Воспитание будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста
материал (младшая группа) по теме

Кожурина Мария Витальевна

курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx1023.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное  образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования

«Мурманский педагогический колледж»

Курсовая работа

Воспитание будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста

Кожурина Мария Витальевна

Специальность 050704

Дошкольное образование

курс 3, группа «Г»

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Гренке Светлана Ивановна

Мурманск

2012


Содержание

Введение                                                                                              3

  1. Задачи и по ознакомлению с художественной литературой

детей дошкольного возраста                                                                     6

2.Характеристика форм работы по ознакомлению с художественной литературой  детей дошкольного возраста                                              9

3. Методика работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию будущего читателя                                                                                    13

4. Система работы по ознакомлению с художественной литературой  детей второй младшей группы                                                                16

5. Апробирование отдельных элементов системы работы

 по ознакомлению с художественной литературой детей

второй младшей группы                                                                    22                                                                                                                  

Заключение                                                                                         24

Список  используемой литературы                                                   26

Приложение                                                                                        28


Введение

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель [11].

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам В. А. Сухомлинского, чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По мнению Е. А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок [8].

3

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений [7].

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. Как отмечает А. В. Запорожец, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия [11].

Объектом исследования является процесс воспитания будущего читателя.

Предмет исследования – воспитание будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Цель исследования: составить систему работы по воспитанию будущего читателя в процессе использования художественной литературы с детьми во второй младшей группе.

Задачи исследования:

  1. Определить задачи по ознакомлению с художественной литературой  детей  дошкольного возраста.

4

  1. Раскрыть теоретические основы воспитания будущего читателя в процессе использования художественной литературы с детьми дошкольного возраста.
  2. Составить  и  апробировать отдельные элементы системы работы по воспитанию будущего читателя в процессе ознакомления с  художественной литературой  детей  второй младшей группы.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературных источников.
  2. Беседа с воспитателем об используемых формах работы по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста.
  3. Наблюдения работы воспитателя по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы.
  4. Наблюдение самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой: рассматривание книг в книжном уголке и рассматривание книжных иллюстраций.
  5. Педагогический эксперимент.
  6. Анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации научных взглядов по проблеме воспитания будущего читателя на основе ознакомления с  художественной литературой  детей дошкольного возраста.

Практическая значимость определяется тем, что в ходе исследования была составлена и частично апробирована система работы с детьми 3-4 лет по воспитанию будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой.

Результаты исследования могут найти применение в практической работе ДОУ.

5


1. Задачи и по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться непосредственно-образовательной деятельностью. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

При использовании литературных произведений решаются следующие задачи:

  1. Выполнение программы по ознакомлению  с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
  2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, – воспитание вежливости, доброты, формирование навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся [14].

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигают свои задачи по ознакомлению с художественной литературой. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух [10].

6

Во второй младшей группе ставятся следующие задачи:

читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей [13].

Средняя группа:

помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержания произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным [13].

Старшая группа:

побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

7

 С помощью различных приемов и специально-организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Объяснять основные жанровые особенности сказок, стихотворений, рассказов. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и методику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении по ролям, в инсценировках. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.  Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатию и предпочтения [13].

Подготовительная группа:

пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отожествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Помогать детям, объяснять основные различия между литературными жанрами: сказками, рассказами, стихотворениями [13].

Репертуар литературных произведений, данный в «Программе воспитания и обучения в детском саду» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой [14].

8

  1. Характеристика форм работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста

Чтение дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии [3].

Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка, и читаются стихи А. Барто об игрушках. В старшем возрасте также могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений (снегопад, березовая роща).

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтения стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца». Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и проговаривает потешку.  Во время умывания воспитатель проговаривает стихи. Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, поговорок, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям [14].

Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы, особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носов, «Золотой ключик» А. Толстой и др. [4].

9

Закреплению прочитанного способствует беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заныла почетное место в жизни детей [20].

Сказки, выполняющие функции наставления, поучения, мы называем дидактическими.

Эти сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу - могу, хорошо - плохо и т.д.).

