребенка память, внимание, мышление, воображение и т.д., речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику,  снижают утомляемость, повышают работоспособность, а также  выявляют скрытые способности человека и расширяют границы возможностей деятельности мозга.  

Программа представляет собой удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога; способствует  овладению детьми ключевыми компетенциями, закрепленными в ФГОС, и предназначена для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Программа  опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка;
  • Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет  индивидуальных  особенностей  ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение  адекватное развитию  конкретного ребенка;
  • Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
  • Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы;  учится  все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
  • Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание   доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм  общения;
  • Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
  • Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
  • Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).

Целью данной программы  - развитие высших психических функций

Задачами данной программы являются:

  • Способствовать развитию внимания, памяти
  • Развивать мышление
  • Развивать творческое воображение;
  • Способствовать развитию связной речи;
  • Способствовать снятию у детей эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Психологические особенности развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями  (ОНР)

У детей с речевыми нарушениями отмечаются более поздние сроки появления гуления, первых слов и фразовой речи. Наблюдаются нарушения фонематического восприятия, низкий уровень развития буквенного гнозиса. Зрительное восприятие отстает в своем развитии и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета, увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Дети затрудняются в дифференциации понятий «справа», «слева», трудности ориентировки в собственном теле. Внимание неустойчивое, снижено произвольное внимание, трудности в планировании своих действий, трудности в выполнении задания в условиях словесной инструкции. Заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Для детей с речевыми нарушениями характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: задерживает формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.

Планируемые результаты:

  • у ребенка повысился уровень развития  высших психических функций, их произвольность, активизировалась познавательная активность и внутренние резервы;
  • у ребенка повысился уровень тонкой моторики руки и творческого воображения;
  • ребёнок умеет работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками.  

Методы оценки результативности

Название шкалы

Автор теста или  методики, название

Исследуемая функция

Восприятие

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Р.С.Немов

Развитие способности восприятия целостной формы предмета

Речь

Методика «Нелепицы», М. Битянова, О.Барчук

Развития умения рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Воображение

Методика «На что это похоже?», Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Развитие воображения и оригинальности мышления

Умение действовать по правилу

Методика «Нарисуй по точкам»,  Т.Н. Головина

Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец

Память

Методика «Назови слова», Е.В.Доценко

Развитие активной памяти ребенка

Восприятие

Методика «Эталоны»,                О.М. Дьяченко

Отнесение  свойств предмета к заданному эталону

Внимание

Методика «Корректурная проба», Б. Бурдона

Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания

Память

Методика

«Запомни предметы»,

М.М. Семаго

Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения

Связная речь

Методика «Сюжетные картинки»,

И.А Барташникова,  А.А Барташников.

Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Мышление

Методика «Исключение лишнего понятия»,

С.Д. Забрамная

О.В. Боровик

Развитие логического мышления

Мелкая моторика

Методика «Проведи линии» Е.А. Горбунова

Развитие мелкой моторики руки

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка

Тематическое планирование 3-4 (ОНР)

Тема

Содержание занятия

Количество

1

Занятие № 1

Пальчиковая гимнастика

игра «запомни игрушки»

Игра « какая игрушка на ощупь»

1

2

Занятие № 2

Пальчиковая гимнастика

Игра «найди нужный цвет»  

игра «Какая игрушка пропала»

1

3

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика

Игра «подбери пару»  

Игра « волшебный мешочек»

1

4

Занятие № 4

Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие мышления «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!»

1

5

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди предмет по описанию в помещении»

Игра «Сложи картинку»

1

6

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика

Дорисуй цветочку кружочек, домику окошко, яблоку веточку

«Расскажи мне про игрушку» ( Показывается животное. Ребенку задаются вопросы: чем питается животное, где живет, какого цвета и т.д.)

1

7

Занятие № 7

Пальчиковая гимнастика

«Сложи пирамидку»

«Сложи радугу»

1

8

Занятие № 8

Пальчиковая гимнастика

«Найди лишний предмет» (по цвету, по форме, по величине)

Конструирование. «Построй что ни будь из кубиков, построй любой дом, машину»

1

9

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика

«Больше, меньше» (найди предметы большие или маленькие)

«Спрячь матрешку в сввой домик» (но величине)

«Кто какой шарик держит»( по картинке)

1

10

Занятие № 10

Пальчиковая гимнастика

«Назови у каждого животного детеныша и подбери картинку»

«Найди лишнее и объясни»

«Учимся заканчивать предложение

1

11

Занятие № 11

Пальчиковая гимнастика

«Соедини рукавички одинакового цвета»

«Покажи самый большой и самый маленький зонтик»

1

12

Занятие № 12

Игра в магазин.

