Презентация. Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста в игре.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шапошникова Ольга Васильевна

Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста  в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh.l.pptx103.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста в игре» Подготовила: Шапошникова Ольга Васильевна

Слайд 2

«Люди способны большего добиться в жизни, если верят, что их судьба находится в их собственных руках.» Д. Роттер Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность. Целеустремленность поведения дошкольников заключается в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности. Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. По мере накопления им знаний и впечатлений об окружающем игровые цели ребенка становятся богаче. Развитие целеустремленности в игре связано с развитием личности ребенка: его – мышления; – воображения; – моральных качеств; – эмоций.

Слайд 3

Кроме того, зависит от отношения играющего к своей роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой. Если тема осознана, связана с воображением, мечтами ребенка, то целеустремленность проявляется ярче. Необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры (у одного – подражание на основе заинтересованности, у другого – сознательный интерес и так далее). Целеустремленность формируется главным образом в длительных играх. Однако работу в этом направлении надо начинать с игр несложных, имеющих быстрое развитие действия. Игры с длительным содержанием вызывают коллективную заинтересованность, развитие у детей эмоций, творческого воображения. Вхождение ребенка в роль на длительное время помогает достижению общей цели, целенаправленность приобретает общественный характер. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли, переходу от подражания к творческому выполнению задуманного. Цель игры, выраженная словами, становится для детей более ясной, а само предварительное обдумывание является как бы первым этапом игры, мысленным действием.

Слайд 4

Воспитатель должен учить детей не только ставить в игре четкую цель, но и добиваться ее осуществления – именно это способствует развитию целеустремленности. Для этого нужно приучать их к планированию игры. В знакомых, привычных играх дети легче справляются с развитием и уточнением сюжета, с подбором нужного материала, при необходимости готовят его сами. Обогащение знаниями, приобретение опыта игровой деятельности позволяет ребятам планировать и новые игры. Труднее всего дается согласованность действий. В индивидуальной игре ребенку легче быть сосредоточенным, ибо ему не нужно согласовывать свой замысел с другими. Коллективная же игра требует общих усилий, и педагог должен помочь детям скоординировать их. В игре дети нередко отвлекаются от цели. В одних случаях причиной этого является нехватка знаний, недостаток воображения, в других – конфликты, возникающие из – за несогласованности замыслов, стремления некоторых ребят командовать, подчинять себе остальных и так далее. Иногда малыш отвлекается от задуманного сюжета из – за появления у него новых, более интересных ему в данный момент замыслов. В этом случае необходимо, не подавляя инициативы ребенка, настоять на том, чтобы он довел начатое до конца; поняв его новую идею, нужно суметь связать ее с уже начатой игрой.

Слайд 5

Развитие целеустремленности во многом зависит от развития творческого воображения. Между целеустремленностью и уровнем воображения существует прямая связь. Богатое воображение помогает ребенку ставить интересные цели, тогда как недостаток его может помешать их выполнению. Тесная связь существует также между целеустремленностью и эмоциями. Когда ребенок отображает благородные поступки людей, его чувства и переживания соответствуют этим поступкам, усиливается и целенаправленность его действий в игре . Наиболее ярко целеустремленность у детей проявляется в играх, связанных с трудом. Вместе с тем общий уровень целеустремленности в труде ниже, чем в игре, что объясняется особым интересом детей к игре. Именно поэтому цели игры обычно бывают более сложными и увлекательными, чем цели еще недостаточно развитой трудовой деятельности. В то же время для воспитания целеустремленности особое значение имеет труд, связанный с игрой. Так, в работу по изготовлению пособий для игры дети включаются с большим увлечением, несмотря на то что этот вид труда сложнее, чем остальные, ибо требует умения работать с материалом.

Слайд 6

В труде, как и в игре, проявляются индивидуальные особенности детей. Однако в труде больше, чем в игре, имеет значение наличие определенных навыков, привычка работать. Поэтому нередко дети, активные и целеустремленные в игре, оказываются на низком уровне в трудовой деятельности. У таких детей трудовую целеустремленность следует воспитывать через игру, предлагая им определенные роли, вызывая у них уважение к труду, желание трудиться. Некоторые же дети, наоборот, в труде, особенно хозяйственно – бытовом, оказываются на более высоком уровне, чем в игре. В данном случае следует идти обратным путем: основываясь на интересе к труду, развивать их игровую деятельность сначала в играх на бытовые темы. Чтобы определить степень целеустремленности детей в игре и в соответствии с этим наметить пути своей дальнейшей работы в этом направлении, воспитатель должен внимательно понаблюдать за играми детей своей группы, стремясь при этом выяснить: – каковы эти игры (однообразные или различные); – какие цели ставят перед собой дети;

