Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Надежда Михайловна

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Возможно этот материал заинтересует родителей, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

В работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой, особенно детей с нарушениями развития, большое внимание необходимо уделять загадкам, и здесь есть некоторые особенности.

Главная цель загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит решить отгадывающему. Способы построения загадок разнообразны. Чаще всего это перечисление признаков предмета или явления: величины, формы, цвета, вкуса, звучания, материала, и др. Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Длинное ухо.

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Заяц)

         При уменьшении количества перечисляемых признаков успех отгадывания напрямую зависит от типичности данных признаков.

Длинный хвостище,

Рыжий волосище.

Сама хитрище. (Лиса)

Перечисленные признаки настолько типичны, что детей даже не смущают необычные слова.

Отгадывание загадок от противного также представляет собой определенные трудности: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы. Выделять в них сходные признаки, группировать их по - новому, в новом сочетании, при накоплении новых признаков находить ответ.

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,

с копытами, да не лошадь (Осел)

Чтобы отгадать загадку, ребенку нужно припомнить увиденное, сравнить. Составить явления, мысленно их расчленить, выделить каждый раз нужные стороны, объединить, синтезировать найденное- и все это на основе своих наблюдений. Для дошкольников с нарушениями развития это трудная задача. Решать которую надо его научить. Таким образом, в условиях коррекционного детского образовательного учреждения загадка становится дидактическим средством обучения детей.

При отборе загадок необходимо учитывать их доступность. Первоначально детям предлагают загадки о конкретных предметах и явлениях. Дошкольникам с проблемами развития трудны и непонятны загадки об отвлеченных понятиях. Например, о времени (год, неделя), о родстве (муж, жена), о трудовых процессах (сев, обмолот). Загадки не должны быть слишком подробными, так как проблемные дети не в состоянии запомнить и соотнести между собой большое количество признаков. Лучше использовать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые…..(снежинки).

 Пушистая вата плывет куда-то.  (облака)

Такие сравнения легко объяснить и пронаблюдать, а образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления с предметом загадки. Учитывая особенности мышления проблемных дошкольников, большое значение имеют методы и приемы, используемые при обучении детей отгадыванию загадок. Работа по отгадывании загадок основана на предварительном ознакомлении детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.

Использование наглядно-иллюстративных средств облегчает процесс отгадывания загадок, программирует ситуацию успеха. Объединение текста загадки с картинкой –отгадкой уточняет отгадку, подчеркивает детали, признаки предмета, помогает создать образ, способствует запоминанию загадки, развивает воображение. Подборка картинок-отгадок, определяя круг предполагаемых вариантов ответа, становится зрительной опорой для мыслительных операций и стимулирующим фактором познавательной активности.

Чем более явно выступают отличия объектов в картинках-отгадках, тем проще процесс отгадывания.

Словно ёлка, весь в иголках.

(Предполагаемые картинки: еж, белка и т.д.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в серой шубке летом.

(Предполагаемые картинки: заяц, белка, лиса).

Если в первом случае ребенок находит ответ, опираясь на явное различие между картинками, то во втором случае ему приходиться сопоставить три объекта, имеющих относительные сходства(рыжая шубка и у белки, и у лисы).

Хорошей наглядной опорой при отгадывании загадок при ознакомлении с художественной литературой могут стать и сюжетные картинки. Например, при ознакомлении со сказкой «Снегурочка» детей старшего дошкольного возраста, можно загадать загадку о времени года. Можно просто отыскивать на сюжетной картинке изображения отгадки сезонных примет и явлений весны. Можно составлять сюжетную картинку по загадкам. Для этого нужны две картинки с одинаковым сюжетом. Одна картинка разрезана на шесть частей. При отгадывании загадок  ребенок выкладывает мелкие картинки на большую и составляет из них свою.

Такие задания развивают зрительное внимание и пространственное ориентирование, позволяют проводить самопроверку.

Тематический отбор загадок облегчает их отгадывание  и дает возможность у детей формировать у детей начальные логические понятия. Для этого после отгадывания загадок целесообразно предложить детям задание не обобщение:

Как одним словом назвать  лесных обитателей: зайца, лису, волка, ежа? (дикие животные, звери)

Кто работает  инструментами: иглой, ножницами, наперстком?

 ( портниха, швея.)

Умело используемая загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно и образно. А форма загадки – краткость, ёмкость образа, доступная лексика позволяет использовать её не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и использовать во всех видах детской деятельности.