План самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Прель Анна Геннадьевна

План самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 105

План самообразования

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

                                                   

                                                              Воспитатель: Прель А.Г.

Калининград

2018

План   самообразования  воспитателя  второй  младшей  группы МАДОУ ЦРР детский  сад № 105 на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

        Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания

детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору  и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Перспективный план работы на  2018 - 2019  учебный   год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Работа с детьми

Октябрь

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

«Малые фольклорные формы. Загадки, потешки».

Чтение русских народных сказок, потешек.

Ноябрь

Прослушивание аудиосказки «Теремок».  

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

«Лесные животные»

Чтение русских народных сказок, потешек.

Декабрь

Прослушивание аудиосказки «Волк и семеро козлят».  

Инсценирование русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Чтение русских народных сказок, потешек.

Январь

«Устное народное творчество»

Прослушивание аудиосказки «Заюшкина избушка».  

Чтение русских народных сказок, потешек.

Февраль

Инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка».  

Чтение русских народных сказок, потешек.

Март

«Сказки  Бабушки-Загадушки».

Развлечение «Широкая масленица».

Чтение русских народных сказок, потешек.

Апрель

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».

«Устное народное творчество. Потешки»

Чтение русских народных сказок, потешек.

Работа с семьей

 Май

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».

        Приложение  1

«Сказки  Бабушки-Загадушки»

   Цель: закрепление знаний сказок

   Задачи: 

- формировать умение вести диалог;

- эмоционально и активно отвечать на вопросы;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать связную речь, память, мышление, воображение;

- воспитывать интерес к устному творчеству.

   Ход:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы будем вспоминать с вами сказки. И по сказкам я буду загадывать вам загадки. Те, кто отгадает загадку, в конце занятия получат раскраску со сказкой.

Вот вам первая загадка:

1.

Возле леса, на опушке,                      К медведям в дом она пробралась,
Трое их живет в избушке.                 На всех трех стульях посидела,
Там три стула и три кружки,            Разбила чашечку Мишутки,
Три кроватки, три подушки.             И спать потом она легла.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Дети: «Три медведя»

(Воспитатель показывает картинку)

Воспитатель:  Правильно. Скажите, как звали медведей в сказки «Три медведя»

Дети:  Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.

Воспитатель: Следующая загадка:

2.

Маша в коробе сидит                                      Его Маша обхитрила,

Далеко она глядит,                                          В короб с пирогами села,
Кто несёт её, ответь,
                                       Чтобы домой ее отнес он,
Быстрыми шагами,
                                          А потом вернулся в лес.                                                                                                                      
А несёт её (медведь)
Вместе с пирогами.
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь,
А название у книжки этой
(Маша и медведь)

Дети: «Маша и медведь»

(Воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Назовите мне героев этой сказки.

Дети: Бабушка, дедушка, подружки, Маша, медведь, собаки.

Воспитатель: Продолжим, и вот следующая загадка:

3.

Его выгнала лиса

Из дома лубяного,

А петух помог ему

Освободить свой домик.

(Заюшкина избушка)

Дети: «Заюшкина избушка».

(Воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Давайте ласково назовем героев этой сказки.

Дети:  Заяц-заюшка, петух-петушок, лиса-лисонька, собака-собачка, медведь-мишутка.

Воспитатель: Молодцы, справились и этой загадкой.  

Воспитатель:  Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

(Физкультминутка)

«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Бабка с дедом дружно жили (хлопают в ладоши)

Колобок слепить решили (лепят колобок)

По амбару помели

(двумя руками сделать вид, что метешь веником)

По сусекам поскребли

(поскребите двумя руками стол)

Тесто замесили (месим тесто — сжимают кулачки)

Скатали колобок (круговые движения рук)

В печку положили (вытягиваем руки)

На окошке остудили (показываем окошко)

Вот, какой получился, колобок.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули, давайте еще отгадаем загадку.

4.