Драматизированное изображение событий в сказке способствует тому, чтобы ребёнок входил в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения, эмоционально переживать новые для него чувства. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь осознания сюжета сказки, эмоционально оценивая её.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы [8].

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

  1. Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

10

  1. Хорошая освещенность в дневное  и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение.
  2. Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением может быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажей для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы [6].

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

В младшей группе уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они, используют ее как игрушку.

В книжном уголке должно быть 3-4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки. Воспитатель приучает детей к самостоятельному обращению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать её, брать чистыми руками и т.д.) [20].

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4-5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмов, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.).

11

Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий.

Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивается до 8-10. По тематике должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них [20].

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе её выясняются, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают, и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжной неделей», с литературным утренником. В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться  более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника.[20]

12

В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения [19].

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу [17].

 Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, воспитывают будущих читателей.

3. Методика работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию будущего читателя

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых: он выбирает  то, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит и оценивает его, а значит, является читателем.

Методы работы с детьми по знакомству с художественным произведением  можно условно разделить на 3 группы.

  1. Методы, помогающие детям воспринять художественное произведение:
  1. предварительная работа по знакомству с литературным  произведением (наблюдение на прогулке – С. Есенин « Белая береза» [17];

13

  1. рассматривание предметов – сказка « Лиса и кувшин»; работа дежурных – Н. Калинина « Вот так дежурные» ).
  2. словарная работа ( Е. Чарушин « Про Тюпу» )
  • обогащение словаря: пичужки – птицы, ловкач – ловкий
  • активизация словаря: все глаголы
  • уточнение словаря: неуклюжий – неловкий, неповоротливый, лишенный грациозности        в движении.
  1. выразительное чтение (это совместная работа ума и души). Здесь важно понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между читающим взрослым и маленьким слушателем .

2.Методы, углубляющие восприятие художественного произведения

  1. беседа по содержанию: репродуктивные вопросы, поисковые вопросы, вопросы по анализу языка, вопросы, направленные на развитие сопереживания и понимания позиции автора (Вам нравится герой? Нравится ли герой автору? Вам не жалко его? Хотелось вам ему помочь? Вы не боялись за него?)
  2. беседа с элементами драматизации ( сказка «Колобок» - разговор Деда и Бабы, разговор  Зайца и Колобка);
  3. воображаемый диалог юного читателя с литературным героем ( В. Маяковский «Конь - огонь». Кому дети могут позвонить и о чем спросить?);
  4. написание письма литературному герою. ( После знакомства со сказкой «Заюшкина избушка» ребенок «написал» письмо сказочным зверюшкам) [15].
  1. Методы организации повторного переживания литературного произведения.

14

  1. моделирование ( рассказывание литературных произведений с помощью геометрических фигур ( сказки « Три медведя», « Репка» );
  2. ведение дневника читателя ( в небольшой книжке- альбоме дети зарисовывают сюжет, взрослый пишет название произведения, а ребенок в уголке рисует « красное солнышко» - если книга понравилась и принесла пользу, « желтое солнышко» - просто получил удовольствие, « тучка» - если не понравилась [11].

Используя разнообразные методы работы с книгой, важно вызвать у детей не расставаться с героями; продолжать игру с ними; искренний интерес  к героям произведения; любовь к чтению книг [15].

Чтение в первую очередь нужно для того, чтобы сохранить и постоянно развивать умение мыслить, чтобы остаться человеком: не разменять себя как личность нравственную.

15

  1. Система работы по ознакомлению с художественной литературой  детей второй младшей группы

В нашей работе было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата.

Мы понимаем, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же этапе мы провели анкетирование.

В анкетирование входили такие вопросы:

  1. Ф. И. ребёнка.
  2. Читаете ли вы книги своему ребёнку?
  3. Как часто вы покупаете детские книги?
  4. При покупке книг вы учитываете интересы вашего ребёнка?
  5. Какие художественные произведения, и каких авторов предпочитает слушать ваш ребёнок?
  6. Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное произведение?
  7. Как вы приучаете ребёнка бережно относиться к книгам?

Для более глубокого знакомства детей с произведением проводилась предварительная работа, на которой читался текст, проводились беседы по произведению, показывался кукольный театр, проведена драматизация и рисование героев произведения, также дидактическая игра.