Слайд 7

– как (самостоятельно, с помощью взрослого или стараясь подражать товарищу) обдумывают и планируют игру, чтобы достичь поставленной в ней цели; – все ли дети добиваются намеченной игровой цели, получают ли удовлетворение при ее достижении; – в каких играх больше проявляется целеустремленность. В результате таких наблюдений выявить уровни развития целеустремленности у детей. В работе с детьми низкого уровня задачей педагога должно стать расширение их знаний и представлений, развитие у них интереса к разнообразным играм через внесение новых игрушек, формированию их навыкам коллективной игры, самостоятельному планированию ее. У детей среднего уровня целеустремленности следует воспитывать навыки согласованных действий, настойчивость при достижении цели и самостоятельно выбирать материал для игры. Во всех случаях педагог должен создать условия для активного участия детей в разнообразных длительных играх. Для ребят, проявляющих в играх целеустремленность, нужно организовывать коллективные длительные игры, требующие от участников проявления инициативы, активности, творчества. Например, «Строительство», «Путешествие на корабле», «Путешествие в космос» и т.д.

Слайд 8

Для этого нужно расширять и углублять представления о разных профессиях, показывать их взаимосвязь, а также согласованность действий взрослых в труде. В результате проведения таких игр происходят значительные изменения в развитии целеустремленности у детей. В создающихся больших коллективах играющих многие дети, проявляя инициативу, вносят свои предложения в игру, делая ее перспективной, а коллективное изготовление многочисленных атрибутов игры, необходимых для реализации ее сюжета, помогает всем участникам довести задуманное и начатое до конца. Дети целеустремленные становятся увереннее, смелее при решении практических задач, спорных вопросов, они активно воздействуют на товарищей. Работа по воспитанию целеустремленности будет эффективнее, если начинать ее в младших группах детского сада. В старшем дошкольном возрасте это волевое качество, если оно систематически развивается и укрепляется во всех видах деятельности, служит основой подготовки ребенка к школьному обучению и труду.

Слайд 9

Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – “детская целеустремленность”. Основная цель данного этапа – передать ребенку опыт успешного целеполагания в ближайшем будущем. Важно, чтобы этот опыт был осознан и позитивно прочувствован. Если на предыдущем этапе “фундамент целеустремленности” работа предусматривала осознание и прочувствование ребенком его прошлого опыта, то на этапе “детская целеустремленность” проводится работа по обеспечению и сопровождению его будущего опыта. Еще одно существенное различие между этапами воспитания целеустремленности состоит в том, что работа взрослого связана с помощью дошкольнику не только в осознании средств и путей достижения цели, но и в постановке конкретной цели. Вместе с тем второй этап – естественное продолжение первого, он основывается на полученном ребенком опыте, используются уже задействованные механизмы. Основной вид работы с детьми на данном этапе – индивидуальные беседы, которые завершаются групповым обсуждением. Содержание бесед сводится преимущественно к разговору о близкой цели ребенка и способах ее достижения. Чем руководствоваться во время такой беседы?

Слайд 10

Какие важные психологические механизмы следует задействовать? Для того чтобы ребенок приобрел опыт успешного и реалистического целеполагания и целедостижения , необходимо начать с помощи ему в осознании и постановке цели на ближайшее время (от нескольких дней до месяца). Следует работать с ближними, а не дальними целями, потому что именно они сильнее мотивируют. Для воспитания целеустремленности важно, чтобы ребенок получил опыт “поставил цель – достиг”. Подобный подход, конечно, не означает, что у дошкольника не может быть желаний, связанных с долгосрочной целью (например, стать в будущем военным). Если мы хотим дать ребенку опыт реалистического целеполагания и целедостижения , то в случае, если его цель – стать военным, педагогу следует спросить: “А чему бы ты хотел научиться в ближайшее время, чтобы в будущем это помогло тебе стать военным?”. Ребенок может ответить на этот вопрос сам или педагог поможет ему: “Может быть, научиться отжиматься или поднимать детские гантели”. В ходе работы с детьми подготовительной группы необходимо активизировать в словаре слово “цель” – то, что ребенок хочет достичь. Так, беседуя, можно спросить, например: «Что бы ты хотел научиться делать в ближайшее время?»