1

13

Занятие № 13

Пальчиковая гимнастика

Игра «Сложи картинку»

Игра «Найди тень»

1

14

Занятие № 14-15

Пальчиковая гимнастика

Д/И с палочками Кюзинера

2

15

Занятие № 16-17

Пальчиковая гимнастика

Д/И с блоками Дьёныша

2

16

Занятие № 18

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Найди тень»

1

17

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика

Конструирование из счётных палочек

1

18

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди тень»

Игра «Сложи картинку»

1

19

Занятие № 21

Пальчиковая гимнастика

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Что пропало»

1

20

Занятие № 22

Д/И с палочками Кюзинера

1

21

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика

Игра «Какие животные спрятались»

Игра «Найди две одинаковые картинки»

1

22

Занятие № 24

Пальчиковая гимнастика

Д/И с блоками Дьёныша

1

23

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди всех лягушек»

Игра «Найди отличия»

1

24

Занятие № 26

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Рассели по домикам»

1

25

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди пару»

Игра «Сложи из палочек»

1

26

Занятие № 28

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Чего не стало»

1

27

Занятие № 29

Пальчиковая гимнастика

Игра «Охота»

Игра «Найди пару»

1

28

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика

Игра «Какой предмет лишний»

Игра «Чего не стало»

1

29

Занятие № 30

Игра «Волшебный лес»

1

Итого 31 занятие

Тематическое планирование для детей 4-5 лет ( М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова) ОНР

Тема

Содержание занятия

Количество

1

Занятие № 1

Игра «Следопыт»

Найди отличия

Четвёртый лишний

Какой игрушки не хватает

Разрезанные картинки

2

Занятие №2

Найди предмет

Чего не хватает

Запомни и назови картинку

Покажи фигуру

Разрезанные картинки

Игра «Поймай комара»

3

Занятие №3

Найди два одинаковых предмета

Сложи такие же фигуры

Назови одним словом

Говори наоборот

Назови предметы

4

Занятие №4

Назови фигуры и назови такую же картинку

Назови одним словом

Ответь на вопрос

Отгадай загадки и запомни отгадки

Будь внимателен

Что запомнил

Петрушка прыгает

5

Занятие №5

Какая фигура не похожа на другие?

Кто где живёт?

Составь пары и запомни слова

Разрезанные картинки

Нарисуй фрукты в вазе

Что запомнил?

6

Занятие №6

«Слушай и выполняй»

Найди отличия

Запомни слова

Чего не хватает?

Назови предметы, похожие на данные фигуры

Что запомнил?

7

Занятие №7

Сравни

Продолжи и назови одним словом

Раздели картинки на группы и запомни

Что перепутал художник?

Что неверно?

Что запомнил?

8

Занятие №8

Что изменилось?

Сделай так

Игра «Кто где живёт?»

Собери пирамидку

Озвучь голосок

Игра «Лягушки-попрыгушки»

9

Занятие №9

Найди отличия

Что изменилось?

Запомни слова парами

Ответь на вопросы

Дорисуй

Что изменили?

Игра «Холодно-жарко»

10

Занятие №10

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

Игра «Танграм»

Сгруппируй и запомни

Отгадай загадки

Лабиринты так бывает или нет?

Что запомнил?

11

Занятие №11

Сравни игрушки

Четвёртый лишний

Посмотри, запомни, нарисуй

Угадай, какое время года

Запомни и выучи стихотворение

Игра «Качели»

12

Занятие №12

Игра «Зеркало»

Игра «Магазин»

Запомни слова

Отгадай слова

Отгадай загадки

Разрезанные картинки

Чем могут быть эти предметы?

13

Занятие №13

Найди отличия

Продолжи и назови одним словом

Запомни картинки

Чего не хватает

О каком животном здесь говорится?

Назови предметы

Что запомнил?

14

Занятие №14

Нади предметы

Найди одинаковые предметы

Отгадай загадки и запомни отгадки

Игра «Танграм»

Так бывает или нет?

Что запомнил?