Например, для того, чтобы ввести детей в замечательный мир русско-народной сказки «Репка», мы провели предварительную работу, которая включала в себя чтение сказки с последующим рассматриванием красочных иллюстраций; показ кукольного театра, проведение дидактической игры, драматизации и рисование персонажей.

16

Конспект №1

Тема: рассказывание русской народной сказки «Репка»

Программные задачи: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительностью речи.

Оборудование: настольный театр по сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками, карандаш, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушечная мышка.

Ход работы

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе (воспитатель показывает мышку и предлагает детям описать, какая мышка, как назвать ее по-другому).

Дети отвечают.

Эта мышка хвастается, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь удобнее, слушайте сказку.

Воспитатель рассказывает сказку (см. Приложение № 1) показывая детям настольный театр (см. Приложение №2)

Дети, мышка сама вытащила репку? Назовите тех, кто ей помогал.

Дети отвечают.

Не хвастайся, мышка, ведь вы трудились все вместе, а любое дело лучше делать вместе, дружно.

 Дети, кто хочет поиграть в эту сказку? (воспитатель предлагает детям сесть за столы и рассмотреть листки с нарисованными кружками).

Что вы видите на листке?

Дети: много кружков.

17

Воспитатель: Поиграем в волшебников. Превратим кружки в героев сказки «Репка». Первый кружок превратим в репку. Репка какая?

Дети: Большая, желтая, круглая

Воспитатель: У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.

Дети рисуют.

Пришел дед репку тащить. Какой дед?

Дети: Старый, усатый.

Воспитатель: Пришла бабка. Бабка какая? Что у нее на голове?

Дети: Бабка старенькая, на голове платок.

В.: А внучка какая?

Д.: маленькая, с бантиком.

 

В.: У собачки Жучки хвост бубликом. Дорисуем хвостик и сразу будет понятно, что это собачка.

18

Кошка какая? Что у нее на голове?

Д.: Ушки.

В.: Вот ушки, как иголочки, а вот острые усы.

В.: А мышка у нас, какая?

Д.: Маленькая.

В.: Что есть у мышки?

Д.: Хвостик.

В.: Дорисуем мышке хвостик.

Когда все персонажи готовы, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей:

– репка большая, круглая, с листочками.

– дедушка старый, усатый.

– бабушка старенькая, в платочке.

– внучка маленькая, с бантиком.

– у собачки хвостик, как бублик.

– у кошки ушки и усы.

– у мышки тоненький длинный хвостик.

Какие вы, ребята, молодцы все. У всех получились такие красивые герои. А теперь можете отправляться играть.

19

Конспект №2

Тема: рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Программные задачи: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действия при помощи метода моделирования.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, вырезанные из бумаги круги разного цвета, книга со сказкой «Теремок» с красочными иллюстрациями.

Ход работы

В.: Где живет мышка? А лягушка?

Дети отвечают.

В.: Зайчик живет под кустом. А лиса где живет?

Д.: В норе.

В.: Волк – в логове. Как называется дом медведя?

Дети отвечают

В.: Правильно, медведь живет в берлоге. Сейчас я расскажу вам сказку, в которой все эти звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок»

Воспитательница рассказывает сказку (см. Приложение № 1), показывая красочные иллюстрации (см. Приложение № 2).

В.: Вот какая сказка о животных. Запомните, как она называется. Назовите тех, кто поселился в домике-теремке.

Дети отвечают.

В.: Вспомните, как в сказке называли каждого зверька: мышка…(норушка), лягушка…(квакушка), зайчик…(побегайчик), лисичка…(сестричка), волчок…(серый бочок), медведь…(косолапый).

В.: Давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. На листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти.

Кто пришел первым.

Дети отвечают.

20

В.: Мышка хвостатая, потому что  у нее длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у нее большой рот, как будто она все время улыбается. Значит, она какая?

Д.: Веселая.

Воспитатель показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей:

– лягушка – веселая,

– заяц – ушастый,

– лисичка – рыжая,

– волк – зубастый,

– медведь – большой.

