Использование возможностей арт-педагогики и арт-терапии в психологическом сопровождении детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Сванидзе

Как создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка? Чем может помочь арт-терапия в развитии личности ребенка с ОВЗ? Почему так важно обращаться к возможностям искусства при работе с дошкольниками? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva_-_statya.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование возможностей арт-педагогики и арт-терапии в психологическом сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ

Д.Л. Афанасьева
заведующий ГБДОУ № 101компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья и богат и сложен. Как помочь, с одной стороны, таким детям почувствовать все многообразие окружающего мира, а с другой стороны, раскрыть их внутренний потенциал для всех? Средством, способным решить эти задачи и объединить усилия ребенка и педагога для достижения намеченной цели, является искусство.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит их к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.

В современных условиях, когда среди задач воспитания и обучения на первое место встает формирование деятельной, творческой личности, способной креативно мыслить, безусловно, использование возможностей арт-педагогики и арт-терапии, позволяет получить значительный положительный результат в работе с детьми с ОВЗ.

Необходимо остановиться на понятии «ребенок с ОВЗ». Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением поведения и общения, дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.

В нашем ДОУ в группах «Сложные дефекты» воспитываются дети разного возраста – от 3 до 7 лет, имеющие разную структуру дефекта, с выраженной двигательной патологией, задержкой и отставанием в познавательном и речевом развитии, имеющие особенности поведения. Условно можно выделить две группы детей:

1.Дети с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями, с задержкой психического развития; целиком зависят от окружающих, не могут себя обслужить; могут освоить все разделы образовательной программы частично, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Самый частый диагноз этой группы детей – ДЦП.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму. Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях — к недоразвитию речи. Дети с ДЦП испытывают специфические трудности в приеме и переработке поступающей информации, что связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха, но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью. Уровневые характеристики интеллекта у детей с ДЦП достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников, и сама структура интеллекта отличается слабой интеграцией вербальных и невербальных функций.

2.        Дети с легкими двигательными нарушениями и отставанием в умственном, речевом и психическом развитии. Они нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослых, могут частично обслуживать себя, способны осваивать разделы программы частично, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Умственная отсталость у детей определяется как «выраженное снижение уровня всех психических функций», сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения». Другими словами, умственная отсталость – это неспособность ребенка познавать, проявлять самостоятельность и социальную компетентность в соответствующей возрастной группе.

При работе с такими детьми на первое место встает коррекция и социальная адаптация. Как показала практика, использование метода проектов в сочетании с возможностями арт-педагогики и арт-терапии, позволяет не только развить сохранные функции, скорректировать нарушения, но и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Разработанный нами проект позволяет сочетать:

- музыку и живопись;

- литературное слово и живопись;

- пластику и живопись;

- рассматривание картин художников и создание собственных живописных произведений;

- синтез музыки, литературного слова, пластики, живописи в театральных постановках;

- литературное слово и изучение скульптуры в городской среде.

Цель проекта: развитие личности ребенка в процессе общения с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства, объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и связей.

Проект реализуется в течении всей недели:

В понедельник дошкольникам предлагаются занятия по развитию визуальной культуры «В гостях у картины». Это особым образом организованная деятельность детей по рассматриванию и обсуждению произведений изобразительного искусства разных времен и народов  с последующим созданием собственных художественных произведений.

Вторник отведен для работы детей с вещами и предметами, отобранными в соответствии с темой недели «Мастерская Домового». Среди них объекты живой природы, быта, технические (содержащие научную идею) и художественные (содержащие художественную идею).

Знакомясь с предметом культуры, ребенок проводит массу «экспериментов»: рассматривает, проверяет его на прочность, взвешивает, пытается определить температуру (теплый или холодный) и материал, из которого он изготовлен. Подобная деятельность способствует развитию личности, самостоятельности и доказательности суждений, позволяет удовлетворить естественную для ребенка познавательную активность, помогает понять назначение вещи, связанное с практической жизнью человека, и ее символическое значение как носителя культурных смыслов.

Среда – день «Художественного слова». Это не традиционные занятия, а своеобразное путешествие по страницам литературных произведений определенного автора. В ходе таких путешествий ребенок приобретает исследовательский опыт работы с литературным текстом, учится выделять главную мысль, персонажей произведения, устанавливать связи между ними и событиями, с ними связанными, давать оценку действиям литературных героев.

Четверг – день Театра: развитие творческих способностей дошкольников через включение в театральную деятельность. Детям предлагается в деятельности воплотить свои впечатления, смысл и оценку событий, изложенных в литературном или музыкальном произведении.

Пятница отводится для совместной деятельности педагогов и детей с целью осмысления, обобщения работы, проделанной в течение недели. Формы ее организации также оставляют большую свободу для фантазии и нестандартных решений. В этот день представляются и обсуждаются проекты, созданные детьми, организуются небольшие выставки детских работ, проводятся конкурсы и д.т.

Воскресенье авторы проекта рекомендуют родителям посвятить детям и совершить прогулку с детьми в исторический центр города, к памятникам, природным и культурным объектам, знакомство с которыми определено темой образовательного путешествия. Это не экскурсия, а продолжение исследовательских контактов с объектами городской среды во всех ее подробностях и многообразных связях.

Такое построение деятельности позволяет погрузить ребенка в чудесный мир искусства, что делает возможным эмоциональное включение, проживание и сопереживание ребенком познанного, как частички себя, своего мира, родного, близкого и интересного. А на выходе появляется желание поделиться приобретенным через личное творчество для всех.

Постепенно происходит не просто обогащение внутреннего мира ребенка, происходит его личностное развитие и раскрытие внутреннего творческого потенциала. Нарабатывается навык корректного общения со сверстниками и педагогами, что является базой для дальнейшей социализации ребенка в общество.

Список литературы

  1. Л .С. Выготский, Психология искусства. - М., 1965. - С. 318.
  2. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  3. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  4. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, «Детский церебральный паралич» - СПб, 2001
  5. «Специальная педагогика» под редакцией Н.М. Назаровой , М, 2000
  6. С.В. Подгорнова, «Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор», СПб, 2013. - 126 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....