Катился по дорожке,                                 Он от бабушки ушел,

Встречал много зверей.                            Он от дедушки ушел,

И думал, что он хитрый,                           Съесть его хотел зайчишка,

Но все ж лиса хитрей.                               Серый волк и бурый мишка,

(Колобок)                                                   А когда малыш в лесу

                                                                     Встретил рыжую лису,
                                                                    От неё уйти не смог
                                                                    Что за сказка?

Дети: «Колобок».

(Воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Скажите, кого встретил колобок в лесу, после того как укатился от бабушки и дедушки.

Дети:  Колобок встретил зайца, волка, медведя, лису.

Воспитатель: Вот вам последняя загадка.

5.

Бок у него был очень липкий,

К нему прилип даже медведь.

Он никого не испугался,

Домой привел он их семье.

(Бычок – смоляной бочок)

Дети: «Бычок - смоляной бочок».

(Воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Скажите, ребята, каких еще зверей поймал бычок и отвел домой.

Дети: Зайца, волка, медведя.

Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по картинке.
1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта картинка?

Дети: Это сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
2)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта картинка?

Дети: Это сказка «Курочка Ряба».
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.

3) Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта картинка?

Дети: Это сказка «Теремок».
Воспитатель: Ребята, вам понравилось отгадывать загадки?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Скажите, какие сказки мы сегодня вспомнили?

Дети: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя», «Бычок – смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Теремок».

Воспитатель: А теперь, как и обещала, вот вам раскраски с изображением сказки. Можете присесть за столы и раскрасить. Посмотрите и скажите, какая сказка вам попалась.

Приложение  2

Конспект инсценировки сказки «Теремок» во второй младшей группе

Образовательные задачи

  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.
  2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).
  3. Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.
  4. Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.

Развивающие задачи

Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

Воспитательные задачи

Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

Методический приём: Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка сказки, муз. сопровождение, п/и «Догонялки с Мишкой»

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, п/и «Догонялки с Мишкой», игры на звукоподражания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.

На страничках этой книжки

Спрятались лягушка, зайка, мышка.

В теремке они живут,

Вас ребята в гости ждут.

Дети узнают и называют «Теремок».

      А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно выдав детям картинки с изображением персонажей).

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.

Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?

Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:

Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.

Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребёнок: А я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.

Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).

Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?

Воспитатель помогает детям:

        Я мышка-норушка

        Я лягушка-квакушка

        А ты кто?

        А я зайчик-побегайчик!

Воспитатель и дети: Иди к нам жить!

И зайчик прыгнул в теремок.

Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?

Воспитатель повторяет слова за детей:

        А ты кто?

Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»

Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.

Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.

А потом забрёл медведь и как начал реветь.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.

Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.

Молодцы у нас детишки,

Ловко бегали от мышки.

Рассказали сказку нам,

Всё расставив по местам.

Встали вместе в хоровод,

Вот так дружный здесь народ!

Приложение  3

Игровая  деятельность  «Поиграем с пальчиками!»

      Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка  каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

МОЯ СЕМЬЯ 
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.  По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК 
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

С ДОБРЫМ УТРОМ! 
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? Поглаживание коленок
Потопать ногами
С добрым утром, солнце!
Я - проснулся!
(проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

Приложение  4  

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Оборудование:  домик, солнышко, плоскостные цветы, зонтик.

Ход развлечения

 - Дети, наступила весна, солнышко все чаще появляется, пригревает.

Посмотрите, а вот домик, в котором живет солнышко. Оно в доме закрыто, значит, солнышко спит. Давайте попросим солнышко выглянуть в окошко.:

          Солнышко – ведрышко (фонарики)

Выгляни в окошко (руки вперед)

Солнышко, нарядись! (вверх одну руку)

Красное, покажись (вверх другую руку, руки опускают)

Услышало солнышко детей, открыло ставенки, выглянуло в окошко. Сразу кругом стало светло и радостно. (Выглядывает солнышко и пускает зеркалом солнечных зайчиков).

         Яркое солнце смотрит в окно,

Солнечных зайчиков дарит оно. (А.Берлов)

Мы с вами превратились в солнечных зайчиков и запрыгали по дорожке.

Скачут побегайки

Солнечные зайки.

Посмотрите, сколько друзей у солнышка. А какое оно наше солнышко? (Теплое, ласковое, желтое, горячее, яркое и т.д.)