Вот, ребята, какие у вас замечательные герои получились. Вы все молодцы. Потом заберете их домой и будете рассказывать сказку дома родителям.

Содержание конспектов НОД с №3 по №6 см. в Приложении №4

21

  1. Апробирование отдельных элементов системы работы по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы

Из составленной системы работы нами было апробировано в период прохождение практики в ДОУ №125 с детьми второй младшей группы анкетирование и два первых конспекта непосредственно-образовательной деятельности.

 Из анкетирование выяснилось, что родители читают детям литературные произведения, что книги покупают не часто, также при покупки книг родители учитывают интересы ребенка. Чаще всего родители читают сказки, и стихи разных поэтов после прочитанного задают все различные вопросы. Приучают к бережному отношению книг, т.е. убирать книги на место, что их нельзя рвать, брать книги надо чистыми руками, в них нельзя рисовать.

Конспект №1

Тема: рассказывание русской народной сказки «Репка»

Программные задачи: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительностью речи.

Протокол №1 по проведению НОД №1 по теме: рассказывание русской народной сказки «Репка» с детьми второй младшей группы см. в Приложении № 3

Анализ полученных результатов: при проведении непосредственно-образовательной деятельности дети хорошо усвоили последовательность действий персонажей сказки, научились выделять и называть характерные признаки персонажей, выразительно проговаривали слова персонажей.  Поставленные задачи были достигнуты.

22

 Дети отвечали с уверенностью, были общительны, им нравилось заниматься, занимались с интересом. С заданием они справлялись хорошо, просили потом самим поиграть в кукольный театр, у большинства получалось очень хорошо.

Конспект №2

Тема: рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Программные задачи: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действия при помощи метода моделирования.

Протокол №2 по проведению НОД №2 по теме: рассказывание русской народной сказки «Теремок» с детьми второй младшей группы см. в Приложении №3

Анализ полученных результатов: дети научились эмоционально воспринимать содержание сказки, запомнили действующие лица и последовательность действий персонажей. Программные задачи были достигнуты.

Дети отвечали на вопросы с уверенностью, были общительны. После выполнение работы дети сказали, что будут показывать маме и папе их театр.

Таким образом, из проведенной работы можно сделать вывод о том, что детям нравятся сказки, они были заинтересованы, никто не отвлекался, просили сами поиграть, дети запомнили персонажей сказок, некоторые запомнили их диалоги, эмоционально воспринимали сказку.

23

Заключение

Наша курсовая работа была посвящена проблеме воспитание будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Мы выяснили, что этой проблемой занимались такие педагоги, как Ушинский, Тихеева, Ушакова, Бюревич, Флерина

В начале выполнение данной работы у нас возникли проблемы в подборе литературы, в выполнении заданий.

При выполнении работы мы поставили перед собой задачи, которые в ходе работы решили. Мы выяснили задачи по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста. Раскрыли теоретические основы воспитания будущего читателя в процессе использования художественной литературы с детьми дошкольного возраста, а т.е. узнали задачи по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста; формы работы по ознакомлению с художественной литературой  детей дошкольного возраста; методику работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию будущего читателя.

Составили и апробировали отдельные элементы системы работы по воспитанию будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей второй младшей группы.

При решении поставленных задач мы использовали и анализировали литературные источники. Проводили беседу с воспитателем об используемых формах работы по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста. Наблюдали за работой воспитателя по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы и проводили самостоятельную деятельность детей по ознакомлению с художественной литературой, также проводили анкетирование среди родителей.

24

Потом анализировали полученные результаты.

По окончанию работы стало ясно, что детям нравятся такие непосредственно-образовательные деятельности.

25

Список  используемой литературы

  1. Вохринцева С. Настольный театр. Сказка за сказкой. – Екатеринбург.: Страна фантазий, 2002.
  2. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  3. Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Акцидент, 1996.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. //Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – 35-40 с.
  5. Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. – 119-128 с.
  6. Как научить вашего ребенка читать [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.kid.ru/rebenok/doman317.php 
  7. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-пресс, 2007. 40-69 с.
  8. Куликовская Н. Увлечь книгой. //Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. – 33-41 с.
  9. Любимые стихи и сказки от 1 года до 7 лет. – М.: Оникс 2009. – 50-52 с.
  10. Маркова В. и Трегубова Л Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное воспитание. - 2009. №6. – 62-69 с.
  11. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/_0.html 
  12.  Позина Е. и Давыдова Т. Детская классика. Для детей от 2 до 6 лет. Хрестоматия. – М.: Стрекоза 2009. – 39 с.