«Помоги художнику»

15

Занятие №15

Какой игрушки не хватает?

Коврик для куклы

Говори наоборот

Ответь на вопрос

Обведи карандашом дорожку зайчика по лесочку

Игра «Поймай комара»

16

Занятие №16

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

Дорисуй фигуру в пустой клетке

Что сначала, что потом

Игра «Танграм»

Когда это бывает?

17

Занятие №17

Какие предметы спрятались в рисунке?

Четвёртый лишний

Посмотри, запомни, нарисуй

Говори наоборот

Какого предмета не хватает

Назови предметы

18

Занятие №18

Будь внимателен

Какие фигуры спрятались в рисунке?

Ответь на вопрос

Чего не хватает?

Какой предмет не похож на другие?

Игра «Танграм»

Что запомнил?

19

Занятие №19

Кто спрятался в рисунке?

Назови животных, птиц.

Посмотри, запомни, нарисуй

Отгадай загадки и запомни отгадки

Разрезанные картинки

Что запомнил?

20

Занятие №20

Найди ошибки художника

Спрячь самолёт за облаками

Запомни слова парами

Заполни пустые клетки

«Магазин»

Игра «Танграм»

Что запомнил?

21

Занятие №21

Нади одинаковые предметы

Круг, треугольник, квадрат

Когда это бывает?

Продолжи предложение

Где чей?

Игра «Ленок»

22

Занятие №22

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

Найди предмет по описанию

Повторяй друг за другом

Закончи фразу

Разрезанные фразы

Помоги художнику дорисовать картинку

23

Занятие №23

Сложи узор из палочек

Найди отличия

Продолжи и назови одним словом

Посмотри, запомни, нарисуй

Разрезанные картинки

24

Занятие №24

Найди, кого загадаю

Что сначала, что потом?

Посмотри, запомни, нарисуй

Кого больше?

Игра «Танграм»

Из какой сказки?

25

Занятие №25

Кто спрятался на рисунке?

Расскажи о машинах

Игра «Четвёртый лишний»

Дорисуй узор в пустой клетке

Откуда цветок?

Запомни стихотворение

26

Занятие №26

Найди одинаковые предметы

Повторяй друг за другом

Продолжи и назови одним словом

Закончи фразу

Заполни пустые клетки

27

Занятие №27

Найди отличия

Найди по описанию

Цвет и форма

Сгруппируй картинки

Лабиринт

На что похожи данные фигуры?

28

Занятие №28

Чего не хватает?

Летает-не летает

Посмотри, запомни, нарисуй

Где лежит предмет?

Кого(чего) больше?

Дорисуй

29

Занятие №29

Найди предметы

«Чем отличается машина от самолёта?

Игра «Посмотри, запомни, назови»

Игра «Танграм»

Кто это? Что Это?

Запомни стихотворение

Нарисуй такой же узор

Игра «Холодно-жарко»

30

Занятие №30

Игра «Рыба, зверь, птица»

Продолжи предложение

Сгруппируй и запомни картинки

Сосчитай предметы и найди нужную цифру

Игра «Танграм»

31

Занятие №31

«Одинаковое-разное»

Игра «Кто больше?»

Когда это бывает?

Закончи фразу

Разрезанные картинки

Нарисуй фигуру по точкам

Итого 31

Тематическое планирование (5-6) ОНР

Тема занятия

Содержание

Количество

1

Занятие №1

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» (мячик Бонни), «Колечко»  

Комплекс упражнение для развития познавательныхпроцессов: корректурная проба

Динамическая пауза: Растяжка “Фараон (1)”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”.

Запомни предметы

1

2

Занятие №2

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Познакомимся с ёжиком», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов

Динамическая пауза: Растяжка «Фараон (2)».

Кинезиологическое упражнение: “Зайчик – колечко - цепочка”

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Как мышонок забор красил?”

1

3

Занятие №3

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Самомассаж шариком» , «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов.Лишняя картинка (

Динамическая пауза: Растяжка  “Ванька - встанька”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”.

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

4

Занятие №4

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» , «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (1)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

5

Занятие №5

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мальчик-пальчик» (колечки), «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (2)»

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Воздушный шарик” (развитие связной речи)

1

6

Занятие №6

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мяч на ладошке», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (3)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

7

Занятие №7

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Веселый счет», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (4)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

8

Занятие №8

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:контур предметов

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (1)».

