план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нехожина Елена Вячеславовна

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_mityul_n.s.docx1017.17 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

с тяжелыми нарушениями речи"

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей с ТНР на основе устного народного творчества.

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

 

Актуальность выбранной темы

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР речевое развитие детей имеет особое значение. Главная задача педагога в области развития речи детей в данной группе – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

        Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.

Например: «Был бык тупогуб,  тупогубенький бычок, 
                      у быка бела губа была тупа»;

«Сшит колпак не по - колпаковски, надо его переколпаковать,
   кто его переколпакует,  тому полколпака гороху». 

         Таким образом, народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх - драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

         Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

         Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух.

         Через устное народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

         Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

 Произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки), так же являются важнейшим  источником  развития выразительности детской речи.

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в группе для детей с ТНР для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения дошкольникам с ТНР нужно использовать как небольшие рассказы, стихотворения, так и длинные сказки. Повторяя произведения устного народного творчества дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

        Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методической литературы

 

 

 

 

Составление картотеки игр, загадок и потешек.

Сентябрь - май

1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство со старинными сказками

Праздник правильной речи «Сказка старинная не короткая а длинная»

Работа с семьёй

Октябрь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Ноябрь

Консультация  для родителей

«Роль фольклора в развитии детей».

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

 

Консультация для воспитателей

 «Использование занимательных упражнений для развития речи дошкольников на основе произведений устного народного творчества».

Апрель-май

Систематизация накопленного материала

Картотека игр и упражнений на основе произведений устного народного творчества

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2016-2017 учебный год

 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

  1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию:

 объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1.  2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Праздник правильной речи «Сказка старинная не короткая, а длинная»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Использование занимательных упражнений для развития речи дошкольников на основе произведений устного народного творчества».

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей».

Картотека игр и упражнений на основе произведений устного народного творчества

 

 

Анкета

«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Уважаемые родители!

 

         Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 

1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?_____________________________

 

  1. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___________________________

___________________________________________________________________________

 

3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?________

4.     Надо ли знать народные сказки и былины?_____________________________________

 

5.     Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________________________

  

6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?_____________

 

7.     Какие народные игры Вам известны? __________________________________________

______________________________________________________________________________

Играете ли Вы  в них с ребенком?_____

 

8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_______________

______________________________________________________________________________

 

9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?________________________

______________________________________________________________________________

 

10.            Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?__________

fol_klor_(1).jpg

fol_klor_(2).jpg

fol_klor_(3).jpg

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.      Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.

Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

Потешка для умывания:

     Зайка начал умываться

     Видно в гости он собрался

     Вымыл ротик

     Вымыл носик

     Вымыл ухо

     Вот и сухо

От слез:

     Не плачь, не плачь,

     Куплю калач.

     Не хнычь, не ной,

     Куплю другой.

     Слезы утри,

     Дам тебе три.

Для массажа подойдет такая:

     Били лён, били (стучим пальцами по спине)

     Топили, топили (легко растираем ладонями)

     Колотили, колотили (похлопываем)

     Мяли, мяли (разминаем пальцами)

     Трепали, трепали (слегка трясём за плечи)

     Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)

     На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Картинки по запросу детский фольклор

"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В начале второго года жизни ребёнок говорит примерно 10 простых слов (мама, папа, баба и тому подобное), это так называемые местные слова. К двум годам словарь увеличивается до 300 слов и более. Но понимание значительно опережает активную речь, что вполне закономерно.

Для успешного развития понимания речи и расширение практического опыта, я использую фольклорные произведения. Мною использованные потешки помогают развитию ориентировке в окружающем мире иными словами познавательно развивают ребёнка.

Для этого у меня подобран материал на все виды деятельности (картотека). В картотеке есть подбор потешек для эмоционального подъёма, улучшение настроения, и для проведения всех режимных моментов: питание, умывание, сон, одевание.

Овладение ходьбой – важное событие в жизни ребёнка. Вот почему важно оценить действие малыша, скажем таким стихотворением:

Катя, Катя, маленькая

Катя удаленькая

Пойди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Чтение стихов, прибауток «Большие ножки шли по дорожке, маленькие ножки бежали по дорожке». Можно разыграть с двумя различными по величине куклами.

С помощью полезных потешек воспитатель утверждает в ребёнке добрые чувства, а так же воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает.

Например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

Он по лугу едет

Луга зеленеют

К садам подъезжает

Сады расцветают.

Ребёнок ещё не знает о месте и роли животных в жизни человека. Животные действуют в произведениях на равных, как люди. Кисонька – мурысенька, едет на меленку; курочка метёт избу или идёт за водичкой; сорока кашу варит и так далее.

Постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные понимания, особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне.

«Вот все люди спят

Вот и звери спят»

«Вот и ночь пришла

Темноту привела»

«Заснул петушок,

Запел сверчок»

Обязательно уловить отношение человека к животному, его доброту и ласку. Что, значит, заботиться о животном, малыш ещё не понимает, но эмоционально чувствует общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:

Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я свою бурёнушку кормлю,

Ты иди моя коровушка домой,

Напою тебя водой я ключевой.