Слайд 11

Когда ребенок ответит “поднимать детские гантели”, педагог поможет сформулировать цель: “Итак, твоя цель – научиться поднимать детские гантели”. Когда ребенок что-то делает, следует периодически задавать вопросы типа: “Какая у тебя цель? Чего ты хочешь достичь, что сделать?”. Психологические исследования показали, что деятельность более точно и активно регулируется, если цель формулируется конкретно, а не общими словами. Чем более конкретный образ желаемого сформируется у ребенка, тем понятнее ему будет “куда он идет” и к чему стремится. Поэтому, если дошкольник сказал, что хочет научиться поднимать гантели, необходимо задать ему вопросы, которые помогут ребенку представить свое желание более конкретно, например: “Сколько раз ты хочешь поднимать гантели?”, “Как поднимать: от плеча вверх или снизу вверх?”. Другими словами, педагог вопросами помогает дошкольнику представить конкретную цель. В этом и заключается искусство взрослого – задать нужный вопрос. Важно, чтобы ребенок выбирал трудные, но достижимые цели, поскольку достижение трудного, высокого результата позволяет радоваться и гордиться собой, а легко достижимые цели не дают такого всплеска позитивных эмоций.

Слайд 12

Вместе с тем цель должна быть достижима для конкретного ребенка (исходя из его возможностей и особенностей), иначе ситуация станет для него непосильным испытанием, стрессом. Задача взрослого – зная возможности конкретного ребенка, помочь ему принять трудную, но достижимую цель. Это тоже можно сделать в процессе диалога с дошкольником, например: “Если сейчас мальчик Ваня поднимает гантели 7 раз, то насколько достижимо его желание научиться поднимать их 15 раз? Может быть, 12 достаточно?”. Цель больше вдохновляет, если она важна и значима, поэтому нужно обязательно порадоваться за ребенка и похвалить его за желание учиться и чего-либо достичь. Теперь, когда цель представлена и сформулирована дошкольником, следует помочь ему осознать шаги (этапы) и средства (способы) ее достижения. Другими словами, от обсуждения вопроса “Чего я хочу достичь?” мы переходим к вопросу “Как этого достичь?”. Педагог может задать следующий вопрос: “А что нужно сделать, чтобы достичь желаемого, т. е. своей цели?”.

Слайд 13

Известный психолог Альберт Бандура (автор теории самоэффективности личности) показал, что важнейший путь приобретения человеком самоэффективности – это его умение выстроить свое поведение по достижению цели. Другими словами - важен план, видение шагов и средств достижения цели. Важно вдохновить ребенка на работу по достижению цели. Педагогу следует интересоваться его продвижением, успехами. Обязательно радоваться и хвалить дошкольника на каждом этапе продвижения к цели. Например: “Молодец, ты уже научился поднимать гантели 10 раз”. Но бывает, что ребенок сталкивается с неудачей, у него что-то не получается. В таких случаях взрослому следует связывать неудачу только с недостаточностью усилий самого ребенка. Например: “Ты еще мало тренировался”. Нельзя объяснять неудачу нехваткой способностей, внешними факторами или невезением. Можно подумать и о реалистичности цели или времени ее достижения. В нашем примере возможные варианты: “поднимать гантели 10 раз” или “12 раз к концу лета”. В дальнейшем ребенок будет считать самого себя источником своих достижений или неудач, научится полагаться только на себя, выстраивать свое поведение так, чтобы оно вело к достижению целей, и добьется большего успеха в жизни .

Слайд 14

В ходе работы по воспитанию целеустремленности необходимо использовать пословицы и поговорки об упорстве и терпении. Вместе с воспитанниками педагог может сделать альбом с иллюстрациями пословиц или предложить им оформить его дома с родителями. Не менее важно напоминать ребенку о его прошлых достижениях. Например, “Вспомни, как долго тебе пришлось учиться хорошо ездить на велосипеде, но ты научился!”. Это поможет дошкольнику поддерживать веру в себя, свои силы в случае трудностей, неудач, когда нужно долго чему-нибудь учиться. Следует продолжать знакомить детей с рассказами и сказками, в которых героям приходится справляться с трудностями, прикладывая собственные усилия. Этим педагог сможет закрепить образец желаемого поведения в психике ребенка. Воспитание целеустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения ребенка в достижении им поставленной цели. Совместное обсуждение, интерес и поддержка позволяют дошкольнику получить позитивный опыт успешного целеполагания и целедостижения , осознать его и гордиться этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность....

Презентация к мастер-классу "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры"

Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга....

Презентация "Воспитание психофизических качеств детей дошкольного возраста"

Презентациия  поможет педагогу провести консультацию по теме " Воспитание психофизических качеств детей дошкольного возраста" , дав характеристику развития основных качеств физического ...

Презентация "Воспитание психофизических качеств детей дошкольного возраста"

презентация в помощь воспитателям в проведении консультации для педагогов по теме " Воспитание психофизических качеств детей дошкольного возраста"...

Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность....

Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...