Давайте мы с вами нарисуем разные солнышки руками, попробуем?

У солнца руки горячи,

Работают с охотой.

Всю землю кисточки-лучи

Покрыли позолотой.

(А.Шибаев)

Веселое солнышко хочет с вами поиграть.

 Подвижная игра «Солнышко и тучки».

Тучка гуляет по залу и говорит:

А мы солнышко догоним,

Его зайчиков поймаем. (Дети – «солнечные зайчики» поскакали, бегают по залу.)

Отвечают:

А мы тучек не боимся,

Скачем мы и веселимся,

И от тучек убежали.

Поиграли. Устали.

А теперь заведем веселый хоровод вместе с солнышком.

Выходите на лужок

Становитесь все в кружок,

Будем петь и танцевать

Будем солнышко встречать.

Мы повеселились вместе с солнышком, а теперь немного отдохнем. Упражнение на расслабление.

Отдохнули, а теперь вспомните, как вас называют ваши мамы? (Моё солнышко).

Да, потому что для своих мам вы самое дорогое, ласковое, любимое солнышко.

Приложение  5  

Семейный  конкурс  «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

Цель:  развивать логическое мышление, речь, творчество детей.

Начинаем работу с загадки: 

Как прекрасна и вкусна,

в земле всё растёт она,

длинная и сладкая,

и совсем негладкая.

Веточки висят над грядкой,

Хвать её любой, украдкой.

(морковь)

Начинаем с детьми разбирать, как они догадались?   Что им помогло узнать, что это морковь?

Для закрепления знаний   необходимо   предложить   детям  нарисовать отгадку на альбомном листе.   Перед рисованием, мы ещё раз вспоминаем части моркови, которые можно нарисовать.    

Аналогично  работаем  над  другими  загадками.

Приложение  6

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

     Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

      Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

     Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

       Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

     В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так,   например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

      Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

     Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

      Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Приложение  7

«Устное народное творчество. Потешки»

Цель:  Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи:

1. Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.

2. Формировать связную речь детей (описание игрушки).

3. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с воспитателем.

4. Формировать интонационную сторону речи.

5. Развивать представление об окружающем.

6. Развивать общую и мелкую моторику детей.

Оборудование: мягкая игрушка - заяц.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Утром встали малыши

В детский сад свой пришли

Вам мы рады как всегда

Гости здесь у нас с утра.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро.

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Приветливым лицам!

Каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Рассаживайтесь ребята, пожалуйста, на стульчики

Организационный момент. Дети сидят на стульях. Знакомство с темой.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Длинное ухо

Комочек пуха

Прыгает ловко

Любит морковку. Ответ детей (заяц) 

Сюрпризный момент. (Стук в дверь).

Воспитатель вносит игрушечного зайца. Зайчик здоровается с детьми. Дети тоже поздоровались с зайцем.

Зайчик говорит: «Я слышал, что вы говорили обо мне, загадывали загадку, и я решил зайти к вам в гости».

Описание игрушки.  Воспитатель предлагает зайчику остаться и дети описывают игрушечного зайчика. Воспитатель задает детям вопросы:

1. Зайчик большой или маленький? (маленький) 

2. Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая) 

3. Каким цветом? (белый или серый) 

4. Какие ушки у него? (длинные) 

5. Какой хвостик? (короткий) 

6. Где зайчик живет? (в лесу) 

Зайчик хвалит детей: «Какие дети молодцы, много обо мне знают».

Рассказывание стихотворения и потешки про зайку.

Воспитатель обращается к зайчику: «А дети стихотворение про тебя знают».

Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Зайка».

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Зайчик: «Молодцы, и стихотворение про меня знают».

Воспитатель: «А дети еще и потешку про тебя знают».

Дети рассказывают потешку:

Заяц Егорка

Свалился в озерко

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Зайчик обращается к детям: «Дети, вы наверное устали сидеть на стульчиках, давайте с вами немного поиграем?

Физминутка:

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайчик обращается к детям, говорит: «На улице весна, прилетели птицы, светит солнышко».