Для того, чтобы познакомить детей на прогулке с явлениями природы, я использую:

«Радуга – дуга! Высока и туга!»

«Ах ты, зимушка – зима»

«Травка – муравка»

«Закатилось красно солнышко»

Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывает разностороннее воздействие на воспитание ребёнка.


Автор: Двойникова Елена Владимировна

Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.

В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.

С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (17, стр.115-124).

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 

6. Методика ознакомления с устным народным творчеством.

Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:

1. Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).

 

6.1. Методика ознакомления с фольклором на занятиях.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

8.Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст (2, стр.64-66).

Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки (2, стр.66-67).

Методика ознакомления со сказками:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной. (2, стр.67-68).

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова (1, стр.347-357);

4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета (9, стр.28).

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения (2, стр.68).

6. Р. Халикова раскрыла своеобразие приемов влияющих на нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

- образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героя.

- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей.

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация (21, стр.16-17).

Методика ознакомления с загадками:

1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности (4, стр.18).

 

6.2. Методика работы с фольклором при организации различных видов деятельности.

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко используется в играх-драматизациях. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. (18, стр.83.).

Технология использования сказки в играх-драматизациях:

1 этап – знакомство со сказкой (рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций);

2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.);

3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности;

4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки (6, стр.21)

Устное народное творчество можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию :

двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества; сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа);

театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций; музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;

игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями);

интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения (7, стр.29).

При организации двигательной деятельности детей необходимо использовать народные игры, которые влияют не только на физическое развитие детей, но и по словам Е.А. Покровского: «…детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания» (19, стр. 210).

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В основном она не отличается от методики других подвижных игр, но можно выделить некоторые особенности характерные для организации и проведения народной игры:

- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

- При объяснение сюжетной народной игры воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором (5, стр. 8,9).

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного возраста поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций (9, стр.6-8).

Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.

Для совершенствования дикции детей незаменимы скороговорки. Скороговорка – это трудно произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками. Можно поиграть со скороговорками. Повторять их “по заявкам” детей, роль “ведущего” поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: “Из-за леса, из-за гор...”, второй ряд: “Едет дедушка Егор!”. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, можно повторять её по ролям – группами. Первая группа: “Расскажите про покупки”, вторая группа: “Про какие про покупки?” и все вместе: “Про покупки, про покупки, про покупочки мои!” Все эти приёмы активизируют формирование интонационной выразительности речи. В подготовительной группе можно использовать скороговорки, которые предусматривают ироничную, насмешливую интонацию в голосе. (“Кубра на кубру щи варила...”, “Шутник для шутника так старался...”) . Очень нравятся детям занимательные упражнения на изменение в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают лучше чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения психического ударения. Дети легко, свободно и с удовольствием выполняют такие задания. По мере того, как дети усваивают содержание самих текстов, овладевают умением произносить их чётко, с изменением темпа и силы голоса, можно предлагать им задания всё более творческого характера. Передать, например, своё отношение к содержанию передаваемого текста., выразить своё настроение, свои желания или намерения. Например, огорчение: “Проворонила ворона воронёнка”, удивление: “На горе Арарат растёт крупный виноград”, просьбу, нежность или ласку: “Наша Маша маленька, на неё шубка аленька”. С этой целью можно использовать не только скороговорки, но и пословицы, потешки. Такие упражнения развивают у детей эмоционально-чувственную сторону речи.

Во время подвижных и сюжетно-ролевых игр можно разучивать с детьми так называемые прыгалки-считалки, которые используются как зачин, призывающий к игре. Называются они так потому, что во время их проговаривания нужно высоко прыгать, привлекая к себе внимание. Чтобы было ещё интереснее, в зазывалке присутствует элемент игрового утаивания, особой секретности и приём насмешливого перевёртыша. (“Тай, тай, налетай, в интересную игру, а в какую – не скажу!”) А для распределения ролей в игре разучиваются жеребьёвые сговорки и считалки. Жеребьёвые сговорки предназначены для тех игр, когда надо разделиться на две команды. Двое ребят по уговору возглавляют свою команду. Остальные парами отходят в сторону и шёпотом договариваются, кто кем будет: например, “золотая чашечка” и “серебряное блюдечко”. Ведущие затем делают свой выбор. Такие жеребьёвые сговоры способствуют развитию творческого воображения, активизации словаря. Можно использовать названия волшебных предметов из сказок (“наливное яблочко”), устойчивые поэтические формулы (“коня вороного или казака удалого?”) и даже пословицы (“грудь в крестах али голова в кустах?”).

Целенаправленная работа по использованию устного народного творчества оказывает положительное влияние на развитие речи детей: улучшается интонационное оформление высказываний, темпо-ритмическая организация речи, расширяется высотный и силовой диапазон голоса. Дети сознательно и адекватно используют различные средства выразительности речи, передавая свои эмоции, чувства и состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

План самообразования воспитателя младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.»

План самобразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.»...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

                     План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет&raq...