План самообразования Устное народное творчество в развитии речи детей
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи:

  • Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.
  • Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
  • Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
  • Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
  • Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Ожидаемый результат:

  • Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.
  • Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.  

Актуальность темы:

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества.

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор.»

Г.С.Виноградов.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №5 «Звёздочка»

План самообразования

«Устное народное творчество в развитии речи детей 4-5 лет»

 на 2018 -2019 год.

средняя группа №2.

                                                                                                                                                                  Составили: воспитатель первой категории

                                                                                                                                                       МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка

                                                                                                                                           Нилова Светлана Алексеевна

воспитатель высшей категории

                                                                                                                                                         МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

                                                                                                                                                 Смолова Валентина Николаевна

                                                                                                                                             

г. Осташков

2018 г.

Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи:

  • Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.
  • Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
  • Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
  • Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
  • Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Ожидаемый результат:

  • Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.
  • Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.  

Актуальность темы:

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества.

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор.»

Г.С.Виноградов.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения

(Ивану-большому— дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке-Тимошке — песенки петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

и т.д.).

Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом.

Кот на печку пошёл

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь, горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Сменяют потешки, прибаутки.

Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой.

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство.

Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!

Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях подразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло». Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей.

Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:

На дворе — трава, на траве — дрова;

Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать.

Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи.

Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля - озерушки
Белый пух да перышки (туча)

Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу.

Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.  Терпенье и труд всё перетрут

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.

Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры.

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире:
Чай пили,
В ложки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить, -
Тому и водить!

Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло, и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы молодежи – наших предков (молодец ищет «приветливую невесту», «и пряху, и ткаху, и в дом домовницу»). Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка…

Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.

Очень рано дети обучаются разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!

Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Мы бежим,

Бежим, бежим,

Добежали и молчим!

Кто начнет говорить,

Тому и водить!

Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые…

Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков. Но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т.д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.) Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, а также к культуре других народностей

Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

№ п/п

Содержание работы

Сроки реализации

1

Изучение методической литературы:

1.Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа» М. 2009г.

2.Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Спб 2008г.

3.КозыреваЛ.М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи детей от рождения до 5-ти лет» М.2005г.

4.Журналы:

«Дошкольное воспитание»

«Ребёнок в детском саду»

сентябрь,

на протяжении года

2

Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.

сентябрь,

на протяжении года

3

Диагностика детей по знакомству с устным народным творчеством.

сентябрь, май

Работа с детьми

1

Разучивание хороводных игр и потешек. Драматизация сказки с элементами русского народного творчества.

октябрь

2

Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества. Знакомство с пословицами и поговорками. Разучивание считалок.

ноябрь

3

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

Оформление вместе с родителями книжек-малышек с загадками.

Развлечение «Вечер загадок и отгадок».

декабрь

4

 Разучивание обрядовых песенок к зимним народным праздникам. Драматизация сказки с включением колядок.

январь

5

Расскажи сказку руками («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»). Развитие мелкой моторики.

февраль

6

Прослушивание аудизаписей сказок, песенок, колыбельных. Разучивание весенних закличек.

март

7

Разучивание народных хороводных игр о весне и солнце. Использование их на утренниках и развлечениях.

апрель

8

Драматизация сказки для родителей с элементами русского народного творчества.

май

Работа с родителями

1

Консультация «Малые фольклорные произведения».

Анкетирование родителей «Народный фольклор в жизни вашего ребёнка».

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».

октябрь

2

Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками. Папка – передвижка «Игры для развития речи детей».

ноябрь

3

Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи».

Оформление книжек-малышек про загадки.

декабрь

4

Папка-передвижка «Справиться с детским непослушанием помогут потешки». Групповое родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры».

январь

5

Общее родительское собрание «С любовью к детям».

февраль

6

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку»

март

7

Организация совместного развлечения с детьми «Любимые народные игры».

апрель

8

Просмотр сказки с использованием элементов русского народного творчества. Презентация для родителей по теме.

май

Самореализация

1

Драматизация сказки с детьми для родителей и детей других групп. Создание альбома «Потешки для детей 4-5 лет»

октябрь, январь, май

2

Создание картотеки считалок и поговорок.

ноябрь

3

Изготовление дидактических игр по теме.

декабрь

4

Пополнение театрализованного уголка в группе.

февраль

5

Совместное с родителями развлечение.

апрель

6

Отчет о реализации темы самообразования на педсовете. Презентация для родителей на родительском собрании.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Самообразование "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"

quot;Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста""Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков""Подвижная игра как средство развит...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Презентация к самообразованию "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"

Презентация "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"...