Главные вкладки

    Статья по теме:
    Влияние локомоторных функций при подготовке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к школе

    Статья для учителей-дефектологов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_lokomotornye_funktsii.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 компенсирующего вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    «Влияние локомоторных функций при подготовке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к школе»

    Презентация для учителей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, работающих в начальной школе.

    Технология: управленческие технологии (коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы).

    Выполнил:

    Учитель-дефектолог

    Бородина Варвара Олеговна

    _________________/В.О. Бородина/

    27 марта 2013 года

    Санкт-Петербург

    2013


    Слайд 1.

    Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное ее решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений, семьи и учреждений здравоохранения.

    Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования – это здоровье нации. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

    Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.

    В последнее время заметно увеличилось количество детей с затруднениями в обучении, а также трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной коррекционно-развивающей работы.

    В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.

    1.Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

    Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.

    Слайд 2.

    2.Основной целью кинезиологии является развитие межполушарного взаимодействия через движения, которые способствуют активизации различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что способствует развитию способностей или коррекции проблемы в области психологии.

    Слайд 3.

    3.Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

    По исследованиям физиологов

    правое полушарие головного мозга –гуманитарное, образное, творческое и отвечает за:

    • Тело
    • Координацию движений
    • Пространственное и кинестетическое восприятие

    левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое и отвечает за:

    • Восприятие слуховой информации
    • Постановку целей и построений программ.

    Слайд 4,5.

    Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон, т.е. мозолистым телом. Мозолистое тело, которое отвечает за межполушарные связи, необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

    Нарушаются:

    • пространственная ориентация,
    • адекватное эмоциональное реагирование,
    • координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

    Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.

    Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

    Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

     Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

    Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

    Развивающая  работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

    Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

    4.Цель кинезиологических упражнений:

    Кинезиологические упражнения

    • развивают мозолистое тело,
    • повышают стрессоустойчивость,
    • синхронизируют работу полушарий,
    • улучшают мыслительную деятельность,
    • мелкую и крупную моторику,
    • способствуют улучшению памяти и внимания,
    • облегчают процесс чтения и письма,
    • формируют пространственные представления,
    • снижают утомляемость,
    • повышают способность к  произвольному контролю и внимания.

    Слайд 6.

    5.Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию, улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга. Т.о. они влияют на развитие умственных способностей, физическое здоровье, а также активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

    Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать некоторые рекомендации.

    Рекомендации к выполнению кинезиологических упражнений:

    • Систематичность;
    • Точное выполнение движений и приемов;
    • Занятия проводятся в спокойной, доброжелательной обстановке;
    • Ежедневно, без пропусков;
    • Продолжительность занятий от 5-10 до 25-30 минут в день;
    • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
    • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. В них входят следующие упражнения:
    • Растяжки,
    • Дыхательные упражнения,
    • Глазодвигательные упражнения,
    • Телесные упражнения,
    • упражнения для мелкой и общей моторики,
    • Упражнения на релаксацию,
    • Самомассаж.

    Слайд 7.

    6.демонстрация некоторых упражнений активизирующих межполушарное взаимодействие.

    Слайд 8-14

    Положительный момент от проведения кинезиологических упражнений это не только быстрый, но и накапливающий эффект, влияющий на умственную деятельность в целом.

    Существует требование к использованию кинезиологических упражнений:

    • Точное выполнение всех приемов и движений,
    • Постепенное увеличение времени и сложности от занятия к занятию.

    Слайд 15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....

    "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

    18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

    Логоритмическое занятие для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Сказка о глупом мышонке»

    Предполагаемая  разработка способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой и музыкальной деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражн...

    РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

    Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

    Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

    Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

    Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...