Воспитатель предлагает зайцу послушать потешку про солнышко:

«Cолнышко»

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

---

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

---

Смотрит солнышко в окно

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши

Очень рады солнышку! (дети хлопают в ладоши)

Заяц: «Молодцы, какие детки! »

Воспитатель: «Да, зайчик, а на улице и снег растаял, побежали ручьи, скоро покажется зеленая травка. Послушай нашу потешку про травку»:

Как по лугу, лугу

По зеленому лугу

Разливалася вода

Расстилалася трава

Расстилалася трава

Трава шелкова.

Воспитатель: зайчик, ты принёс с собой сундучок. А что в сундучке?

Зайчик:  прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый-краса,

А зовут её … лиса. 

(достаёт игрушку лисы)

Кто рано встаёт,

Голосисто поёт.

Детям спать не даёт (петух) 

(достаёт игрушку петуха)

Воспитатель:  как вы думаете, из какой сказки звери:  заяц, петух и лиса (ответы)

И правда это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка»

А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка»  (складывает игрушки в сундучок и закрывает его).

Давайте все вместе дружно скажем: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».

Воспитатель показывает детям сказку на фланелеграфе, затем задаёт вопросы.

-Понравилась вам сказка? О чём она?

-Кто из героев вам больше понравился? Почему?

-Какая избушка была у зайчика? У лисы?

-Чем закончилась сказка?

Воспитатель:  сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки:  лису, когда она выгоняла зайчика (сердитая) ; зайчика, когда его выгнали из избушки (печальный, грустный) ;

Лису когда её выгнал петушок (испуганная) .

Воспитатель:  ребята кто это плачет? Посмотрите лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам жалко её  (ответы).  Да, она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь (ответы).  У лисы была избушка ледяная – она растаяла. У зайчика была лубяная  -  она сохранилась. Давайте построим лисе такую же избушку, как у зайчика.

(проводится игра «собери домик»).

Итог занятия:

Зайчик хвалит детей за рассказанные стихи, потешки, сказку. Угощает их гостинцем. Прощается с детьми заяц, говорит: «что в лесу его ждут зайчата».

Воспитатель предлагает на прощание рассказать стихотворение «Про зайчат»:

Ушки длинные торчат

На макушке у зайчат

Днем и ночью слышат ушки

Каждый шорох на опушке.

Зайчик благодарит детей и уходит.

Приложение 8

«Малые фольклорные формы. Загадки, потешки»

Цель: развитие познавательных способностей, речевой активности детей.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с жанром потешки;

-уточнить представления о загадках;

-научить отгадывать описательные загадки, интационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Развивающие:

-Развивать речевое общение в ходе беседы;

- заучить наизусть потешку «Котик».

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам

Оборудование: игрушки – домик, кукла, корова, петушок, коза, котик

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу.

Воспитатель: Ребята эта Таня. Она живет в домике. Таня ждет гостей. Кто же к ней придет? Я вам буду загадывать загадки, и вы узнаете, кого пригласила Таня в гости. Загадывать это не называть, а только рассказать, какой этот кто то. Слушайте внимательно загадку и вы догадаетесь о ком в ней говорится.

Воспитатель загадывает загадки, анализирует и показывает соответствующие игрушки.

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!

Дети: корова.

Воспитатель: Что делает корова? И что она дает детям?

Дети отвечают.

Он с усами,а не дед,
Ловит мышку на обед.
А глаза, как изумруд.
Знаешь, как его зовут?

Дети: это кот

Воспитатель: А как вы догадались?

Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это ?  

Дети: Петя-петушок.

Воспитатель: что есть у петушка?

«М-е-е!»- Ребяток кто зовёт?
Бородою кто трясёт?
У кого витые рожки
И как ягодки глаза?   
Это к деткам по дорожке
Приближается…

Дети: коза.

Воспитатель: Что делает коза?

Вот ребята и  все Танины гости. Гости заскучали. Как их развеселить?

Дети: спеть, танцевать, угостить.

Воспитатель: Можно развеселить гостей потешкой. Давайте споем потешку «Петушок».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Таня просит спеть потешку о котике, потешить его. Послушайте,  сначала я спою.