26

  1. Программа: Воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 81, 110, 145, 183 с.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 144-146 с.
  3.  Сиротюк А. Л. и Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: Сфера, 2009. – 256 с.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
  5. Струнина Е. и Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004. – 288 с.
  6. Ушакова О. С. и Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. – М.: Сфера 2010. – 22-24, 101-102 с.
  7. Штец А. А. Секреты чтения. Учимся читать дома. – М.: Аркти, 2002. – 5 с.
  8. Яшина В. И. и Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 365-371 с.

27

Приложение

28

Приложение №1

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку - выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет – потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут - вытащили репку.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый.

Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Приложение №2

C:\Users\1\Desktop\я\Учёба\педагогика\курсовая\курсовая\SDC11131.JPG

C:\Users\1\Desktop\я\Учёба\педагогика\курсовая\курсовая\SDC11134.JPG

Приложение №3

Протокол №1 по проведению НОД №1 по теме: рассказывание русской народной сказки «Репка» с детьми второй младшей группы.

Я: Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе (я показываю мышку, и предлагает детям описать, какая мышка, как назвать ее по-другому).

Д.: Маленькая, серая, кусается, с длинным хвостом.

Я: Эта мышка хвастается, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь удобнее, слушайте сказку (я рассказываю сказку, показывая детям красочные иллюстрации). Дети, мышка сама вытащила репку? Назовите тех, кто ей помогал.

Леша: Нет, ей помогали: дедушка, бабушка, внучка, собака-Жучка, кошка.

Я: Не хвастайся, мышка, ведь вы трудились все вместе, а любое дело лучше делать вместе, дружно. Дети, кто хочет поиграть в эту сказку? (я предлагаю детям сесть за столы и рассмотреть листки с нарисованными кружками). Что вы видите на листке?

Д.: круги.

Я: Поиграем в волшебников. Превратим кружки в героев сказки «Репка». Первый кружок превратим в репку. Репка какая?

Дима Х.: Большая, желтая.

Я: У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.

Дети рисуют.

Я: Пришел дед репку тащить. Какой дед?

Рома: Старый с усами.

Я: Пришла бабка. Бабка какая? Что у нее на голове?

Дети: Бабка старая с платком.

Я: А внучка какая?

Элина: Маленькая с бантиком.

Я: У собачки Жучки хвост бубликом. Дорисуем хвостик и сразу будет понятно, что это собачка.

Кошка какая?

Д.: Мягкая, усатая, полосатая.

Я: Что у нее на голове?

Цветанна: Ушки.

Я: Вот ушки, как иголочки, а вот острые усы.

Я: А мышка у нас, какая?

Д.: Маленькая, серая, кусается, с длинным хвостом.

Я: У мышки длинный хвостик. Дорисуем мышке хвостик.

Когда все персонажи готовы, дети повторяют за мной всех персонажей:

– репка большая, круглая, желтая, с листочками.

– дедушка старый, усатый.

– бабушка старенькая, в платочке.

– внучка маленькая, с бантиком.

– у собачки хвостик, как бублик.

– у кошки ушки и усы.

– у мышки длинный хвостик.

Какие вы, ребята, молодцы все. У всех получились такие красивые герои. А теперь можете отправляться играть.

Протокол №2 по проведению НОД №2 по теме: рассказывание русской народной сказки «Теремок» с детьми второй младшей группы.

Я: Где живет мышка?

Д.: В клетке, в лесу, на улице.

Я: А лягушка?

Леша: в аквариуме, болоте.

Я: Зайчик живет под кустом. А лиса где живет?

Леша: В норе.

Я: Волк – в логове. Как называется дом медведя?

Кирилл: В берлоге.

Я: Правильно, медведь живет в берлоге. Сейчас я расскажу вам сказку, в которой все эти звери жили дружно в одном домике.