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Домик для гусеницы» (развитие связной речи)

1

9

Занятие №9

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: Растяжка «Звезда (2)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

10

Занятие №10

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики – мальчики» (колечки), «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (3)»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса).

1

11

Занятие №11

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: Растяжка «Дотянись»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Удивительное превращение”

1

12

Занятие №12

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Добрый ежик» (мячик су-джог), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

13

Занятие №13

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный»,  «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба  (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания).

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки на животе и диафрагме)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

14

Занятие №14

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Хитрец – огурец», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:контур предметов  (развитие восприятия формы предметов)

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки над головой)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Песочный замок»

1

15

Занятие №15

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:пальчики играют (колечки), «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (одноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

16

Занятие №16

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:волшебный шарик, «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба  (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания).

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (разноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

17

Занятие №17

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Ёжик непоседа», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в одном направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Зимняя прогулка»

1

18

Занятие №18

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в другом направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

19

Занятие №19

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Шарик непростой», «Крючк»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка  «Флажки»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти:

запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

20

Занятие №20

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики (колечки)», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:контур предметов  (развитие восприятия формы предметов)

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 1»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Неудачная прогулка”

1

21

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!»

«Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 2»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

22

Занятие №22

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Корректурная проба  (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания)

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

23

Занятие №23

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: растяжка «Кошечка – собачка»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Утенок и цыпленок” (развитие связной речи).

1

24

Занятие №24

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок!»  (мячик Селли), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в локтевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

25

Занятие №25

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фрукты (колечки)», «Овощи», «Ягоды», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в плечевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» (повторение).

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»(повторение).

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

26

Занятие №26

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов  (развитие восприятия формы предметов)

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

1

27

Занятие №27

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:Лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

Занятие №28

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Продолжи ряд

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

Занятие №29

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: логический квадрат

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

Занятие №30

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: поймай бабочку

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

Занятие №31

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: игра «Следопыт»

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

 Итого 31 занятие

Тематическое планирование (5-6) зпр

Тема занятия

Содержание

Количество

1

Занятие №1

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» (мячик Бонни), «Колечко»  

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета

Динамическая пауза: Растяжка “Фараон (1)”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”.

Запомни предметы

1

2

Занятие №2

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Познакомимся с ёжиком», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета

Динамическая пауза: Растяжка «Фараон (2)».

Кинезиологическое упражнение: “Зайчик – колечко - цепочка”

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Как мышонок забор красил?”

1

3

Занятие №3

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Самомассаж шариком» , «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки»

Динамическая пауза: Растяжка  “Ванька - встанька”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”.

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

4

Занятие №4

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» , «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, сложи картинку

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (1)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

5

Занятие №5

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мальчик-пальчик» (колечки), «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон, «Угадай по описанию»

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (2)»

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Воздушный шарик” (развитие связной речи)

1

6

Занятие №6

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мяч на ладошке», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика А. Леонтьева (опосредованные связи) «Разложи в  лукошко, корзинку, вазу фрукты и ягоды»

 Динамическая пауза: растяжка «Струночка (3)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

7

Занятие №7

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Веселый счет», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (4)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

8

Занятие №8

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, «Запомни,  какие фигуры видел»

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (1)».

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Домик для гусеницы» (развитие связной речи)

1

9

Занятие №9

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Чего не хватает», «Зашумлённые предметы», «Подбери крышку к кастрюле»

Динамическая пауза: Растяжка «Звезда (2)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

10

Занятие №10

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики – мальчики» (колечки), «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, «Какое слово нужно исключить?», «Назови лишний признак»

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (3)»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса).

1

11

Занятие №11

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Продолжи ряд(по цвету)», «Простые аналогии»

Динамическая пауза: Растяжка «Дотянись»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Удивительное превращение”

1

12

Занятие №12

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Добрый ежик» (мячик су-джог), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика Бурдона. Методиа Пьерона Рузера

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

13

Занятие №13

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный»,  «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки на животе и диафрагме)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

14

Занятие №14

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Хитрец – огурец», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний предмет», «Продолжи ряд геометрических фигур»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки над головой)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Песочный замок»

1

15

Занятие №15

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:пальчики играют (колечки), «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Простые аналогии», «Заплаточки», «Что забыл нарисовать художник»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (одноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

16

Занятие №16

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:волшебный шарик, «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Найди лишнюю птицу», «Назови части суток по порядку от заданного»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (разноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

17

Занятие №17

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Ёжик непоседа», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний признак времени года»,

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в одном направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Зимняя прогулка»

1

18

Занятие №18

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Дорисуй насекомое», методика Кооса

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в другом направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

19

Занятие №19

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Шарик непростой», «Крючк»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, построй дом и назови его части

Динамическая пауза: растяжка  «Флажки»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти:

запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

20

Занятие №20

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики (колечки)», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: тест Бурдона

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 1»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Неудачная прогулка”

1

21

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!»

«Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 2»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

22

Занятие №22

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Корректурная проба  (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания)

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

23

Занятие №23

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: растяжка «Кошечка – собачка»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Утенок и цыпленок” (развитие связной речи).

1

24

Занятие №24

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок!»  (мячик Селли), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в локтевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

25

Занятие №25

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фрукты (колечки)», «Овощи», «Ягоды», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в плечевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» (повторение).

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»(повторение).

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

26

Занятие №26

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов  (развитие восприятия формы предметов)

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

1

27

Занятие №27

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:Лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

Занятие №28

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Продолжи ряд

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

Занятие №29

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: логический квадрат

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

Занятие №30

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: поймай бабочку

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

Занятие №31

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: игра «Следопыт»

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

 Итого 31 занятие

Тематическое планирование (6-7) ЗПР

 ». В программе используются упражнения, разработанные А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, С.В. Покровской, С.Л. Антоновой, Р.В. Овчаровой, Морозовой, Т.П. Трясоруковой, Н.П. Локаловой,

Тема занятия

Содержание

Количество

1

Занятие №1

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Кратковременная речевая память»

Задание 2 «Кратковременная зрительная память»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Речевые аналогии

Задание 5. Гештальт-тест Бендер

Рефлексия.

1

2

Занятие №2

Вводное упражнение.

Упражнение «Настроение».

Основная часть.

Задание 6. Произвольное владение речью

Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез

Задание 8. Визуальные аналогии

Задание 9. Абстрактное мышление

Рефлексия.

1

3

Занятие №3

Вводное упражнение.

Упражнение «У бабушки Маланьи»

Основная часть.

Упражнение «Интервью»

Упражнение «Кухонные предметы»

Упражнение «На что это похоже?»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Слово заблудилось»

Рефлексия.

1

4

Занятие №4

Вводное упражнение.

Упражнение «Горошина»

Основная часть.

Беседа по теме занятия.

Упражнение «Нарисуй овощи»

Упражнение «Узнай и назови-1»

Упражнение «Волшебная котомка»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Собери овощи»

Рефлексия.

1

5

Занятие №5

Вводное упражнение.

Упражнение «Собери овощи»

Основная часть.

Беседа ведущего с детьми по теме прошлого занятия (важно определить, что ребёнок запомнил)

Упражнение «Загадай, я отгадаю (овощи)»

Упражнение «Узнай и назови-2» (усложнённый)

Упражнение «На что похоже?»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Репа–капуста»

Рефлексия.

1

6

Занятие №6

Вводное упражнение.

Упражнение «Волшебный сад»

Основная часть.

Упражнение «Найди фрукты»

Упражнение «Нарисуй одной рукой».

Упражнение«Фантазия» (Можно по тематике)

Упражнение «Разложи по группам».

Итоговое упражнение.

Упражнение «Подсолнух».

Рефлексия

1

7

Занятие №7

Вводное упражнение

«Раз, два, три, четыре, пять, мы идём во двор гулять»

Основная часть

Упражнение «Знакомство во дворе». Работа с картинкой, моделирование и проигрывание ситуации знакомства со сверстниками.

Итоговое упражнение.

Упражнение «Найди Петю».

Рефлексия.

1

8

Занятие №8

Вводное упражнение.

«Кенгуру».

Основная часть.

Упражнение «Мышка».

Детское лото «Мемо» с животными.

Итоговое упражнение

Упражнение «Царство животных».

Рефлексия.

1

9

Занятие №9

Вводное упражнение.

Основная часть.

Упражнение «Обезьянки»

Упражнение «Смысловые ряды».

Упражнение «Зоопарк».

Итоговое упражнение

Упражнение «Сова».

Рефлексия.