Котик, котик, коток,
Котик белый лобок,
Беленькие лапки,
Коготки царапки.
Ходит котик не спеша,
Ловит крыс он и мышат.
Очень ловкий он охотник-
Белолобый чёрный котик.

Давайте вместе со мной лаского споем потешку о котике.

Дети выполняют.

А теперь пусть Таня угостит своих гостей.

        Приложение 9

                                 «Устное народное творчество»
Цель:
 приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка, сказка, скороговорка.
2. Продолжать учить интонационно выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем.
3. Помочь отгадывать загадки, построенные на описании.
4. Aктивизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений.
5. Bоспитывать интерес к устному народному творчеству.
Oборудование: игрушка солнышко; корзиночка, в которой лежат 2 яйца: простое и золотое.
Xод занятия:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро приветливым лицам!
Каждый становиться добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Ребята, а от чего у нас бывает хорошее настроение? (Подарки, игры с друзьями, приезжают гости) А хорошая погода даёт нам хорошее настроение? Да, конечно. А какая погода хорошая? (Когда солнечно) Тогда давайте солнышко позовём или, как раньше говорили, кликнем. Вставайте все в хоровод, прочитаем закличку для соолнышка:
Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошечко!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, покажись!
Красное, появись!
Я думаю, солнышко теперь обязательно появится, и настроение у нас будет хорошим.
Появляется солнышко. Ой, ребята, а это что такое? (Солнышко) Солнышко, ты нас обогреть, порадовать пришло? – Я пришло, потому что вы меня звали, а греть вас сегодня не хочу.

- Почему?

- Скучно мне.
- Ребята, что же делать? Без солнышка нам плохо будет. Чем же нам его повеселить, чем же потешить? Ой, придумала, потешкой и потешим. Помните, мы с вами о потешках говорили. Это маленькие стихи, которые развлекают и развивают детей. Может потешка и солнышко развеселит.
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату,
Мы захлопали в ладоши
Очень рады солнышку.
Солнышко, понравилась тебе наша потешка? – Потешка хорошая, но всё равно скучно.
Чем же, ребята, нам солнышко развеселить, как вы думаете? А давайте ему загадки позагадываем. Да непростые загадки, а сказочные:
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три ложки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(3 медведя)


Маша в коробе сидит
Далеко она глядит
Кто несёт её, ответь,
Быстрыми шагами,
А несёт её (медведь)
Вместе с пирогами.
Провела его малышка
Будет он умнее впредь
А название у книжки этой
(Маша и медведь)


Из муки он был печен,
На сметане был мешён,
На окошке он студился
По дорожке он катился.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог
Что за сказка (Колобок.)
- Ребята, у меня есть корзиночка. Посмотрите, что там лежит? (2 яйца: простое и золотое) Дети, из какой сказки эти яички? (Курочка-ряба) А что сказала курочка в конце этой сказки?

А какая сказка заканчивается: «У страха глаза велики, чего нет и то видят.» Кого испугался заяц? Бабушка? Внучка? Курочка? Мышка? Молодцы, всё знаете.
А что же наше солнышко? Развеселили мы тебя?

 Солнышко: Интересно, с вами, интересно, но ещё чего-то мне не хватает для радости.
А давай, солнышко, скороговорки говорить, это тоже весело. Для чего, ребята, нужны скороговорки? (помогают людям научиться правильно и чётко говорить) Запоминайте скороговорку:
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
(Дети говорят сначала медленно, потом побыстрее и быстро).
Солнышко смеётся: Ой, не могу больше, ну и рассмешили, ну и потешили, придется вас теперь всё лето греть, не скучать. А когда мне станет скучно, я вашу скороговорку вспомню. До свидания, ребята, мне на небо пора, обещание своё выполнять, вас греть. (Солнышко уходит).
Ребята, а чем мы с вами пытались сегодня развеселить солнышко? (потешкой, загадкой, скороговоркой) И всё это богатство создал русский народ.

Приложение 10

«Лесные животные»

Цель: расширять знания детей о лесных животных, продолжать знакомить с потешками.