 Сказка называется «Теремок» (см. Приложение № 1) (рассказываю сказку, показывая настольный театр (см. Приложение № 2)). Вот какая сказка о животных. Запомните, как она называется. Назовите тех, кто поселился в домике-теремке.

Женя: Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Я: Витя, как в сказке  каждого зверька называли: мышка – норушка… .

Витя: Лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок серый бочок, медведь косолапый.

Я: Давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. На листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришел первым?

Коля: Мышка

Я: Мышка хвостатая, потому что  у нее длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у нее большой рот, как будто она все время улыбается. Значит, она какая?

Д.: Веселая.

Я показываю, как обозначить на рисунках каждого из персонажей:

– лягушка – веселая,

– заяц – ушастый,

– лисичка – рыжая,

– волк – зубастый,

– медведь – большой.

Вот, ребята, какие у вас замечательные герои получились. Вы все молодцы. Потом заберете их домой и будете рассказывать сказку дома родителям.

Приложение № 4

Конспект №3

Тема: русская народная сказка «Маша и медведь»

Программные задачи: учить эмоционально, воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Оборудование: книга со сказкой «Маша и медведь» с красочными иллюстрациями, шапочка для медведя и платочек для Машеньки.

Ход работы

В.: Хотите послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в лесу? Тогда я расскажу вам сказку «Маша и медведь»

Воспитатель рассказывает сказку детям, показывая красочные иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки.

Расскажите, как Машенька пошла в лес.

Что сказал медведь, когда вернулся домой?

Расскажите, что придумала Машенька, чтобы перехитрить медведя?

Как бабушка и дедушка нашли Машеньку?

Д.: Мишка бросил короб, убежал от собак, бабушка и дедушка вышли, смотрят – стоит короб, а там Машенька.

В.: Давайте поиграем в эту сказку. Но прежде вспомним, что говорил медведь, когда нес короб.

Д.: Сяду на пенек…

В.: А что отвечала Машенька?

Дети отвечают.

Воспитатель выбирает одного ребенка в роли Машеньки, а другого в роли медведя, помогает им войти в образы. Остальные дети – зрители. С помощью педагога дети разыгрывают эпизод «Мишка несет короб бабушке и дедушке»

Воспитатель обращает внимание детей, как следует изменять голос, помогает придать движениям детей образную выразительность (мишка устал, ему тяжело нести короб; Машенька говорит хитро, лукаво, весело). При повторном разыгрывании эпизода в ролях Машеньки и медведя могут быть одновременно 2-3 ребенка. Воспитатель может предложить детям разыграть эпизод «Сборы медведя в путь».

Игра в сказку продолжается, пока сохраняется интерес детей.

Конспект № 4

Тема: русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Программные задачи: учить эмоционально точно, повторять песенки из сказки; закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: игрушки – зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга со сказкой «Лиса, заяц и петух» с красочными иллюстрациями; листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – окружности).

Ход работы

В.: Посмотрите, сколько у меня игрушек. Кто это?

Д.: Зайчик, лиса, медведь, волк, петушок

В.: Как сказать по-другому, ласково?

Д.: Зайка, лисонька, мишенька, петушочек…

В.: Вы уже много сказок знаете. В каких сказках вам встречались лиса, зайчик, петух, медведь?

Д.: «Теремок», «Колобок», «Кот, петух и лиса».

В.: Послушайте ещё одну историю, которая случилась с этими героями.

Воспитатель выразительно рассказывает сказку, проводит беседу, используя иллюстрации в книге.

Беседа по содержанию сказки

Где жили лисичка и зайчик? Что с ними случилось?

Кто хотел помочь зайчику? Как лиса всех пугала?

Расскажите, как петушок сумел выгнать лису и домика зайчика. Скажите, как петушок грозил лисе?

Дети отвечают.

В.: Давайте нарисуем сказку. Возьмите листочки бумаги. На них нарисованы два домика. Один домик зайчика, другой – лисы. Каким карандашом обведем домик лисы? Он ледяной, обведем его голубым, а домик зайца деревянный – обведем его коричневым.

 Дети выполняют.

В.: Вот плачет зайчик. Дорисуйте к этому кружочку ушки и получится зайчик.