1

10

Занятие №10

Ритуал приветствия. .

Продолжи слово.

Основная часть.

Упражнение «Что съел щенок?».

Упражнение «Закончи предложение».

Упражнение «Учимся запоминать»

Итоговое упражнение

Упражнение «Слушай и исполняй»

Рефлексия.

1

11

Занятие №11

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Кратковременная речевая память»

Задание 2 «Кратковременная зрительная память»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Речевые аналогии

Задание 5. Гештальт-тест Бендер

Рефлексия.

1

12

Занятие №12

Вводное упражнение.

Упражнение «Настроение».

Основная часть.

Задание 6. Произвольное владение речью

Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез

Задание 8. Визуальные аналогии

Задание 9. Абстрактное мышление

Рефлексия.

1

13

Занятие №13

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Право, лево, верх, вниз»

Задание 2 «Подбери слова»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Штриховка

Рефлексия.

1

14

Занятие №14

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Нарисуй нужную фигуру»

Задание 2 «Продолжи ряд деревьев»

Задание 3. Логическая таблица

Задание 4. «Зашумлённые картинки»

Рефлексия.

1

15

Занятие №15

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Вставки»

Задание 2 «Расположи в указанном порядке»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1

16

Занятие №16

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Запомни и назови

Задание 2 Простые аналогии

Рефлексия.

1

17

Занятие №17

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 «Подбери чашку к блюдцу»

Задание 3. «В предмете что-то недорисовано»

Рефлексия.

1

18

Занятие №18

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 «Чего не хватает»

Задание 3. Существенный признак

Задание 4. «Нелепицы»

Рефлексия.

1

19

Занятие №19

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Нелепицы»

Задание 2 «Работа над содержанием загадок»

Задание 3. «Работа над смыслом крылатого выражения»

Рефлексия.

1

20

Занятие №20

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Зашумлённые предметы»

Задание 2 «Какое слово нужно исключить?»

Задание 3. Работа над смыслом пословицы

Рефлексия.

1

21

Занятие №21

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Работа над смыслом крылатого выражения

Задание 2 «Почему так называется?»

Рефлексия.

1

22

Занятие №22

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Существенные признаки»

Задание 2 « Выполни группировку»

Задание 3. «Нарисуй картинку и расскажи о ней»

Рефлексия.

1

23

Занятие №23

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 Простые аналогии

Задание 3. Сложи фигурки из счётных палочек

Рефлексия.

1

24

Занятие №24

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Найди 10 отличий»

Задание 2 «Сделай так»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1

25

Занятие №25

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Заплаточки»

Задание 2 Методика Пьеррона-Рузера

Задание 3. Классификация по разным признакам

Рефлексия.

1

26

Занятие №26

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Тест Бурдона

Задание 2 Методика Кооса.

Рефлексия.

1

27

Занятие №27

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Тест кодирования

Задание 2 Методика Кооса

Задание 3. Работа над смыслом пословицы

Задание 4. «Что изменилось?»

Рефлексия.

1

Занятие №28

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Дорисуй предмет»

Задание 2 «Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Задание 3. «Найди 10 отличий»

Рефлексия.

1

Занятие №29

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Методика А.Н. Леонтьева

Задание 2 «В предмете что-то недорисовано»

Задание 3. «Лабиринт».

Рефлексия.

1

Занятие №30

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Запомни, назови и покажи»

Задание 2 «Запомни и разложи правильно»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1

Занятие №31

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Развитие ассоциативного мышления

Задание 2 «Логический квадрат»

Задание 3. «Что неверно в этих предложениях?

Рефлексия.

1

 Итого 31 занятие

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Этапы реализации программы

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап

Организационный

Проведение диагностики актуального развития детей

Сентябрь

2 этап

Содержательно-практический

Реализация программы

Сентябрь -май

3 этап

Контрольно-оценочный

Проведение диагностики актуального развития детей

Май

Форма работы: индивидуальные занятия (1-2 ребенка).

Материально-техническое   обеспечение программы:

Занятия проводятся в помещении, оснащенном требуемыми техническими средствами (магнитная доска) и игровыми атрибутами. Также в процессе занятий используются карандаши, бумага и дидактические пособия.

Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом-психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

«Формирование психических функций у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность данной темы продиктована  увеличением количества детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности, из чего вытекает необходимость выявления и направления на ТПМПК так...

Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения

В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...