Задачи:
- учить выделять характерные признаки представителей лесных животных;
- повторить названия детенышей лесных животных;
- формировать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать связную речь детей;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.

Материал: плакат «Лесные животные и их детеныши»; дидактические картинки лесных животных; игрушки: сорока, еж, белка.

ХОД занятия:

Воспитатель: — Ребята, к нам на занятие сегодня прилетела Сорока и рассказала мне, что с ней приключилась беда: она потеряла память, забыла какие звери живут вместе с ней в лесу. Давайте ей поможем вспомнить их.

Дети: — Поможем!

(воспитатель показывает детям плакат «Лесные животные и их детеныши и предлагает детям назвать их: заяц, белка, еж, медведь, волк, лиса)

Воспитатель:- Ребята, давайте четко и выразительно произнесем звуки, которые встречаются в четверостишьях про каждого лесного животного. Буду вас вызывать по одному и вы будете за мной повторять фразу про животного.

(ребенок четко и выразительно повторяет за воспитателем фразу):

Про лису:
Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.

Про волка:
Серый волк крадется в чаще,
Он страшный, настоящий.

Про медведя:
Спать залег в берлогу Миша
Не шумите. Тише. Тише!

Про ежа:

Ежик листья тащит в норку,
Делает в лесу уборку.

Про белку:
Белка – ловкая зверюшка
Попрыгушка, поскакушка.

Про зайца:
Зверь лесной встал как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы.
(ответы детей)

Воспитатель:- Ребята, у наших лесных зверей есть детеныши. Давайте Сороке их назовем.

Дидактическая игра» Назови детенышей»
(воспитатель спрашивает детей по одному)

У ежа – ежонок
У лисы –лисенок
У волка –волчонок
У медведя –медвежонок
У белки –бельчонок
У зайца –зайчонок.

Воспитатель: -А еще у каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расскажем нашей гостьи о домиках лесных зверей.

(воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены звери в их домиках)

Воспитатель: — Ребята, вы должны правильно выбрать нужные картинки и назвать, что на них изображено.

(дети по одному подходят к столу, выбирают нужную картинку и называют, что на ней изображено).

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лиса живет – в норке
Медведь живет – в берлоге
Белка живет – в дупле
Еж – в листве, под деревом, кустом
Заяц  — живет в ямке
Волк – живет в ямке (логово).

Воспитатель: — А теперь нам пора отдохнуть.

Физкульминутка «Зайка серенький сидит»:
(под текст дети выполняют движения)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так он ушами шевелит (шевелят руками над головой)
Зайке холодно стоят: надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать (скачут на двух ногах)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопают в ладоши).

Воспитатель: — Дети, чтобы Сорока хорошо запомнила своих соседей – лесных зверей, мы для нее расскажем про них потешки.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

(воспитатель показывает игрушку белку, дети хором повторяют текст и показываю на пальчиках):

Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисички-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.

Воспитатель:  А еще наши дети знают потешку про ежика (показывает игрушку ежика, дети рассказывают потешку):

Ежик, ежик без головы, без ножек.
Где ты бегал, что искал?
Я искал грибочки для своих сыночков.

Воспитатель: — Сорока, мы очень хотим тебе помочь, чтобы к тебе вернулась память и ты вспомнила всех лесных зверей. Сейчас наши дети расскажут про тебя потешку. И ты обязательно всех вспомнишь!

(рассказывают потешку «Сорока-белобока» совместно с воспитателем):

Сорока-белобока, кашу варила, гостей созывала, кашей угощала:
Лисичку-сестричку,
Белку-невеличку,
Мишку-топтышку,
Заинку-трусишку. Всех!

Сорока:  Ура! Я вспомнила всех своих соседей – лесных зверей. (вместе с детьми называет их всех: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк).

Воспитатель:  — Ребята, а почему их всех называют лесными зверями?

Дети:  — Потому что они живут в лесу.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня помогли Сороке вернуть память. И она опять вернется в лес и будет с лесными зверями дружно жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

План самообразования Устное народное творчество в развитии речи детей

Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи:Активизировать работу по речевому развитию воспитан...