Дети выполняют.

Идут собаки. Хотят помочь. У собаки хвост колечком. Дорисуйте ко второму кружочку хвост колечком.

Дети выполняют.

Кто потом пришел? Идет волк. Волк зубастый. Вот какая пасть с зубами.

 Дети выполняют.

И тоже самое с другими…

Хотите поиграть в эту сказку?

Воспитатель распределяет роли и предлагает повторить диалоги по содержанию сказки.

Конспект №5

 Тема: русская народная сказка «Козлятки и волк»

Программные задачи: учить интонационно, выразительно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; используя структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.

Оборудование: книга со сказкой «Козлятки и волк» с красочными иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка; аудиозапись музыкальной сказки «Козлятки и волк».

Ход работы

Воспитатель показывает иллюстрации – изображения избушки.

Предлагает детям сказать, что нарисовано на картинке (избушка, домик, теремок)

В.: Хотите, я расскажу, кто живет в этой избушке? Тогда слушайте сказку.

Воспитатель рассказывает сказку, показывая детям красочные иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

Почему коза ушла в лес?

Дети отвечают.

Что наказывала коза козлятам?

Дети отвечают. Воспитатель приглашает детей всех вместе произнести слова наказа и повторить песенку.

Расскажите, как волк хотел забрать козлят.

Дети отвечают. Воспитатель помогает дать детям развернутый ответ.

Каким голосом пел волк песенку козы? Давайте попробуем так спеть.

Дети выполняют.

Козлятки очень веселые. Как вы думаете, что козлята делали, когда коза уходила в лес?

Д.: Прыгали, скакали, играли.

В.: Давайте повеселимся, как козлятки.

Воспитатель раздает шапочки, включает фрагмент музыкальной сказки «Козлятки и волк» и предлагает детям поиграть в сказку.

Конспект №6

Тема: украинская народная сказка «Рукавичка»

Программные задачи: используя метод моделирования, продолжать эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий; познакомить с поговоркой «В тесноте, да не в обиде»; формировать умение заканчивать предложения, начатые воспитателем.

Оборудование: фланелеграф по сказке «Рукавичка»; вырезанные из бумаги кружки разного цвета и величины (серый, зеленый, белый, оранжевый, коричневый, большой серый и коричневый).

Ход работы

В.: Дети, как называется сказка, в которой звери дружно жили все в одном домике?

Д.: Теремок

В.: Послушайте похожую украинскую сказку «Рукавичка»

Воспитатель рассказывает сказку, показывая ее на фланелеграфе.

Вот сколько зверей вместила рукавичка! Давайте их посчитаем. Вспомним, кто был первым.

Д.: Мышка.

В.: У вас много разных кружков. Какой по цвету и величине кружок будет мышкой? Почему маленький, серый?

Дети отвечают.

Какое у мышки прозвище?

Д.: Мышка – поскребушка.

В.: Лапками скребет мышка, вот ее так и прозвали. Второй была… лягушка по прозвищу Попрыгушка. Почему ее так назвали?

Д.: Прыгает, скачет

В.: Какой кружок будет лягушкой? Почему этот?

Дети отвечают.

Под руководством воспитателя выстраивают модель сказки – располагают в нужной последовательности всех персонажей, объясняя происхождение их прозвищ. Т.о., дети учатся выделять признаки животного и соотносить их с символом-заместителем (кружком).

После становления модели дети проговаривают диалоги персонажей. Воспитатель следит за выразительностью интонаций.

В.: Да, много зверей собралось в рукавичке. Они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде», – значит, хоть и тесно, зато дружно.

Дети повторяют поговорку.

В конце непосредственно-образовательной деятельности, если интерес к сказке сохраняется, воспитатель предлагает выбрать любые 1-2 кружка и просит рассказать эпизод из сказки, обращая внимание на интонационную выразительность речи. В случае затруднения воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Презентация Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста

Презентация, в которой представлены методика и формы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста....

Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, как познакомить  аленькогог читателя с художественной литературой.Материал будет полезен как воспитателям детских садов, так и родителям....

Ознакомление с художественной литературой . Младший дошкольный возраст

Список дополнительной художественной литературы для младших дошкольников...