«Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями».
статья по коррекционной педагогике

Статья на тему: «Развитие речи детей с выраженными  интеллектуальными нарушениями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx13.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с выраженными  интеллектуальными нарушениями

Формирование речи у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями является одной из ведущих задач обучения.  Речевые расстройства значительно варьируются по степени тяжести и по своим проявлениям. Степень недоразвития речи находится в тесной зависимости от глубины локальных поражений речевых зон коры головного мозга.

Исследователи отмечают значительное запаздывание появления речи, у некоторых детей речь не возникает и не развивается.  Самостоятельная речь проявляется в виде коротких фраз. Многие дети имеют грубые аномалии периферического артикуляционного аппарата, нарушения дыхания и др. У детей с глубокими: интеллектуальными нарушениями нарушены все речевые функции. Установлено, что само по себе накопление словарного запаса приводит к активизации употребления слов. В результате коррекционной работы словарь детей расширяется, но понимание остается исключительно в границах личного опыта ребенка. У детей данной категории с большими трудностями возникает умение строить диалог со взрослым, товарищами и т.д.

Развитие речи глубоко умственно отсталого ребенка происходит в общении со взрослым, через организацию совместной деятельности. Только при наличии коммуникативного фактора возможно возникновение речи, ее дальнейшее развитие. В процессе общей эмоциональной активации взрослый усиливает общую речевую активность ребенка, его готовность к реагированию. Речевая активность стимулируется знакомыми песнями и стихами. Ребенок часто эхолалически воспроизводит слова, фразы, не соотнося смысла собственной речи с реальной ситуацией. Трудности в вызывании адекватных речевых, голосовых реакций у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями привели к появлению

различных методик взаимодействия детей и взрослых, исключая вербальный компонент речи.

Многие ученые, исследователи подтверждают мысль о том, что в некоторых случаях детям с выраженными интеллектуальными нарушениями гораздо проще освоить невербальные способы коммуникации. Среди таких способов выделяют метод глобального чтения, метод пиктограмм и др.

Чтение является очень сложным навыком, усвоение которого происходит» процессе обучения. Обучение традиционным послоговым методом, как правило, менее успешно, так как дети могут остановиться на стереотипном проговаривании слогов. Если же слияние слогов в слова достигается, то это происходит чисто механически, смысл прочитанного остается непонятым. Сущность обучения глобальному чтению состоит в том, что ребенку предлагается написанное слово целиком, а его прочтение подкрепляется одновременно красочным наглядным материалом. В дальнейшем те же слова закрепляются в игре, быту, в устной речи. Подбор речевого материала производится для каждого ребенка индивидуально, с учетом его интересов, сложности слов, доступности содержания.

Другим эффективным методом обучения взаимодействию с окружающими людьми является использование пиктограмм. Леб-система (Райнхольд Леб) является примером использования системы символов как способа вступления в коммуникацию с неумеющими говорить. Система символов применяется в соответствии с возможностями понимания. Ребенок может указать на соответствующий символ. Для преодоления ситуации изолированности ребенка учат умению выражать собственные желания. Введение символов происходит постепенно, в ежедневных, повторяющихся ситуациях —еда, питье, игра и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Статья " "Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности"

Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельностиТеатрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написан...

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии ТИКО-моделирования.

Одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.    Повысить интерес к занятиям, избежать...

Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....

Этапы развития речи детей. Причины речевых нарушений.

Сообщение на Родительском собрании....