Эмоциональное насилие-причина психологической травмы.
статья по коррекционной педагогике

Какие действия  относят к эмоциональному насилию по отношению к ребенку. Профилактика эмоционального насилия в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_nasilie._ishueva_l.r_mbdou_99.docx346.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 99 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района

города Казани

Эмоциональное насилие-причина

 психологической травмы.

                                                                                              Выполнила : педагог-психолог                                                                                                                                                                

                                                                                               Ишуева Л.Р


        Психологическая травма (психическая травма или психотравма) - это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.

                Столкновение с насилием в отношении себя вызывает у человека психологическую травму, последствия которой тянутся многие годы. Особо тяжелые последствия несет насилие в отношении детей. След перенесенного в детстве насилия тянется за человеком всю его жизнь.

          В современном мире ребенок может быть психологически травмированным.

М. Д. Асанова выделяет 4 основных типа психологических травм детей дошкольного возраста:

1. Пренебрежение нуждами ребенка.

2. Эмоциональное (психическое) насилие.

3. Физическое насилие.

4. Сексуальное насилие.

         Из этого следует, что любое насилие над ребенком является психологическим травмированием. 

             Причины жестокого обращения с детьми: 

  • нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);
  • ребенок с физическими и психическими недостатками;
  • физическое или психическое переутомление;
  •  алкоголизм одного или обоих родителей;
  •  одиночество или распавшийся брак;
  •  слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
  • своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим ( отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень, а также отрицательную реакцию взрослых вызывают недержание кала и мочи, рвота и т.д.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

                   Данная форма насилия труднее всего распознается, поскольку проявляется как изолированно, так и в сочетании с другими формами. Эмоциональное насилие над ребенком — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

                          Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне, искажается как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится понимать чувства других людей и адекватно реагировать на них.

                                Привыкнув к подобной реакции со стороны родителей, ребенок перестает чувствовать потребность в том, чтобы поделиться горем или радостью, успехами, наблюдениями, да и просто приласкаться, почувствовать нежность, тепло самых близких людей. Переживание, выражение радости и положительных чувств — серьезная проблема для детей — жертв насилия просто потому, что они часто не умеют находить радость в том, от чего радуются другие дети. У них хуже развита способность к эмпатии, они не способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Во взрослом состоянии они не только не умеют выражать свои переживания, но и вообще как бы отказываются от них, боятся их и стремятся уйти из ситуаций, где затрагиваются чувства.

               К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

- изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

- угрюмость, отказ от обсуждения проблемы;

- «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

- оскорбление ребенка;

- терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

- поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

- брань, издевки;

 - запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»);

  • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

               Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

- предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к переживанию им фрустрации;

- сурово наказывает ребенка;

- чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

- злится и устрашающе ведет себя.

                 Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

- эмоционально невосприимчив, равнодушен;

- грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

- не выказывает интереса к играм.

Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

- ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);

  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.;
  • Нервно-психические заболевания;
  • замедление физического, психического  и общего развития ребенка;
  • трудности социализации.

   Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоценности уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить.  

Таким образом, ребенок — жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

        Последствиями эмоционального насилия у детей дошкольников могут быть:

 отставание в психическом развитии, снижение уровня интеллекта,

импульсивность и неспособность контролировать свое поведение,

ребенок не умеет устанавливать доверительные отношения с другими людьми,

 тревожен,

у него низкая самооценка.

              Профилактика эмоционального насилия в семье основывается на работе с родителями. Необходимо научить родителей устанавливать доверительные отношения с ребенком и уметь его поддерживать в трудных ситуациях. Также очень важную роль играет понимание родителями причин конфликтов с детьми, и понимание внутреннего мира ребенка. Также родителям необходимо научиться адекватно оценивать способности ребенка опираясь на его возраст и уровень развития.

         Психологическая травма опасна не только для эмоционального, но и для физического здоровья. Более того, если с ней не справиться, негативные последствия будут влиять на всю дальнейшую жизнь человека. Особенно это касается психологических травм детства, так как дети воспринимают все наиболее болезненно. Поэтому, очень важно наполнять жизнь положительными событиями и общаться с близкими людьми, чтобы быстрее избавиться от негативных воспоминаний.

            Ребенок - это очень чувствительное создание, и очень важно в воспитании и обучении детей, не нанести ребенку психологических травм.

Что делать если ребенок сообщает вам о насилии Отнеситесь к ребенку серьезно. Как помочь ребенку, подвергшемуся насилию? окружить заботой, помочь почувство

                      ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

·         Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

·         Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

·         Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

·         Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

·         Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

·         Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

·         Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

·         Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

·         Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

·         Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».

В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере.

Будьте во всём образцом своим детям! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.

Рекомендации родителям и воспитателям....

Психологические травмы у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое собы...

Презентация выступления на общем родительском собрании"Психологические травмы у детей".

Целью выступления является ознакомление родителей и педагогов о детских психолгических травмах и их взаимосвзи с воспитанием ребенка в семье. С каждым годом возрастает количество детей , у которых про...

Буклеты с рекомендациями для родителей "15 игр с детьми, при психологической травме"

Психологическая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации. Буклет с рекомендациями в помощь родителям и воспитателям ДОО...

Психологические травмы у детей

Ребенок получил психологическую травму, что делать, как помочь......

Директивы родителей, приводящие к психологическим травмам

Анализ родительских представлений, которые приводят детей к психологическим травмам...